Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:31, доклад
Теплова́я маши́на — устройство, преобразующее тепловую энергию в механическую работу (тепловой двигатель) или механическую работу в тепло (холодильник). Преобразование осуществляется за счёт изменения внутренней энергии рабочего тела.
Тепловые машины
Теплова́я маши́на — устройство, преобразующее тепловую энергию в механическую работу (тепловой двигатель) или механическую работу в тепло (холодильник). Преобразование осуществляется за счёт изменения внутренней энергии рабочего тела.
Принцип действия тепловых машин.
Достаточно несложно получить тепловую
энергию за счет работы, например достаточно
потереть два предмета друг о друга
и выделится тепловая энергия. Однако
получить механическую работу за счет
тепловой энергии гораздо труднее,
и практически полезное устройство
для этого было изобретено лишь около
1700 г.
Тепловой двигатель - это любое устройство,
преобразующее тепловую энергию в механическую
работу.
Основная идея лежащая в основе любого
теплового двигателя, состоит в следующем:
механическая энергия может быть получена
за счет тепловой, только если дать возможность
тепловой энергии переходить из области
с высокой температурой в область с низкой
температурой, причем в процессе этого
перехода часть тепловой энергии может
перейти в механическую работу.
В основном используется два паровых двигателя:
возвратного типа и паровая турбина.
В двигателях возвратного типа (рис.4) нагретый
пар проходит через впускной клапан и
затем расширяется в пространстве под
поршнем, вынуждая его тем самым двигаться.
Затем, когда поршень возвращается в исходное
положение, он вытесняет пар через выпускной
клапан.
В паровых турбинах по существу происходит
тоже самое. Различие состоит в том, что
возвратно-поступательный поршень заменен
турбиной (рис.5), напоминающей гребное
колесо.
Наиболее распространенным двигателем
сейчас является четырёхтактный двигатель
внутреннего сгорания (рис.6).
На рисунке 6 буквами обозначены следующие
процессы:
а. Смесь воздуха с бензином всасывается
в цилиндр, при движении поршня вниз.
б. Поршень движется вверх и сжимает смесь.
в. Искра от свечи воспламеняет смесь.
При этом температура смеси резко возрастает.
г. Газы, находящиеся при высоких температуре
и давлении, расширяются, перемещая при
этом поршень вниз (рабочий ход двигателя).
д. Отработавшие газы выбрасываются через
выпускной клапан; затем весь цикл повторяется.
Вещество, которое нагревают и охлаждают (в паровых машинах - пар), называют рабочим телом. Для практической работы любого теплового двигателя необходима разность температур. Почему? Что бы ответить на этот вопрос представим себе паровую машину (как на рис.4), но без конденсатора и насоса. В таком случае пар имел бы одинаковую температуру во всей системе. Это означало бы, что давление пара при его выпуске было бы таким же, как и при впуске. Тогда работа, которую совершил пар над поршнем при своем расширении, в точности была бы равна работе, которую совершил поршень над паром при его выпуске, то есть не было бы совершено никакой результирующей работы. В реальном двигателе выпускаемый газ охлаждается до более низкой температуры и конденсируется, так что давление при выпуске меньше, чем при впуске. В таком случае работа, которую должен совершить поршень для выталкивания газа из цилиндра, будет меньше, чем работа совершаемая газом работа над цилиндром. Таким образом может быть получена результирующая работа.
Двигатель Карно и его КПД.( Коэффициент полезного действия)
В начале ХIХ века процесс преобразования
теплоты в механическую работу подробно
изучал французский ученый Н.Л. Сади
Карно (1796-1832). Он намеревался определить
способы повышения КПД тепловых машин,
однако исследования привели к изучению
основ термодинамики. Как вспомогательное
средство для своих исследований он на
бумаге изобрел идеализированный тип
двигателя, который теперь принято называть
двигателем Карно.
В этом двигателе происходят обратимые
процессы, т.е. протекающие чрезвычайно
медленно, так что его можно рассматривать,
как последовательный переход от одного
равновесного состояния к другому, причем
этот процесс можно провести в обратном
направлении без изменения совершенной
работы и переданного количества теплоты.
В двигателе Карно используется
одноименный цикл (рис.8). В точке
а начальное состояние системы.
Сначала газ расширяется
На третьей стадии цикла происходит изотермическое
и обратимое сжатие газа по пути cd, здесь
газ контактирует с холодным термостатом
при температуре ТL. И наконец газ адиабатически
и обратимо сжимается по пути da возвращаясь,
таким образом, в исходное состояние.
Карно сформулировал
следующую теорему (являющуюся ещё
одной формулировкой второго
начала термодинамики):
Все обратимые двигатели, работающие между
двумя термостатами, имеют один и тот же
КПД; ни один необратимый двигатель, работающий
междц теми же термостатами, не может
иметь более высокого КПД. Эта теорема
определяет максиммально возможный КПД
для любого необратимого (реального) двигателя.
Рассмотрим идеальный цикл используемый
в двигателях внутреннего сгорания, так
называемый цикл Отто (рис. 9).
В этом цикле сжатие и расширение смеси
происходит адиабатически, а нагревание
и охлаждение осуществляется при постоянном
объеме. На рисунке 9 дана диаграмма идеального
цикла быстрого сгорания: 1-2 – адиабата
сжатия, 2-3 -нагревание смеси при V=const (сгорание
смеси), 3-4 адиабата расширения, 4-1 – охлаждение
смеси при V=const (выхлоп)
КПД идеального двигателя построенного
на основе цикла Отто рассчитывается
аналогично. Однако, в реальных двигателях
КПД всегда несколько ниже, чем КПД
идеального двигателя. Этому способствуют
5 основных причин:
1. В действительном цикле рабочее
тело из меняет свой химический состав
в течение процесса сгорания.
2. Процессы сжатия и расширения
не идут адиабатически, а протекают, сопровождаясь
теплообменом со стенками цилиндра. Явление
теплообмена со стенками цилиндра имеет
место также и в процессе сгорания.
3. Процесс сгорания не происходит
при постоянном объеме, а начинается в
точке 2’ (рис. 10) и кончается после точки
3. В процессе сгорания тепло получается
не извне, а за счет изменения химического
состава рабочего тела. Химическая реакция
сгорания не успевает закончиться полностью
на линии сгорания (2-3), а продолжается
в течение процесса расширения вплоть
до момента выхлопа.
4. Процесс охлаждения рабочего
тела в действительности заменяется выхлопом
и выталкиванием отработанных газов и
последующим засасыванием рабочей смеси
(линия 4’-4-5-1).
5. Процесс всасывания заканчивается
позднее точки 1 (в точке 1’) так, что от
точки 4’ до 1’ в цилиндре находится не
постоянное количество рабочего тела.