Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:36, курсовая работа
Сведения об энергосистеме:
Uс=110 кВ - напряжение на стороне высшего напряжения (ВН) подстанции;
Sс=450 МВА - мощность;
Хс=0,9 - реактивное сопротивление в относительных единицах;
nс=2 - число линий связи;
=60 км - длина линий связи.
2. Задание на курсовое проектирование………………………………..3
2.1 Исходные данные для проектирования варианта № 29..................3
2.2 Сведения на стороне низшего напряжений (НН) подстанции…….3
3. Расчет электрической части подстанции……………………………..4
3.1 Определение суммарной мощности потребителей подстанции…..4
3.2 Выбор силовых трансформаторов………………………………….5
3.3 Выбор схемы главных электрических соединений подстанции…..7
3.4 Расчет рабочих токов…………………………………………………8
3.5 Расчет токов короткого замыкания………………………………….11
3.6 Выбор электрических аппаратов…………………………………….17
3.6.1 Выбор выключателей……………………………………………….18
3.6.2 Выбор разъединителей……………………………………………...23
3.6.3 Выбор средств ограничения тока короткого замыкания………...24
3.6.4 Выбор измерительных трансформаторов…………………………25
3.6.5 Выбор трансформаторов собственных нужд……………………..31
3.6.6 Выбор шин…………………………………………………………...35
3.6.7 Выбор изоляторов…………………………………………………..43
3.7 Расчет заземляющего устройства…………………………………….45
3.8 Выбор защиты от перенапряжений и грозозащиты………………...48
Список используемой литературы………………………………………..49
Выбираем трансформатор ТМ100/10 с Uн = 6/0,4кВ, с масляным охлаждением (табл.27.6 стр.47 [7])
Технические данные Тсн типа ТМ100/10:
Номин. мощность кВА |
Номин. напр., кВ |
Потери, кВт |
Напряжение КЗ, % |
Ток хх % | ||
вн |
нн |
Рхх |
Ркз | |||
100 |
6 |
0,4 |
0,24 |
1,28 |
4,5 |
2,8 |
Для выбора выключателя трансформатора сн. рассчитаем рабочий ток:
Выбор выключателя представлен в таблице 3.6.5.2.
Таблица 3.6.5.2
Расчетные величины |
Каталожные данные вводного выключателя ВВЭ-М-10-20У3 |
Условия выбора | ||
Uуст, кВ |
6 |
Uн, кВ |
10 |
|
Iраб. max, А |
13,5 |
Iн, А |
630 |
|
Iп. о, кА |
5,94 |
Iоткл. н, кА |
20 |
|
iу, кА |
14,4 |
iпр. с, кА |
51 |
|
Вк. рас., кА2с |
5,6 |
Вкн, кА2с |
1200 |
|
Выбор трансформатора тока представлен в таблице 3.6.5.3.
Расчетные величины |
Каталожные данные трансформатора тока ТЛ10-IУ3 50/5А |
Условия выбора | ||
Uуст, кВ |
6 |
Uн, кВ |
10 |
|
Iраб. max, А |
13,5 |
Iн, А |
50 |
|
Z2, Ом |
0, 194 |
Z2ном, Ом |
0,4 |
|
iу, кА |
14,4 |
iпр. с, кА |
51 |
|
Вк. рас., кА2с |
5,6 |
Вкн, кА2с |
102*3=300 |
|
Оперативный ток на подстанции.
Источником постоянного оперативного тока служат аккумуляторные батареи, которые выбирают по необходимой емкости (типовому номеру), по уровню необходимого напряжения и схеме присоединения к шинам.
Типовой номер батареи (N) рассчитывается по формуле
,
где 1,05 - коэффициент запаса, учитывающий понижение энергии батареи при старении;
j - допустимая нагрузка аварийного разряда (A/N) приведенная к первому номеру аккумулятора в зависимости от температуры электролита;
Iав - нагрузка установившегося аварийного разряда, которая на подстанциях составляет 25-60 А, принимаем Iав =60А.
По рис.3.2 стр.30 [1] находим j = 18А/N
Принимаем типовой номер аккумулятора N=4 и выбираем свинцово-кислотную аккумуляторные батареи типа СК - 4. В таблице 3.6.5.4 приведены технические данные выбранной аккумуляторной батареи, где представлены основные технические характеристики и параметры.
Режим разряда |
10 |
7,5 |
5 |
3 |
2 |
1 |
Разрядный ток, А |
14,4 |
17,6 |
24 |
36 |
44 |
74 |
Номинальная ёмкость, А·ч |
144 |
132 |
120 |
108 |
88 |
74 |
Количество элементов (банок), присоединенных к шинам в режиме постоянного разряда определяем по формуле:
банок
где nо - число основных элементов в батарее;
Uм=233 В - напряжение на шинах;
Uпз=2,15 В - напряжение на элементе в режиме подзаряда;
В режиме дозаряда при повышенном напряжении на элементе (2,5В) к шинам присоединяется минимальное количество элементов, определяемое по формуле:
банки.
В режиме аварийного разряда при напряжении на элементе 1,75В, а на шинах ниже номинального (220В), максимальное количество элементов определяем по формуле:
банок.
В качестве подзарядных устройств используем выпрямительное устройство ВАЗП-380/260-40/80 на напряжение 260-380В и ток 40-80А.
В открытом распределительном устройстве применяем гибкие шины, а в закрытом ЗРУ-6кВ - жесткие.
а). Выбор гибких шин для ОРУ-110кВ.
Сечение гибких шин выбираем по нагреву рабочим током, проверяем по экономической плотности тока, по термическому действию тока к. з. и по условиям короны:
По нагреву рабочим
током принимаем
118 330 А
где Iраб max=118 А - максимальный рабочий ток шины;
Iдоп=330 А - допустимый ток шины выбранного сечения;
По экономической плотности тока
где Sэк - экономически целесообразное сечение шины, округляем до ближайшего стандартного S=300/48мм с Iдоп=690 А;
j - экономическая плотность тока, А/мм2
При продолжительности максимальной нагрузке (Тmax1 = 6000ч, Тmax2 = 5500ч - по условию). Рекомендуемая плотность тока для воздушных линий и шин РУ для алюминиевых проводов j =1,0 А/мм2 (табл.1.3.36 стр.38 [2])
Шина является термически стойкой к токам к. з., если соблюдается условие
,
где S =300 мм2 - выбранное сечение провода;
Iк - установившийся ток к. з (можно принять Iк = Ino (К1) = 1,587кА), А;
tк=tоткл=0,1 с - время прохождения тока к. з (пункт 3.6.1);
С=88 - коэффициент для алюминиевых шин;
Выбранные шины термически устойчивы.
По условиям коронирования минимальное стойкое сечение провода на напряжение 110 кВ - 70. Исходя, из этого принимаем окончательно сталеалюминевые провода сечением 300/48 мм2 в качестве гибких шин для ОРУ-110кВ
б). Выбор жестких шин для ЗРУ1-6кВ.
Сечение жестких шин выбираем
по нагреву рабочим током, проверяем
на термическое и
Выбор по нагреву рабочим током и проверка на термическое действие токов к. з. аналогичны с гибкими шинами.
По нагреву рабочим током:
Iраб max=1440 А - выбираем трехполосные прямоугольные алюминиевые шины сечением 3 (50х5 мм2) с
1440А 1470 А
Iдоп=1440 А - допустимый ток шины выбранного сечения;
Проверяем выбранную шину на термическую устойчивость при Iк = Ino (К2) = 5940 А
С=88, tк=0,1с
Шина является термически стойкой к токам к. з
Проверка шины на электродинамическую устойчивость сводится к механическому расчету жестких шин.
Шина динамически устойчива, если
и =70 МПа - расчетное и допустимое напряжение в материале алюминиевой шины.
В многополостных шинах расчетное напряжение складывается из двух составляющих: напряжения, возникающего из-за взаимодействия между токами фаз , и напряжения вследствие взаимодействия токов отдельных полос в одной фазе .
Определяем напряжение из-за взаимодействия токов отдельных фаз , которое определяется аналогично однополосным шинам
, МПа,
где W - момент сопротивления шин;
- изгибающий момент;
fрас - изгибающая сила, приходящаяся на единицу длины средней фазы, Н/м;
=1,5м ÷ 2,0 м - расстояние между изоляторами вдоль шины, принимаем =1,5м.
Н/м,
где iу=14400 А - ударный ток при к. з. в точке К2 на шинах;
а - расстояние между осями смежных фаз.
Рис. 3.6.6.1 Расположение шин и форма их сечения
Согласно ПУЭ для закрытого РУ при напряжении 6 кВ минимальное расстояние в свету шинами разных фаз должно быть не менее 100мм, принимаем 150мм, тогда а =200мм=0,2м.
Момент сопротивления шин согласно табл.3.10 стр.34 [1]:
,
где h=50мм=50*10-3 м
в=5 мм=5*10-3 м
Усилие между полосами ( ) может быть значительное и может привести к схлестыванию шин. С целью устранения этого явления между полосами устанавливаются прокладки, равные толщине шин (в=14,6мм), через промежутки , принимаем м.
Тогда напряжение в материале шин от взаимодействия полос
,
Где в=5 мм, h=50мм - размеры сечения шин, fn. рас. - усилие, приходящееся на 1м длины полосы, от взаимодействия между токами полос пакета, н/м
Коэффициент находим по кривым на рис.3.3[1]
При в/h=5/50=0,1 для трех полосных шин =0,087
Расчетное напряжение шины
4,98+54,12=59,1МПа < =70МПа
- выбранные трехполосные алюминиевые шины сечением 3 (50х5мм2) проходят проверку на механическую прочность.
в). Выбор жестких шин для ЗРУ2-6кВ
По нагреву рабочим током:
Iраб max = 1070 А - выбираем двухполосные прямоугольные алюминиевые шины сечением 2 (5х50 мм2) с
1070А 1180 А
Проверяем выбранную шину на термическую устойчивость при Iк = 5940 А
С=88, tк=0,1с
Шина является термически стойкой к токам к.з.
При проверке шин на электродинамическую устойчивость учитываем, что шины также располагаются на ребро и принимаем также размер а =200мм=0,2м
Изгибающая сила, приходящаяся на единицу длины средней фазы при iу= 14400 А
Изгибающий момент при расстоянии между изоляторами вдоль шины l=1,5м
Момент сопротивления двухполосных шин при расположении их на ребро согласно табл.3.10 стр.34 [1]
,
где h=50мм=50*10-3 м
При определении усилия между полосами ( ) для двухполосных шин при в/h =5/50=0,1. По рис.3.3 стр.35 [1] находим =0,085.
Усилие, приходящееся на 1 м длины полосы от взаимодействия между токами полос пакета
Усилие между полосами ( ) при расстоянии между прокладками между шинами ln=0,75м, при h=50мм, в=5мм
Расчетное нагрузка
=4,98+54,12=59,1МПа < =70МПа
- выбранные двухполосные алюминиевые шины сечением 2 (50х5 мм2) проходят проверку на механическую прочность.
Для распределительного устройства ОРУ-110 кВ выбираем для гибких шин подвесные стеклянные изоляторы типа ПС6-А, с 8 изоляторами в гирлянде.
Для жестких шин опорные изоляторы выбираются по номинальному напряжению, месту установки изоляторов (внутренняя, наружная) и по допускаемой механической нагрузке.
Проверим изолятор по допустимой механической нагрузке. Согласно ПУЭ расчетная нагрузка на изолятор не должна превышать 60% от разрушающей нагрузки:
Для ЗРУ1-6кВ выбираем опорные изоляторы внутренней установки типа ИО6-3,75У3 (табл.5.7 стр.282 [33]) с Uн=Uуст=6 кВ с минимальной развивающей силой на изгиб Fразр=3750 Н, с высотой изолятора Низ=100 мм.
Расчетная нагрузка определяется:
где f = 182,5 н/м, l = 1,5 м - из раздела 3.6 б.
kп - поправочный коэффициент на высоту шины;
где Низ =100 мм - высота изолятора;
С - высота шины по оси изолятора, при установке шин 3 (50х5 мм2) на ребро С=h=50мм.
Н
Выбранные опорные изоляторы типа ИО6-3,75У3 выдерживают проверку по допустимой механической прочности.
Для ЗРУ2-6кВ также выбираем опорные изоляторы внутренней установки типа ИО6-3,75У3 и расчет выполняем аналогично предыдущему.
При установке сборных шин 2 (50х5 мм2) на ребро С=h=50мм, поправочный коэффициент:
Расчетная нагрузка на изолятор при f = 523,9н/м, l = 1,5 м - из раздела 3.6 в.
Н
Выбранные опорные изоляторы типа ИО6-3,75У3 выдерживают проверку по допустимой механической нагрузке.
Проходные изоляторы для жестких шин выбираются по номинальному напряжению, месту установки изолятора (внутренняя, наружная) и номинальному току.
Для ЗРУ1-6кВ выбираем проходные
изоляторы наружновнутренней
Iн=5000А>Iраб max=1440А (табл.5.8 стр.290 [3])
Для ЗРУ2-6кВ выбираем эти же изоляторы, так как для ЗРУ2-6кВ
Iн=5000А>Iраб max=1070А
3.7 Расчет заземляющего устройства
Для обеспечения безопасных значений напряжений прикосновения и шагового в ПУЭ нормируется величина сопротивления заземляющего устройства:
а) в установках 110 кВ и выше с большим током замыкания на землю ;
б) в высоковольтных установках до 35 кВ с малым током замыкания на землю , но не менее 10 Ом;
За расчетное сопротивление заземления принимаем наименьшее Rз=0,5 Ом.
Для заземления используются естественные и искусственные заземлители. В качестве естественных заземлителей используются водопроводные трубы (2¸4 м), фундаменты опор, системы трос-опора.
Площадь, занимаемая оборудованием подстанции, определяется размерами ячеек всех распределительных устройств, схемой РУ, их количеством, габаритами силовых трансформаторов, допустимыми минимальными расстояниями для открытых РУ.
На подстанции будем использовать искусственные заземлители, в виде продольных и поперечных, стальных полос
Информация о работе Электрическая часть подстанций систем электроснабжения