Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 10:25, реферат
Электротехническая промышленность играет важную роль в решении задач электрификации, технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства, механизации, автоматизации и интенсификации производственных процессов. Объем производства электроэнергии в России к 2005 году превысил 1 трлн. кВт/ч. Установленная электрическая мощность отдельных предприятий достигает 3 млн. кВт, а количество электрических машин на них - 100 тыс. шт. Годовое потребление электроэнергии на ряде предприятий уже сегодня превышает 5 млрд. кВт/ч.
Ремонт
Ослабление прессовки
Выпадение вентиляционных распорок.
Ослабление стяжных болтов.
Отлом и выпадение отдельных зубцов
Ремонт распорок
Подтянуть болты
Забить и укрепить клинья
Распушение зубцов
Слабые крайние листы или нажимные шайбы
Подпрессовка. Усиление крайних листов
Нагрев сердечника
Заусенцы. Зашлифованные места. Механические повреждения поверхности сердечников
Порча изоляции стяжных болтов
Расчистка
Замена изоляции
Выгорание участков
Пробой изоляции обмотки на сталь
Расчистка. Перешихтовка
Деформация стали
Неправильная сборка или монтаж машины. Механические повреждения
Расчистка. Перешихтовка. Правка
2.8 Ремонт деталей механической части
Ремонт вала. Формы валов
электрических машин с
Вал может иметь следующие повреждения: изгиб, трещины, задиры и царапины шеек, общую выработку, конусность и овальность шеек, развал шпоночных канавок, забоины и расклепывание торцов, смятие и износ резьбы на концах вала, потерю напряженности посадки на валу сердечника и в редких случаях поломку вала.
Ремонт валов является ответственной работой и имеет специфические особенности, так как ремонтируемый вал очень сложно отделить от сопряженного с ним сердечника. Допустимая норма на обточку шеек вала составляет 5 - 6% от его диаметра; допустимая конусность 0,0003, овальность 0,002 от диаметра. Валы, имеющие трещины глубиной более 10-15% размера диаметра при длине более 10% длине вала или периметра, подлежат замене. Общее количество вмятин и углублений не должно превышать 10% посадочной поверхности под шкив или муфту и 4% под подшипник.
Ремонт станин и подшипниковых щитов. Основные повреждения станин и подшипниковых щитов: поломка лап крепления станины; повреждение резьбы в отверстиях станины; трещины и коробление подшипниковых щитов; износ посадочной поверхности отверстия щита под посадку подшипника.
Ремонт станины и
Рис.10. Заливка вкладыша центробежным способом
Частота вращения патрона
при заливке подшипников
Внутренний диаметр подшипника, мм
Частота вращения патрона, об/мин
Внутренний диаметр подшипника, мм
Частота вращения патрона, об/мин
Б16, БН
Б83
Б16, БН
Б83
30
40
50
60
70
80
90
1490
1250
1150
1060
980
910
850
1670
1400
1290
1190
1100
1020
960
100
110
120
130
140
150
160
810
770
740
710
680
660
640
910
870
830
800
770
740
720
Основные требования к
установке подшипников
рабочие части вкладышей подшипников должны быть пригнаны (шабрением по шейкам в средней их части по дуге от 60 до 120°);
норма поверхности соприкосновения (при проверке на краску) шейки вала и нижнего вкладыша - два пятна на 1 см2 поверхности на дуге 60-90°; наличие плотных поясов по концам шейки вала и верхнего вкладыша - одно пятно на 1см2.
Повреждения и замена подшипников качения. Основным повреждением подшипников качения является износ рабочих поверхностей: обоймы, сепаратора, кольца, шариков или роликов, а также наличие глубоких рисок и царапин, следов коррозии, появления цветов побежалости. Ремонт подшипников качения в ЭлРЦ не производят, а заменяют новыми. У электромашин средней мощности срок службы подшипников качения составляет 2 - 5 лет в зависимости от размера двигателя и режима его работы. Допустимые радиальные зазоры в подшипниках качения электрических машин:
Основные требования к установке подшипников качения:
внутренние кольца подшипников должны быть насажены на вал плотно;
наружные кольца подшипников должны быть вставлены в расточки подшипниковых щитов свободно с зазором 0,05 - 0,1 мм по диаметру;
Внутренний диаметр подшипника, мм
Осевая игра в однорядных шарикоподшипниках, мм, для серии
Радиальный зазор, мм
200
300
в новых однорядных шарикопод-шипниках
в новых роликопод-шипниках
Наибольший допустимый при износе подшипников
20 - 30
30 - 50
50 - 80
80 - 100
100 - 120
----
0,12 - 0,22
0,14 - 0,32
0,25 - 0,43
0,25 - 0,46
----
0,13 - 0,23
0,17 - 0,38
0,29 - 0,50
0,32 - 0,56
0,01 - 0,02
0,01 - 0,02
0,01 - 0,02
0,02 - 0,03
0,02 - 0,04
0,02 - 0,05
0,02 - 0,06
0,02 - 0,06
0,04 - 0,08
0.05 - 0.09
0,1
0,2
0,2
0,3
0,3
осевой зазор (величина осевого перемещения одной обоймы относительно другой) не должен превышать 0,3 мм.
Ремонт уплотнений. Попадание смазки из подшипников внутрь электрических машин происходит из-за конструктивных недостатков, неправильного монтажа уплотнений и неправильного применения смазки. Кольцо с зубчиками, насаженное на вал дополнительно к обычному сальниковому уплотнению, не допускает попадания смазки внутрь машины. Для установки такого кольца необходимо укоротить вкладыш подшипника кольцевой смазки.
Для устранения сильной утечки смазки внутрь машины на вал насаживают маслоотражательное кольцо с наклонными отражателями для отбрасывания масла в подшипник. При сильной осевой вентиляции следует устанавливать дополнительные уплотнения лабиринтного типа. Ремонт уплотняющих устройств заключается в замене шпилек с поврежденной резьбой, сверлении и нарезке резьбы в новых отверстиях уплотняющих колец.
Балансировка роторов. Для обеспечения работы электрической машины вибраций после ремонта ротор в сборе со всеми вращающимися частями (вентилятором, кольцами муфтой, шкивом и т.п.) подвергают балансировке.
Различают статическую и динамическую балансировку. Первую рекомендуют для машин с частотой вращения до 1000 об/мин и коротким ротором, вторую дополнительно к первой - для машин с частотой вращения более 1000 об/мин и для специальных машин с удлиненным ротором. Статическую балансировку производят на двух призматических линейках, точно выверенных по горизонтали. Хорошо сбалансированный ротор остается неподвижным, находясь в любом положении относительно своей горизонтальной оси. Балансировку ротора проверяют для 6 - 8 положений ротора, поворачивая его вокруг оси на угол 45-60°. Балансировочные грузы закрепляют сваркой или винтами. Свинцовые грузы забивают в специальные канавки, имеющие форму ласточкина хвоста.
При динамической балансировке место расположения определяют по величине биения (вибрации) при вращении ротора.
Динамическую балансировку производят на специальном балансировочном станке. Установленный для проверки вращающийся ротор при неуравновешенности начинает вместе с подшипниками вибрировать.
Рис.11. Станок для динамической балансировки роторов:
1 - стойка; 2 - балансируемый ротор; 3 - индикатор стрелочный; 4 - муфта; 5 - привод
Чтобы определить место неуравновешенности, один из подшипников закрепляют неподвижно, тогда второй при вращении продолжает вибрировать. К ротору подводят острие цветного карандаша или оставляют на нем метку. При вращении ротора в обратном направлении стой же скоростью тем же способом наносят вторую метку. По среднему положению между двумя полученными метками определяют место наибольшей неуравновешенности ротора.
В диаметрально противоположной по отношению к месту наибольшей неуравновешенности точке закрепляют балансировочный груз или высверливают отверстие в точке наибольшей неуравновешенности. После этого аналогичным способом определяют неуравновешенность второй стороны ротора.
Сбалансированную машину устанавливают на гладкую горизонтальную плиту. При удовлетворительной балансировке машина, работающая с номинальной частотой вращения, не должна иметь качаний и перемещений по плите. Проверку производят на холостом ходу в режиме двигателя.
Ремонт обмоток. Перед ремонтом обмоток необходимо точно определить характер неисправности. Часто направляются в ремонт исправные электродвигатели, ненормально работающие в результате повреждения питающей сети, приводного механизма или неправильной маркировки выводов.
Технологический процесс полной перемотки статора асинхронного электродвигателя.
Операция
Ремонтные работы
Оборудование, инструмент,
Приспособление
Демонтаж обмотки статора
Освобождают от крепления
лобовые части катушек и
Приспособления для демонтажа статорных обмоток и очистки пазов
Заготовка изоляции и гильзовка пазов статора электродвигателя
Устанавливают статор на кантователь, замеряют длину и ширину паза; изготавливают шаблон, нарезают гильзы из прессшпана, пояски и другой изоляционный материал; устанавливают гильзы и укладывают пояски
Кантователь статоров
Намотка катушек статора на намоточном станке
Распаковывают бухту, измеряют провода, устанавливают бухту на вертушку; закрепляют провода в поводке; определяют размер витка катушки. Устанавливают шаблон; наматывают катушечную группу, отрезают провод, перевязывают намотанную катушку в двух местах и снимают ее с шаблона.
Микрометр, универсальный шаблон, намоточный станок
Укладка катушек в статор
Укладывают катушки в пазы статора. Устанавливают прокладки между катушками в пазах и в лобовых частях.
Уплотняют провода в пазах и оправляют лобовые части; закрепляют катушки в пазах клиньями, изолируют концы катушек лакотканью и киперной лентой.
Инструмент обмотчика, баночка с клеем
Сборка схемы обмотки статора
Зачищают концы катушек и соединяют их по схеме; сваривают электросваркой (паяют) места соединений, заготавливают и присоединяют выводные концы; изолируют места соединений; бандажируют схему соединения и выправляют лобовые вылеты; проверяют правильность соединения и изоляцию
Напильник, нож, плоскогубцы, молоток. Электродуговой паяльник, мегомметр, контрольная лампа.
Сушка и пропитка обмотки статора лаком
Загружают статор в сушильную камеру при помощи подъемного механизма; выгружают из камеры после просушки обмотки; пропитывают обмотку статора в ванне, дают стечь после пропитки, снова загружают в камеру; сушат; вынимают из камеры и удаляют подтеки лака с активной части магнитопровода растворителем
Сушильная камера
Покрытие лобовых частей обмотки электроэмалью
Покрывают лобовые части обмотки статора электроэмалью
Кисть или пульверизатор
Рис.12. Укладка в пазы катушек всыпной обмотки
2.9 Объем и нормы испытаний электродвигателя
При ремонтных работах большое внимание уделяют контролю и испытаниям машины и ее отдельных частей как в процессе ремонта, так и при выпуске отремонтированной машины. Различают предремонтные испытания отдельных частей машины в процессе ремонта и испытания машины (выпускные испытания).
В процессе ремонта осуществляют
пооперационный контроль, т.е. контроль
качества выполняемых работ после
каждой операции. При этом убеждаются
в отсутствии витковых замыканий
после ремонта или после
Перед пропиткой обмотки изоляцию между фазами и на корпус испытывают на электрическую прочность. При этом испытательное напряжение принимают несколько большим, чем при выпускных испытаниях.
Двигатели мощностью до 100 кВт и напряжением до 1000 В подвергают в соответствии с "Нормами испытания электрооборудования" только некоторым электрическим испытаниям.
1. Проверка сопротивления
изоляции всех обмоток
2. Измерение сопротивления обмоток постоянному току. Отклонения измеренного сопротивления от расчетного свидетельствуют об обрывах проводов в местах пайки, металлических замыканиях между витками, ошибках при подборе диаметра провода при намотке обмоток и других неисправностях.
3. Испытание изоляции повышенным
напряжением (электрической
4. Опыт холостого хода.
Эта проверка позволяет