Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:34, реферат
Тепловые явления отличаются от механических и электромагнитных тем, что законы тепловых явлений необратимы (т.е. тепловые процессы самопроизвольно идут лишь в одном направлении) и что тепловые процессы осуществляются лишь в макроскопических масштабах, а поэтому используемые для описания тепловых процессов понятия и величины (температура, количество теплоты и т.д.) также имеют только макроскопический смысл (о температуре, например, можно говорить применительно к макроскопическому телу, но не к молекуле или атому). Вместе с тем знание строения вещества необходимо для понимания законов тепловых явлений.
При движении поршня от верхнего положения до нижнего через выпускной клапан происходит засасывание горючей смеси в цилиндр (рис.1). Этот процесс происходит при постоянном давлении. При обратном ходе поршня начинается сжатие горючей смеси. Сжатие происходит быстро, и поэтому процесс близок к адиабатическому.
В конце такта сжатия
происходит воспламенение горючей
смеси электрической искрой. Быстрое
сгорание паров бензина сопровождается
передачей рабочему телу — воздуху
— количества тепла, резким возрастанием
температуры, давления воздуха и
продуктов сгорания. За короткое время
горения смеси поршень
Под действием давления горячих газов
поршень совершает рабочий ход, газы адиабатически
расширяются от объема vi до объема V2.
В конце рабочего такта открывается выпускной
клапан и рабочее тело соединяется с окружающей
атмосферой. Выпуск отработанных газов
сопровождается передачей количества
тепла Q2 окружающему воздуху, играющему
роль охладителя.
Для поршневых двигателей внутреннего
сгорания важной характеристикой, определяющей
полноту сгорания топлива и значительно
влияющей на величину
КПД, является степень сжатия горючей
смеси:
где V2 и V1 — объемы
в начале и в конце сжатия. С
увеличением степени сжатия возрастает
начальная температура горючей
смеси в конце такта сжатия,
что способствует более полному
ее сгоранию. В карбюраторных двигателях
увеличению степени сжатия выше 8—9
препятствует самовоспламенение
(детонация) горючей смеси, происходящее
еще до того, как поршень достигнет верхней
мертвой точки. Это явление оказывает
разрушающее действие на двигатель и снижает
его мощность и КПД. Достигнуть высоких
степеней сжатия без детонации удалось
увеличением скорости движения поршня
при повышении числа оборотов двигателя
до 5—6 тыс. об/мин и применением бензина
со специальными антидетонационными присадками.
Карбюраторные двигатели внутреннего сгорания широко применяются в автомобильном транспорте. Они приводят в движение почти все легковые и многие грузовые автомобили.
Двигатель Дизеля. Для
дельнейшего повышения КПД
Высокая степень сжатия без детонации достигается в двигателе Дизеля за счет того, что сжатию подвергается не горючая смесь, а только воздух. По окончании процесса сжатия в цилиндр впрыскивается горючее. Для его зажигания не требуется никакого специального устройства, так как при высокой степени адиабатического сжатия воздуха его температура повышается до 600 — 700 С. Горючее, впрыскиваемое с помощью топливного насоса через форсунку, воспламеняется при соприкосновении с раскаленным воздухом.
Подача топлива управляется особым регулятором, в результате чего процесс горения протекает не столь кратковременно, как в карбюраторном двигателе, а происходит изобарно, а затем адиабатно. При обратном движении поршня осуществляется выхлоп.
Современные дизели
имеют степень сжатия (=16 — 21 и
КПД около 40%. Более высокий коэффициент
полезного действия дизельных двигателей
обусловлен тем, что вследствие более
высокой степени сжатия начальная
температура горения смеси (480— 630
°С) у них выше, чем у карбюраторных
двигателей (330— 480°С). Этим обеспечивается
более полное сгорание дизельного топлива.
Дизельные двигатели используются в мощных
грузовых автомобилях, тракторах, на судах
речного и морского транспорта, тепловозах.
Газовая турбина. Все более широкое применение
в современном транспорте получают газотурбинные
двигатели. Газотурбинная установка состоит
из воздушного компрессора 1, камер сгорания
2 и газовой турбины 3
Компрессор состоит из ротора, укрепленного
на одной оси с турбиной, и неподвижного
направляющего аппарата.
При работе турбины ротор компрессора
вращается. Лопатки ротора имеют такую
форму, что при их вращении давление перед
компрессором понижается, а за ним повышается.
Воздух засасывается в компрессор, несколько
ступеней лопаток компрессора обеспечивают
повышение давления воздуха в 5—7 раз.
Процесс сжатия протекает адиабатно, поэтому
температура воздуха повышается до температуры
200 °С и более.
Сжатый воздух поступает в камеру сгорания.
Одновременно через форсунку в нее впрыскивается
под большим давлением жидкое топливо
— керосин, мазут.
При горении топлива воздух, служащий
рабочим телом, получает некоторое количество
тепла и нагревается до температуры 1500—
2200 °С. Нагревание воздуха происходит
при постоянном давлении, поэтому воздух
расширяется, и скорость его движения
увеличивается.
Движущийся с большой
скоростью воздух и продукты горения
направляются в турбину. Переходя от
ступени к ступени, они отдают
свою кинетическую энергию лопаткам
турбины. Часть полученной турбиной
энергии расходуется на вращение
компрессора, а остальная используется
для вращения винта самолета, винта
морского корабля или колес автомобиля.
Вместо вращения винта самолета, теплохода
или ротора электрогенератора газовая
турбина может быть использована как реактивный
двигатель. Воздух и продукты горения
выбрасываются из газовой турбины с большой
скоростью.
Реактивная сила тяги, возникшая при этом,
может быть использована для движения
самолета, теплохода или железнодорожного
транспорта.
Турбореактивными двигателями оборудованы
известные всему миру самолеты ИЛ-
62, ТУ-154.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось
бы отметить о взаимодействии тепловых
машин и окружающей средой. Непрерывное
развитие энергетики, автомобильного
и других видов транспорта, возрастание
потребления угля, нефти и газа
в промышленности и на бытовые
нужды увеличивает возможности
удовлетворения жизненных потребностей
человека. Однако в настоящее время
количество ежегодно сжигаемого в различных
тепловых машинах химического топлива
настолько велико, что все более
сложной проблемой становится охрана
окружающей среды от вредного влияния
продуктов сгорания.
Отрицательное влияние тепловых машин
на окружающую среду связано с действием
разных факторов.
Во-первых, при сжигании топлива используется
кислород из атмосферного воздуха, поэтому
содержание кислорода в воздухе постепенно
уменьшается.
Если в России пока количество кислорода,
производимого лесами, превышает количество
кислорода, потребляемого промышленностью,
то, например, в США леса восстанавливают
лишь 60% используемого промышленностью
кислорода.
Во-вторых, сжигание топлива сопровождается
выделением в атмосферу углекислого газа.
За последние двадцать лет содержание
углекислого газа в атмосфере Земли увеличилось
примерно на 5%.
Молекулы оксида углерод способны поглощать
инфракрасное излучение. Поэтому увеличение
содержания углекислого газа в атмосфере
изменяет ее прозрачность. Инфракрасное
излучений, испускаемое земной поверхностью,
все в большей мере поглощается в атмосфере.
Дальнейшее существенное увеличение концентрации
углекислого газа в атмосфере может привести
к повышению ее температуры.
В-третьих, при сжигании угля и нефти атмосфера
загрязняется азотными и серными соединениями,
вредными для здоровья человека. Особенно
существенно это загрязнение в крупных
городах и промышленных центрах.
Более половины всех загрязнений атмосферы
создает транспорт. Кроме оксида углерода
и соединений азота, автомобильные двигатели
ежегодно выбрасывают в атмосферу 2—3
млн. т свинца. Соединения свинца добавляют
в автомобильный бензин для предотвращения
детонации топлива в двигателе, т.е. слишком
быстрого сгорания топлива, приводящего
к снижению мощности двигателя и его быстрому
износу. Так как автомобильные двигатели
играют решающую роль в загрязнении атмосферы
в городах, проблема существенного усовершенствования
автомобильного двигателя представляет
одну из наиболее актуальных научно- технических
проблем.
Один из путей уменьшения загрязнения
окружающей среды – переход от использования
в автомобилях карбюраторных бензиновых
двигателей к использованию дизельных
двигателей, в топливо которых не добавляют
соединения свинца.
Перспективными являются разработки и
испытания автомобилей, в которых вместо
бензиновых двигателей используется электродвигатель,
питающийся от аккумулятора, или двигатель,
использующий в качестве топлива водород.
В последнем типе двигателя при сгорании
водорода образуется вода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бернал Дж. Наука в истории общества.М.,1956.
2.Енохович А.С.
Справочник по физике и
3.Кабардин О.Ф. Физика. – М.: Просвещение, 1988.
4.Курс общей физики. – Киев.: Днепр, 1994.