Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:44, доклад
Ядерный ракетный двигатель — реактивный двигатель, рабочее тело в котором (например, водород, аммиак и др.) нагревается за счет энергии, выделяющейся при ядерных реакциях (распада или термоядерного синтеза). Различают радиоизотопные, ядерные и термоядерные ракетные двигатели.
Ядерный ракетный двигатель
— реактивный двигатель, рабочее
тело в котором (например, водород, аммиак
и др.) нагревается за счет энергии,
выделяющейся при ядерных реакциях
(распада или термоядерного
Ядерные ракетные двигатели
позволяют достичь значительно
более высокого (по сравнению с
химическими ракетными
ЯРД по агрегатному
состоянию ядерного топлива в
них подразделяются на твёрдо, жидко-
и газофазные. В твёрдофазных ЯРД
делящееся вещество, как и в
обычных ядерных реакторах, размещено
в сборках-стержнях (ТВЭЛах) сложной
формы с развитой поверхностью, что
позволяет эффективно нагревать (лучистой
энергией в данном случае можно пренебречь)
газообразное рабочее тело (обычно
— водород, реже — аммиак), одновременно
являющееся теплоносителем, охлаждающим
элементы конструкции и сами сборки.
Температура РТ ограничена максимальной
допустимой температурой элементов
конструкции (не более 3 000 °К), что ограничивает
скорость истечения. Удельный импульс
твердофазного ЯРД, по современным
оценкам, составит 8000—9000 м/с, что более,
чем вдвое превышает показатели
наиболее совершенных химических ракетных
двигателей. Такие ядерные ракетные
двигатели были созданы и успешно
испытаны на стендах (программа NERVA в
США, ядерный ракетный двигатель
РД-0410 в СССР). Жидкофазные ЯРД
являются более эффективными: ядерное
топливо в их активной зоне находится
в виде расплава, и, соответственно,
тяговые параметры таких
В газофазных
ЯРД (ГФЯРД) делящееся вещество
(например, уран), также как и рабочее
тело, находится в газообразном
состоянии и удерживается в
рабочей зоне электромагнитным
полем (один из многих
Строго говоря, в случае газофазного ЯРД лишь часть активной зоны должна находиться в газообразном состоянии, так как периферийные части активной зоны могут, за счёт предварительного контактного подогрева водорода, выделять до 25 % нейтронной мощности и обеспечивать критическую конфигурацию активной зоны при относительно небольшом размере собственно газообразного ТВЭЛа. Использование, например, бериллиевого, также охлаждаемого, вытеснителя нейтронов, позволяет повысить концентрацию нейтронов в нейтронодефицитном газофазном ТВЭЛе, в 2-2,5 раза по сравнению с показателем для твердофазной части зоны. Без такого «трюка» размеры газофазного ЯРД стали бы неприемлемо большими, так как для достижения критичности газофазный ТВЭЛ должен иметь очень большой размер, из-за низкой плотности высокотемпературного газа.
Рабочее тело (водород)
содержит частицы углерода для эффективного
нагрева за счёт поглощения лучистой
энергии. Термостойкость элементов
конструкции в ЯРД этого типа
не является сдерживающим фактором, поэтому
скорость истечения рабочего тела может
превышать 30 000 м/с (удельный импульс
порядка 3000 м/с.) при температуре
рабочего тела на выходе из сопла до
12000 К. В качестве ядерного топлива
для ГФЯРД предлагается, в частности,
уран-233. Существуют варианты ГФЯРД
закрытой (в том числе с «ядерной
лампой») и открытой схемы (с частичным
смешением ядерного топлива и
рабочего тела). Считается, что газофазные
ЯРД могут быть использованы в
качестве двигателей первой ступени, несмотря
на утечку делящегося вещества. В случае
же использования закрытой схемы
ГФЯРД с «ядерной лампой» факел
тяги двигателя может иметь
Первые исследования в области ЯРД были начаты еще в 1950-х гг. На настоящий момент ядерные ракетные двигатели с делящимся веществом в твердой фазе находятся на стадии экспериментальной отработки. В Советском Союзе и в США твердофазные ЯРД активно испытывались в 70-х годах XX века. Реактор «NERVA» был готов к использованию в качестве двигателя третьей ступени ракеты-носителя «Сатурн V», (см. Сатурн C-5N) однако лунную программу к этому времени закрыли, а других задач для этих РН не было. В СССР к концу 1970-х гг был создан и активно проходил испытания на стендовой базе в районе Семипалатинска ядерный ракетный двигатель РД- 0410. Основу этого двигателя с тягой 3,6 т составлял ядерный реактор ИР-100 с топливными элементами из твердого раствора карбида урана и карбида циркония. Температура водорода достигала 3000 К при мощности реактора ~ 170 МВт.
Газофазные ЯРД
в настоящий момент находятся
на стадии теоретической отработки,
однако и в СССР, и в США проводились
также и экспериментальные
На конец 1-го десятиления XXI в. нет ни одного случая практического применения ядерных ракетных двигателей, несмотря на то, что основные технические проблемы создания такого двигателя были решены ещё полвека тому назад. Основным препятствием на пути практического применения ЯРД являются оправданные опасения того, что авария летательного аппарата с ЯРД может создать значительное радиационное загрязнение атмосферы и некоторого участка поверхности Земли, нанеся как прямой вред, так и осложнив геополитическую ситуацию. Вместе с тем очевидно, что дальнейшее развитие космонавтики, приняв масштабный характер, не сможет обойтись без применения схем с ЯРД, так как химические ракетные двигатели уже достигли практического предела своей эффективности и их потенциал развития весьма ограничен, а для создания скоростного, долговременно работающего и экономически оправданного межпланетного транспорта химические двигатели по ряду причин непригодны.