В СССР
Воздухоплавание получило распространение
также и в спортивных целях
- в состязаниях на продолжительность,
высоту и дальность полёта. 9 марта
1935 пилот Воздухоплавание А. Романов
и профессор И. А. Хвостиков на аэростате
с открытой гондолой достигли высоты 9800
м, а 3 сентября 1935 И. И. Зыков и А. М. Тропин
на аэростате объёмом 2200 м3 осуществили
рекордный полёт продолжительностью 91
ч 15 мин из Москвы в Актюбинскую область,
29 сентября - 4 октября 1937 на советском
дирижабле «СССР В-6» объёмом 19 тыс. м3 с
3 двигателями мощностью по 177 квт (240 л.
с.) был установлен мировой рекорд продолжительности
полёта - 130 ч 27 мин. На борту дирижабля
находились 16 человек экипажа: командир
экипажа И. Воздухоплавание Паньков. Наибольших
успехов среди женщин добилась А. П. Кондратьева,
которая 14-15 мая 1939 на сферическом аэростате
«СССР ВР-31» объёмом 600 м3 пролетела за
22 ч 44 мин расстояние 481 км. 16 марта 1941 С.
С. Гайгеров и Б. А. Невернов совершили
рекордный (по продолжительности и дальности)
полёт на аэростате из Москвы в Новосибирскую
область, пролетев за 69 ч 20 мин 2767 км. К
началу Великой Отечественной войны из
24 официально зарегистрированных мировых
рекордов в области Воздухоплавание 17
были завоёваны советскими воздухоплавателями.
Широкое применение Воздухоплавание нашло
в годы Великой Отечественной войны 1941-45.
Аэростаты наблюдения вели длительную
артиллерийскую разведку, корректировали
огонь батарей. Большое распространение
в системе противовоздушной обороны гг.
Москвы, Ленинграда и других от налётов
немецко-фашистской авиации получили
аэростаты заграждения (АЗ). Значительный
вклад в создание совершенных конструкций
АЗ внесли коллективы инженеров, руководимые
Воздухоплавание Н. Архангельским, К. Д.
Годуновым. В обеспечении надёжной эксплуатации
АЗ большую роль сыграли военные инженеры,
подготовленные в Военно-воздушной инженерной
академии им. Н. Е. Жуковского профессорско-преподавательским
составом, возглавляемым профессором
Воздухоплавание А. Семёновым. Кроме привязных
аэростатов, в дни войны для перевозки
специальных грузов в тылу применялся
дирижабль мягкой системы «В-12» объёмом
3 тыс. м3. В 1944 под руководством инженера
Б. А. Гарфа был сконструирован и построен
дирижабль «Победа» объёмом 5 тыс. м3, показавший
отличные лётные качества. С 1945 по 1947 этот
дирижабль применялся на Чёрном море для
отыскания минных полей, затонувших судов
и др. Начиная с 1950-х гг. полёты отечественных
дирижаблей прекратились. В США и ФРГ до
1960-х гг. эксплуатировалось несколько
дирижаблей мягкой системы. Большинство
их полётов совершалось с рекламными целями.
После окончания
Великой Отечественной войны
спортивное и научное Воздухоплавание
в Советском Союзе продолжает
развиваться. 3 июля 1945 на аэростате
«СССР ВР-70» объёмом 600 м3 поднялись в воздух
С. А. Зиновеев и А. М. Боровиков для научных
наблюдений атмосферного электричества,
а 9 июля 1945 с аэростата «СССР ВР-63» они
провели наблюдение солнечного затмения.
11 ноября 1945 на субстратостате «ВР-79» объёмом
2700 м3 Г. И. Голышев и М. И. Волков поднялись
на высоту 11 500 м для изучения физических
явлений в верхних слоях атмосферы. 27 апреля
1949 на аэростате «СССР ВР-79» объёмом 2700
м3 П. П. Полосухин и А. Ф. Крикун поднялись
на высоту 12100 м. 25-28 октября 1950 советские
аэронавты С. А. Зиновеев, С. С. Гайгеров
и М. М. Кирпичёв совершили полёт на том
же аэростате из Москвы в Казахстан, пролетев
по прямой около 3200 км за 84 ч 24 мин. Полёт
происходил на высоте более 5 тыс. м. 50-е
гг. ознаменовались большим скачком в
изучении физики атмосферы и, в частности,
закономерностей движения воздушных масс.
Были открыты так называемые струйные
течения в атмосфере. Возникла возможность
создания карт струйных течений над всем
земным шаром и прогнозирования трассы
полёта аэростата с момента его старта
на несколько суток предстоящего полёта.
Одновременно с расширением знаний по
физике атмосферы произошли и существенные
изменения в воздухоплавательной технике.
Химическая промышленность выпустила
новые пластические материалы для изготовления
оболочек аэростатов (полиэтилен, полиэтилен-терефталат
и др.). Эти материалы прозрачны, прочны,
морозостойки, очень легки (1 м2 такой плёнки
весит 30-50 г) и мало нагреваются лучами
Солнца. На аэростате, выполненном из таких
материалов, можно достичь высоты около
40 км и продолжительности полёта более
15 суток. Достижения радиотехники, электроники,
автоматики, точного приборостроения
и др. позволили создать надёжно летающие
и выполняющие сложную исследовательскую
программу беспилотные свободные аэростаты,
называемые автоматическими аэростатами.
Ими пользуются для изучения воздушных
струйных течений, для географических
и медико-биологических исследований
в нижних слоях стратосферы, как стартовыми
площадками для запуска метеорологических
ракет и подъёма телескопов и т.д.