Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:15, курс лекций
Статор синхронной машины имеет такое же устройство, как и статор асинхронной машины. Трехфазная или в общем случае m-фазная обмотка машины выполняется с таким же числом полюсов, как и ротор, и называется так же обмоткой. Сердечник ротора вместе с обмоткой называется также якорем. На рис. условно показаны только выводные концы А, В, С обмотки статора.
Зарегистрировано немало случаев, когда неправильная синхронизация вызывала серьезные повреждения оборудования (повреждение обмоток, поломка крепежных деталей сердечников и полюсов, поломка вала, разрушение всего генератора).
Этот способ может осуществляться по схеме на погасание или на вращение света.
Схема синхронизации на погасание света представлена на рис
где слева изображен генератор Г1, уже работающий на шины станции и сеть, а справа — включаемый на параллельную работу генератор Г2 с вольтметром V, вольтметровым переключателем П и с ламповым синхроноскопом С, каждая из ламп 1, 2, 3 которого включена между контактами одной и той же фазы или полюса выключателя В2. При соблюдении приведенных выше условий и равенства напряжения на всех лампах одновременно равны нулю и лампы не светятся, что и указывает на возможность включения генератора Г2 с помощью выключателя В2 на параллельную работу.
Достичь точного равенства частот в течение даже небольшого промежутка времени практически невозможно (рис.а),
и поэтому напряжения Uг. — Uc на лампах 1, 2, 3 пульсируют с частотой (рис.), и если эта частота мала, то лампы загораются и погасают с такой же частотой. Частота соответствует частоте пульсации напряжения (штриховые кривые на рис.б). Путем регулирования частоты генератора необходимо добиться того, чтобы частота загорания и погасания ламп была минимальна (период 3—5 сек), и произвести затем включение выключателя В2 в момент времени, когда лампы не горят.
При малой частоте лампы погасают раньше, чем напряжение достигнет нуля, и загораются также при U > 0. Поэтому при схеме рис. а трудно выбрать правильный момент включения. В этом отношении лучшей является схема рис. б, в которой лампа 1 включена так же, как на схеме рис. а, а лампы 2 и 3 — между различными фазами генератора и сети. Поэтому в данном случае при соблюдении перечисленных выше условий и равенства лампа 1 не светится, а лампы 2 и 3 находятся под линейным напряжением и светятся с одинаковой яркостью, что и является критерием правильности момента включения.
При лампы 1, 2 и 3 загораются и погасают поочередно, и создается впечатление вращающегося света, причем при . вращение происходит в одну сторону, а при . — в другую. Частота вращения света равна/,. — /„ и необходимо добиться, чтобы она была минимальна (период 3—5 сек).
Отметим, что если при осуществлении схемы рис. а вместо одновременного погасания и загорания всех трех ламп получится вращение света, а при схеме рис. б — одновременное погасание и загорание ламп, то это будет указывать на неправильность чередования фаз генератора и сети. При этом необходимо поменять местами начала двух фаз обмотки статора генератора.
Для более точного выбора момента включения параллельно одной из ламп рис. а включают вольтметр, имеющий растянутую шкалу в области нуля (нулевой вольтметр).
Синхронизация с помощью ламп и нулевого вольтметра применяется только для генераторов малой мощности. Для мощных генераторов пользуются электромагнитным синхроноскопом, к которому подаются напряжения генератора и сети. Этот прибор работает на принципе вращающегося магнитного поля, и при его стрелка вращается с частотой в ту или иную сторону в зависимости от того, какая частота больше. При правильном моменте включения стрелка синхроноскопа обращена вертикально вверх.
При высоком напряжении приборы синхронизации включаются через трансформаторы напряжения. При этом необходимо позаботиться о том, чтобы фазировка (чередование фаз) этих трансформаторов была правильной.
Синхронизация генераторов является весьма ответственной операцией и требует от эксплуатационного персонала большого внимания. В особенности это важно в случае различных аварий, когда персонал работает в напряженной обстановке. В то же время именно при авариях необходима максимальная оперативность в производстве различных переключении и в синхронизации резервных или отключившихся во время аварий генераторов. Опыт показывает, что наибольшее количество ошибочных действии персонала падает как раз на период аварий.
Для исключения ошибок персонала и облегчения его работы пользуются автоматическими синхронизаторами, которые осуществляют автоматическое регулирование Ur и fг синхронизируемых генераторов в нужных направлениях и при достижении необходимых условий автоматически включают генераторы на параллельную работу. Однако подобные автоматические синхронизаторы также обладают недостатками (сложность, необходимость непрерывного и квалифицированного обслуживания и т. д.).
К тому же во время аварий напряжение и частота в системе нередко беспрерывно и быстро меняются и поэтому процесс синхронизации с помощью автоматических синхронизаторов сильно затягивается (до 5—10 мин и даже более), что с точки зрения ликвидации аварии крайне нежелательно. Внедрен метод грубой синхронизации, или самосинхронизации.
Сущность метода самосинхронизации заключается в том, что генератор включается в сеть в невозбужденном состоянии (Uг = 0) при скорости вращения, близкой к синхронной (допускается отклонение до 2%). При этом отпадает необходимость в точном выравнивании частот, величины и фазы напряжений, благодаря чему процесс синхронизации предельно упрощается и возможность ошибочных действий исключается. После включения невозбужденного генератора в сеть немедленно включается ток возбуждения н генератор втягивается в синхронизм (т. е. его скорость достигает синхронной и становится )-
При самосинхронизации неизбежно возникновение значительного толчка тока, так как включение невозбужденного генератора в сеть с напряжением Uс эквивалентно внезапному короткому замыканию этого генератора при работе на холостом ходу с Е=Uс. Однако толчок тока при самосинхронизации будет все же меньше, так как, кроме сопротивления генератора, в цепи будут действовать также сопротивления элементов сети (повышающие трансформаторы, линия и т. д.). Кроме того, включение генератора производится при включенном сопротивлении гашения поля, что также снижает величину ударного тока и способствует быстрому затуханию переходных токов.
По действующим правилам метод самосинхронизации можно применять в случаях, когда толчок тока не будет превышать 3,5 гц. В большинстве случаев это условие выполняется. На рис.
представлены кривые, относящиеся к включению в сеть методом самосинхронизации турбогенератора мощностью 100 Mem.
Режим работы синхронной машины параллельно с сетью при синхронной скорости вращения называется синхронным.
Рассмотрим особенности этого режима подробнее, причем предположим для простоты, что сеть, к которой приключена рассматриваемая машина, является бесконечно мощной, т. е. в ней U = const и f -= const. Практически это означает, что суммарная мощность всех приключенных к этой сети синхронных генераторов настолько велика по сравнению с мощностью приключаемой машины, что изменение режима работы машины не влияет на напряжение и частоту сети.
Напряжение параллельно работающего генератора равно напряжению сети на зажимах генератора. Для простоты предположим также, что включаемая на параллельную работу машина является неявнополюсной и сопротивление якоря ra = 0. Тогда, согласно диаграмме, ток якоря машины определяется простой зависимостью
Предположим, что при включении на параллельную работу условия синхронизации возбужденного генератора были соблюдены в точности, т. е. тогда, I = 0, т. е. машина не примет на себя никакой нагрузки.
Предположим теперь, что ток возбуждения после синхронизации был увеличен и поэтому . Тогда (рис а) возникает ток I отстающий от &.0, а также от Ё и 0 на 90°. Машина, таким образом, будет отдавать в сеть чисто индуктивный ток и реактивную мощность. Если ток возбуждения уменьшить, так что (рис. б), то ток I также будет отставать от на 90°, но будет опережать Е и 0 на 90°, т. е. машина будет отдавать в сеть емкостный ток и потреблять из сети реактивную мощность.
Таким образом, изменение тока возбуждения синхронной машины вызовет в ней только реактивные токи или изменение реактивного тока и реактивной мощности. При синхронная машина называется перевозбужденной, а при — н е д о в о з б у ж д е н н о и. При равенстве активной мощности нулю перевозбужденная синхронная
машина по отношению к сети эквивалентна емкости, а недовозбужденная — индуктивности.
Синхронная машина, не несущая активной нагрузки и загруженная реактивным током, называется синхронным компенсатором. Такие компенсаторы применяются для повышения коэффициента мощности и поддержания нормального уровня напряжения в сетях.
Если, например, такой компенсатор установить в районе большой промышленной нагрузки и перевозбудить его, то он будет снабжать асинхронные двигатели промышленных предприятий реактивной мощностью, питающая сеть и генераторы электрических станций будут полностью или частично разгружены от этой мощности, коэффициент мощности генераторов и сети повысится, потери мощности и падения напряжения в них уменьшатся и напряжение сети у потребителей сохранится на нормальном уровне.
Изменение тока возбуждения не вызывает появления активной нагрузки или ее изменения. Чтобы включенная на параллельную работу машина приняла на себя активную нагрузку и работала в режиме генератора, необходимо увеличить движущий механический вращающий момент на ее валу, увеличив, например, поступление воды или пара в турбину.
Тогда равенство моментов на валу нарушится, ротор генератора, а следовательно, и вектор э. д. с. генератора забегут вперед на некоторый угол (рис. б). При этом возникнет ток I, отстающий, как и ранее, от на 90o Но, как следует из рис. в, в данном случае
и
т. е. машина отдает в сеть активную мощность.
Если, наоборот, притормозить ротор машины, создав на его валу механическую нагрузку, то э.д.с. отстанет от на некоторый угол , ток будет отставать от на угол ,при этом мощность машины
т.е. машина будет работать в режиме двигателя.
Как следует из рис. в и г, у генератора вектор отстает от вектора , а у двигателя — наоборот. Угол нагрузки в первом случае будем считать положительным, а во втором — отрицательным.
Характер магнитного поля в зазоре между статором и ротором в режимах генератора и двигателя изображен на рис. 2. У генератора ось полюсов сдвинута относительно оси потока на поверхности статора на угол вперед, по направлению вращения (>0), а у двигателя—против направления вращения (<0). Угол можно назвать внутренним углом
Рис 2.
нагрузки. Образование электромагнитного вращающего момента М и направление его действия согласно рис. 35-6 можно объяснить также тяжением магнитных линий.
Преобразование энергии в синхронных машинах нормальной конструкции, с вращающимся индуктором и возбудителем на общем валу, иллюстрируется энергетическими диаграммами рис. 3,
Рис 3.
где рмх — механические потери, рв — потери на возбуждение синхронной машины, включая потери в возбудителе, рд — добавочные потери от высших гармоник поля в стали статора и ротора, рмг — основные магнитные потери и рэл — электрические потери в обмотке якоря. Для генератора Р1 — потребляемая с вала механическая мощность и Р2 — отдаваемая в сеть электрическая мощность, а для двигателя Р1 — потребляемая из сети электрическая мощность и Р2 — развиваемая на валу механическая мощность. Электромагнитная мощность Рэм передается с помощью магнитного поля с ротора на статор в режиме генератора и в обратном направлении — в режиме двигателя. Добавочные потери покрываются за счет механической мощности на роторе. Механические потери возбудителя включаются в потери рмх
Весьма важно отметить, что при изменении движущего или тормозящего механического момента на валу синхронная машина обладает свойствами саморегулирования и способностью до известных пределов сохранять синхронизм с сетью, т. е. синхронное вращение с другими синхронными машинами, приключенными к этой сети. Например, при приложении к валу положительного вращающего момента Мст„ ротор будет ускоряться и угол нагрузки будет расти от нуля (рис. б). Вместе с тем машина начинает нагружаться активной мощностью Р и развивать тормозящий электромагнитный момент М. При этом величины , Р и М будут расти до тех пор, пока не наступит равновесие моментов Mст = М на валу. Одновременно с этим восстановится также баланс между потребляемой с вала механической мощностью, отдаваемой в сеть электрической мощностью и потерями в машине. В случае приложения к валу тормозящего момента Мст угол будет расти по абсолютной величине также до тех пор, пока не восстановится равновесие моментов на валу и баланс мощностей.