Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:51, реферат
Смазочный материал предотвращает непосредственный контакт металлических поверхностей, охлаждает их и уносит продукты износа и окисления масла. Кроме того, он вступает во взаимодействие с металлами и существенно изменяет механические свойства, износостойкость и усталостную прочность поверхностных слоев.
В качестве смазочных веществ используются материалы, находящиеся в любом агрегатном состоянии – от газообразного до твёрдого.
Твёрдые смазочные материалы обладают высокими механическими характеристиками, поэтому их применяют в узлах, работающих при особенно высоких нагрузках. Кроме того, эти смазочные материалы способны выдерживать высокие температуры. Такими являются графит и дисульфид молибдена.
Смазочный материал предотвращает непосредственный контакт металлических поверхностей, охлаждает их и уносит продукты износа и окисления масла. Кроме того, он вступает во взаимодействие с металлами и существенно изменяет механические свойства, износостойкость и усталостную прочность поверхностных слоев.
В качестве смазочных веществ используются материалы, находящиеся в любом агрегатном состоянии – от газообразного до твёрдого.
Твёрдые смазочные материалы
обладают высокими механическими
Наибольшее распространение получили смазочные масла. Они могут быть жидкими или в смеси с загустителями, придающими им свойства пластичных смазочных материалов. Достоинством жидких масел является широкая возможность их выбора по свойствам, в первую очередь по уровню вязкости, в зависимости от требования данного механизма. Кроме того, жидкие масла легко подводятся к зонам трения. Однако жидкие масла имеют и недостатки. Они требуют повышенной герметизации узлов для предотвращения вытекания.
На основе жидких масел были созданы загущенные пластичные смазки, где на долю загустителя приходится 12–20 % массы смазки. При небольших силовых воздействиях загуститель способствует сохранению смазки в пластичном состоянии, а с ростом нагружения смазка в зонах трения становится жидкой и хорошо смазывает контактирующие поверхности, в то время как вне зоны трения пластичная смазка не текуча и хорошо удерживается в узле.
Пластичные смазки используются, как смазочные материалы, для недостаточно хорошо герметизированных узлов трения. Путём подбора состава пластичные смазки могут удовлетворять самым различным требованиям и обеспечивать работоспособность узлов трения при малом их расходе. Примером может служить смазка ЛЗ-ЦНИИ для роликовых букс вагонов.
Однако пластичные смазки имеют ряд недостатков. Например, возникает трудность подвода смазки в зону трения; присадки не обладают той эффективностью, которой они обладают в жидких маслах вследствие частичной адсорбции их на элементах загустителя самой смазки и др.
Роль смазочного материала в механизмах современных машин заключается:
1) в уменьшении потерь энергии на трение;
2) уменьшении износа;
3)предупреждении схватывания и заедания трущихся поверхностей;
4) защите деталей от
коррозийного воздействия
5) уменьшении вероятности возникновения усталостного выкрашивания металла;
6) удалении продуктов износа из зоны трения.
Масла представляют собой
сложную смесь разнородных
В зависимости от режима работы пары трения функцию разделения трущихся поверхностей может выполнять тот или иной смазочный слой. Если вязкости масла первого слоя оказывается недостаточно, то разделение трущихся поверхностей переходит к адсорбированному, а затем хемосорбированному слою, которые обладают более высокими механическими свойствами (вязкость, прочность), чем исходное масло.
Наиболее неблагоприятная ситуация возникает тогда, когда уничтожается последний хемосорбированный слой на обеих поверхностях. В какой-то момент относительного перемещения незащищённые смазкой участки поверхностей совпадают и соединяются (свариваются) друг с другом настолько прочно, что при продолжающемся перемещении трущихся поверхностей металл рвётся на некоторой глубине, и пары трения начинают выходить из строя (нарушается рабочее состояние поверхностей).