Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:57, курсовая работа
Сопло́ Лава́ля — техническое приспособление, которое служит для ускорения газового потока проходящего по нему до скоростей, превышающих скорость звука. Широко используется на некоторых типах паровых турбин и является важной частью современных ракетных двигателей и сверхзвуковых реактивных авиационных двигателей.
Введение_____________________________________________________ 3
Теоретические основы_________________________________________ 4
Задание на КР_________________________________________________ 7
Основные расчеты_____________________________________________ 8
Заключение__________
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ижевский
государственный технический
Кафедра
«Тепловые двигатели и
Курсовая работа
«Расчет идеального течения в сопле Лаваля»
Вариант №7
Проверил: М.Р. Королева
к.т.н., доцент
Выполнил:
студент гр. 5-56-1
Ижевск 2011
Содержание
Введение______________________ |
3 |
Теоретические
основы________________________ |
4 |
Задание
на КР____________________________ |
7 |
Основные
расчеты_______________________ |
8 |
Заключение____________________ |
15 |
Введение
Сопло́ Лава́ля — техническое приспособление, которое служит для ускорения газового потока проходящего по нему до скоростей, превышающих скорость звука. Широко используется на некоторых типах паровых турбин и является важной частью современных ракетных двигателей и сверхзвуковых реактивных авиационных двигателей.
Сопло
представляет собой канал, суженный
в середине. В простейшем случае
такое сопло может состоять из
пары усечённых конусов, сопряжённых
узкими концами. Эффективные сопла
современных ракетных двигателей профилируются
на основании специальных
Сопло было предложено в 1890 г. шведским изобретателем Густафом де Лавалем для паровых турбин.
В ракетном двигателе сопло Лаваля впервые было использовано генералом М. М. Поморцевым в 1915 г.. В ноябре 1915 года в Аэродинамический институт обратился генерал М. М. Поморцев с проектом боевой пневматической ракеты. Ракета Поморцева приводилась в движение сжатым воздухом, что существенно ограничивало ее дальность, но зато делало ее бесшумной. Ракета предназначалась для стрельбы из окопов по вражеским позициям. Боеголовка оснащалась тротилом. В ракете Поморцева было применено два интересных конструктивных решения: в двигателе имелось сопло Лаваля, а с корпусом был связан кольцевой стабилизатор.
В данной
курсовой работе требуется рассчитать
параметры течения воздушного потока
в сопле Лаваля. Для этого профиль
сопла Лаваля разбивается на 20 контрольных
точек –
. Разбиение осуществляем таким образом,
чтобы минимальное сечение располагалось
в точке
. Определяются значения газодинамических
функций давления, плотности и температуры
в каждом сечении.
Теоретические основы
Сопло Лаваля представляет собой насадок на камеру сгорания. Оно состоит из сужающейся и расширяющейся частей и предназначается для преобразования дозвукового потока на входе в сопло в сверхзвуковой поток на выходе.
Основное уравнение, связывающее градиент площади сечения, градиент скорости и число Маха, следующее:
В этом уравнении
S – площадь сечения сопла;
v – скорость газа;
M – число Маха (отношение скорости газа в какой-либо точке потока к скорости звука в этой же точке).
Анализируя
это соотношение, получаем, что в
сопле Лаваля могут осуществляться
следующие режимы течения:
1) M<1 – поток на входе дозвуковой:
а) <0, тогда >0 (из уравнения). Дозвуковой поток в сужающемся канале ускоряется.
б)
>0, тогда
<0. Дозвуковой поток в расширяющемся
канале тормозится.
2) M>1 – поток на входе сверхзвуковой:
а) <0, тогда <0. Сверхзвуковой поток в сужающемся канале тормозится.
б)
>0, тогда
>0. Сверхзвуковой поток в расширяющемся
канале ускоряется.
3) = 0 – самое узкое место сопла, минимальное сечение.
Тогда
возможно либо М = 1 (поток переходит
через скорость звука), либо
= 0 (экстремум скорости).
Какой из режимов реализуется на практике, зависит от перепада давлений между входом в сопло и окружающей средой.
Если давление, достигаемое в критическом сечении, превышает наружное давление, то поток на выходе из сопла будет сверхзвуковым. В противном случае он остается дозвуковым.
Здесь p* – давление торможения (давление в камере); pкр – давление в критическом сечении сопла; pнар – давление в окружающей среде; k – показатель адиабаты.
Если
известны параметры в камере сгорания,
то параметры в любом сечении
сопла можно узнать по следующим
соотношениям:
давление:
температуру:
плотность:
скорость:
В этих формулах
– λ – приведенная скорость,
отношение скорости газа в данном
сечении сопла к скорости звука
в критическом сечении, R – удельная
газовая постоянная. Индексом «*» обозначены
параметры торможения (в данном случае
– параметры в камере сгорания).
Задание на курсовую работу
Рисунок
1. Профиль сопла
Лаваля
Исходные данные
Параметр | Значение |
Радиус критического сечения, | 7.1, мм |
Радиус входного сечения, | 14.2, мм |
Длина прямого участка сопла Лаваля, | 8.52, мм |
Радиус округления сужающейся части сопла, | 3.55, мм |
Радиус округления расширяющейся части сопла, | 5.68, мм |
Угол сужения, | 27○ |
Угол расширения, | 13.5○ |
Давление торможения, | |
Температура торможения, | 670, К |
Газовая постоянная, | |
Показатель адиабаты, |
Информация о работе Расчет идеального течения в сопле Лаваля