Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:03, курсовая работа
Почти вся электрическая энергия вырабатывается электрическими машинами. Но электрические машины могут работать не только в генераторном режиме, но и в двигательном, преобразуя электрическую энергию в механическую. Обладая высокими энергетическими показателями и меньшими, по сравнению с другими преобразователями энергии, расходами материалов на единицу мощности, экологически чистые электромеханические преобразователи имеют в жизни человеческого общества огромное значение.
Статор (индуктор)
На статоре ДПТ располагаются, в зависимости от конструкции, или постоянные магниты (микродвигатели), или электромагниты с обмотками возбуждения (катушками, наводящими магнитный поток возбуждения).
В простейшем случае статор имеет два полюса, то есть один магнит с одной парой полюсов. Но чаще ДПТ имеют две пары полюсов. Бывает и более. Помимо основных полюсов на статоре (индукторе) могут устанавливаться добавочные полюса, которые предназначены для улучшения коммутации.
Ротор (якорь)
Ротор
состоит из электромагнитов с
переключаемой полярностью, датчика
положения ротора и переключателя
(в обычных машинах это
Ротор с тремя полюсами (условно полторы пары) имеет наименьшее число полюсов ротора, при которых самозапуск возможен из любого положения ротора. На самом деле, один полюс всё время находится в зоне коммутации, то есть ротор имеет неявные две пары полюсов.
Ротор
любого ДПТ состоит из многих катушек,
на часть которых подаётся питание,
в зависимости от угла поворота ротора,
относительно статора. Применение большого
числа (несколько десятков) катушек, необходимо
для уменьшения неравномерности крутящего
момента, для уменьшения коммутируемого (
При вычислении момента инерции ротора его, в первом приближении, можно считать сплошным однородным цилиндром с моментом инерции, равным:
,
где
— масса цилиндра (ротора),
а
— радиус цилиндра (ротора).
Коллектор
Коллектор (щёточно-коллекторный узел) выполняет одновременно две функции: является датчиком углового положения ротора и переключателем тока со скользящими контактами.
Конструкции коллекторов имеют множество разновидностей.
Выводы всех катушек объединяются в коллекторный узел. Коллекторный узел обычно представляет собой кольцо из изолированных друг от друга пластин-контактов (ламелей), расположенных по оси (вдоль оси) ротора. Существуют и другие конструкции коллекторного узла.
Щёточный узел необходим для подвода электроэнергии к катушкам на вращающемся роторе и переключения тока в обмотках ротора. Щётка — неподвижный контакт (обычно графитовый или медно-графитовый).
Щётки с большой частотой размыкают и замыкают пластины-контакты коллектора ротора. Как следствие, при работе ДПТ происходятпереходные процессы, в обмотках ротора. Эти процессы приводят к искрению на коллекторе, что значительно снижает надёжность ДПТ. Для уменьшения искрения применяются различные способы, основным из которых является установка добавочных полюсов.
При больших токах в роторе ДПТ возникают мощные переходные процессы, в результате чего искрение может постоянно охватывать все пластины коллектора, независимо от положения щёток. Данное явление называется кольцевым искрением коллектора или «круговой огонь». Кольцевое искрение опасно тем, что одновременно выгорают все пластины коллектора и срок его службы значительно сокращается. Визуально кольцевое искрение проявляется в виде светящегося кольца около коллектора. Эффект кольцевого искрения коллектора недопустим. При проектировании приводов устанавливаются соответствующие ограничения на максимальные моменты (а следовательно и токи в роторе), развиваемые двигателем.
Классификация.
ДПТ классифицируют по виду магнитной системы статора:
Вид подключения обмоток статора существенно влияет на тяговые и электрические характеристики электродвигателя.
Разновидности.
Коллекторные, с щёточноколлекторным переключателем тока:
С
одним коллектором (
, где — число щёток, — угловая ширина одной щётки (рад), — число пи (3,14…).
С
двумя коллекторами (
,
где , a — угловая ширина зазора между пластинами коллектора (ламелями).
Подобен двухфазному бесколлекторному.
С тремя коллекторами и тремя обмотками (в бесколлекторных с инвертором на трёх параллельных мостах, трёхфазный).
С
четырьмя коллекторами (
, где — угловая ширина одной щётки.
С четырьмя коллекторами и четырьмя обмотками (в бесколлекторных — с инвертором на четырёх параллельных мостах, четырёхфазный).
С
восемью коллекторами (
Бесколлекторные, с электронным переключателем тока
Электронным аналогом щёточно-коллекторного узла является инвертор с датчиком положения ротора (ДПР) (вентильный электродвигатель).
Ротор
является постоянным магнитом, а обмотки
статора переключаются
Бесколлекторный
двигатель постоянного тока с выпрямителем (мостом) может заменить универсальный коллекторный
двигатель (УКД).
Другие виды электродвигателей постоянного тока
Униполярный
электродвигатель — разновидность
электрических машин
Рис. 7. Проводящий диск в магнитном поле.
Первый
униполярный двигатель, колесо Барлоу,
создал Питер Барлоу, описав его
в книге «Исследование
Колесо Барлоу представляло из себя два медных зубчатых колеса, находящихся на одной оси. В результате взаимодействия тока, проходящего через колёса с магнитным полем постоянных магнитов колёса вращаются.
Барлоу
выяснил, что при перемене контактов
или положения магнитных
Рис. 8. Схема одного из вариантов УКД. Допускается работа и от постоянного, и от переменного тока
Особенности конструкции.
Строго
говоря, универсальный коллекторный
двигатель является коллекторным электродвигателем
постоянного тока с последовательно
включенными обмотками
Для
возможности работы на переменном токе
применяется статор из магнитно-мягкого
материала, имеющего малый гистерезис
(сопротивление
Особенностью
(в большинстве случаев —
Реверсирование УКД осуществляется переключением полярности включения обмоток только статора или только ротора.
В электротехнике принято различать естественную и искусственную механические характеристики двигателя. Естественная характеристика соответствует номинальным (рабочим) условиям его включения, нормальной схеме соединений и отсутствию каких-либо добавочных элементов в цепях двигателя и соединении этих цепей по специальным схемам. Искусственные характеристики получаются, если включены какие-либо дополнительные элементы: резисторы, реакторы, конденсаторы. При питании двигателя не номинальным напряжением характеристики также отличаются от естественной механической характеристики.