Электроэнергетика — отрасль энергетики, включающая в себя производство,
передачу и сбыт электроэнергии. Электроэнергетика является
наиболее важной отраслью энергетики,
что объясняется такими преимуществами
электроэнергии перед энергией других
видов, как относительная лёгкость передачи
на большие расстояния, распределения
между потребителями, а также преобразования
в другие виды энергии (механическую, тепловую,
химическую, световую и др.). Отличительной
чертой электрической энергии является
практическая одновременность её генерирования
и потребления, так как электрический
ток распространяется по сетям со скоростью,
близкой к скорости
света.
Электроэнергетика —
раздел энергетики, обеспечивающий электрификацию страны на основе
рационального расширения производства
и использования электрической энергии.
История
Электрическая энергия долгое время была лишь объектом экспериментов и не имела практического применения.
Первые попытки полезного использования электричества были предприняты во второй
половине XIX века, основными направлениями использования
были недавно изобретённый телеграф, гальванотехника, военная техника (например были попытки создания судов и самоходных машин с электрическими двигателями; разрабатывались мины с электрическим взрывателем). Источниками электричества
поначалу служили гальванические элементы. Существенным прорывом в массовом
распространении электроэнергии стало
изобретение электромашинных источников
электрической энергии — генераторов. По сравнению с гальваническими
элементами, генераторы обладали большей
мощностью и ресурсом полезного использования,
были существенно дешевле и позволяли
произвольно задавать параметры вырабатываемого
тока. Именно с появлением генераторов
стали появляться первые электрические
станции и сети (до того источники энергии
были непосредственно в местах её потребления) —
электроэнергетика становилась отдельной
отраслью промышленности. Первой в истории линией электропередачи (в современном понимании) стала
линия Лауфер — Франкфурт, заработавшая в 1891 году. Протяжённость линии составляла
170 км, напряжение 28,3 кВ, передаваемая мощность 220 кВт. В то время электрическая энергия
использовалась в основном для освещения
в крупных городах. Электрические компании состояли
в серьёзной конкуренции с газовыми: электрическое
освещение превосходило газовое по ряду
технических параметров, но было в то время
существенно дороже. С усовершенствованием
электротехнического оборудования и увеличением КПД генераторов, стоимость электрической
энергии снижалась, и в конце концов электрическое
освещение полностью вытеснило газовое.
Попутно появлялись новые сферы применения
электрической энергии: совершенствовались
электрические подъёмники, насосы и электродвигатели. Важным
этапом стало изобретение электрического трамвая: трамвайные системы являлись
крупными потребителями электрической
энергии и стимулировали наращивание
мощностей электрических станций. Во многих городах первые электрические
станции строились вместе с трамвайными
системами.
Начало XX века было отмечено так называемой «войной токов» — противостоянием промышленных
производителей постоянного и переменного токов. Постоянный и переменный ток
имели как достоинства, так и недостатки
в использовании. Решающим фактором стала
возможность передачи на большие расстояния —
передача переменного тока реализовывалась
проще и дешевле, что обусловило его победу
в этой «войне»: в настоящее время переменный
ток используется почти повсеместно. Тем
не менее, в настоящее время имеются перспективы
широкого использования постоянного тока
для дальней передачи большой мощности