Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 15:39, лабораторная работа
Целью работы является изучение закона прямолинейного ускоренного движения тел под действием сил земного тяготения с помощью машины Атвуда.
МИНИСТЕРСТВО
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОМСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра
физики ОТЧЕТ Лабораторная
работа по курсу "Общая физика" ИЗУЧЕНИЕ ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ НА МАШИНЕ
АТВУДА Преподаватель Студент
группы ___________
/____________. / Фокина Н.В.
/
3-160а
/ ___________2011_
г.
20 апреля 2011 г. 2011 |
1.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Целью
работы является изучение закона прямолинейного
ускоренного движения тел под действием
сил земного тяготения с помощью машины
Атвуда.
2.
ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДИКИ
ЭКСПЕРИМЕНТА
Схема экспериментальной установки на основе машины Атвуда приведена на рис.2.1.
На вертикальной стойке 1 крепится легкий блок 2, через который перекинута нить 3 с грузами 4 одинаковой массы. В верхней части стойки расположен электромагнит, который может удерживать блок, не давая ему вращаться. На среднем кронштейне 5 закреплен фотодатчик 6. На корпусе среднего кронштейна имеется риска, совпадающая с оптической осью фотодатчика. Средний кронштейн имеет возможность свободного перемещения и фиксации на вертикальной стойке. На вертикальной стойке укреплена миллиметровая линейка 7, по которой определяют начальное и конечное положения грузов. Начальное положение определяют по нижнему срезу груза, а конечное - по риске на корпусе среднего кронштейна.
Миллисекундомер 8 представляет собой прибор с цифровой индикацией времени. Регулировочные опоры 9 используют для регулировки положения экспериментальной установки на лабораторном столе.
Принцип
работы машины Атвуда заключается в
том, что когда на концах нити висят
грузы одинаковой массы, то система находится
в положении безразличного равновесия.
Если на правый груз положить перегрузок,
то система грузов выйдет из состояния
равновесия и начнет двигаться.
3.
ОСНОВНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ФОРМУЛЫ
Стандартная
абсолютная погрешность измерения
времени опускания груза с
пригрузком:
(3.1)
где
xi–время опускания груза с пригрузком при i – ом измерении (i=1, ... ,n),
n – число измерений (n = 5),
< x > - среднее
значения времени опускания груза с пригрузком.
Случайная погрешность:
где t(α,n) – коэффициент
Стьюдента. При доверительной вероятности
α = 0,95 и числе измерений n = 5 коэффициент
Стьюдента t(α,n) = 2,8
Общая погрешность:
где:
приборная погрешность.
Угловой коэффициент экспериментальной прямой:
b = (3.4)
Величина ускорения, определяемого из линеаризованного графика:
a = 2b2
(3.5)
Среднее значение измеренной величины:
где:
- результаты измерения величины,
n- число измерений.
проводиться по следующим формулам:
где обозначено:
(3.8)
Погрешности косвенного измерения параметров прямой линии k и b методом наименьших квадратов определяются по следующим формулам:
(3.9)
где
(3.10)
4. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ И ИХ АНАЛИЗ.
Измеренные значения
и результаты их обработки приведены
в таблице 4.1.
Результат прямых и косвенных измерений.
№
Измерения |
S1 = 40 см. | S2 = 33.9см. | S3 = 31 см. | S4 = 28 см. | S5 = 24 см. | |||||
см0,5 |
см0,5 |
см0,5 |
см0,5 |
см0,5 | ||||||
t, c | t2, c2 | t, c | t2, c2 | t, c | t2, c2 | t, c | t2, c2 | t, c | t2, c2 | |
1 | 4.492 | 20.18 | 4.131 | 17.06 | 4.131 | 17.06 | 3.648 | 13.31 | 3.394 | 11.52 |
2 | 4.676 | 21.86 | 4.340 | 18.83 | 4.110 | 16.89 | 3.816 | 14.56 | 3.591 | 12.89 |
3 | 4.538 | 20.59 | 4.027 | 16.22 | 4.093 | 16.75 | 3.709 | 13.76 | 3.653 | 13.34 |
4 | 4.623 | 21.37 | 4.279 | 18.31 | 4.172 | 17.40 | 3.827 | 14.65 | 3.643 | 13.27 |
5 | 4.508 | 20.32 | 4.336 | 18.80 | 3.948 | 15.59 | 3.597 | 12.94 | 3.605 | 13 |
<t>, c | 4.57 | 4.22 | 4.09 | 3.72 | 3.58 | |||||
<t2>, c2 | 20.86 | 17.83 | 16.73 | 13.84 | 12.80 |
Вычисления
погрешностей для построения графиков:
Номер серии опытов |
Среднеквадратичное отклонение |
Случайная погрешность |
Полная погрешность |
Погрешность вычисления |
1 | 0.073616 | 0.2061248 | ||
2 | 0.064140 | 0.179592 | ||
3 | 0.058366 | 0.163424 | ||
4 | 0.054963 | 0.153896 | ||
5 | 0.042059 | 0.117765 |
Построим три графика:
Рисунок 4.1. Зависимость пройденного пути от времени.
Рисунок 4.2 .Зависимость
пути от квадрата времени.
Рисунок 4.3.
Зависимость корня квадратного из пути
от времени.
проводиться по формулам (3.7),(3.8):
S1=19.45 с D=4.05с2
S2=27.9 см0.5 C=0.24 см
S3=109.3 с×см0.5 k=0.95 с×см0.5
S4=76.47 с2 b=1.88 см0.5
S5=156.9 см
Погрешности косвенного измерения параметров прямой линии k и b методом наименьших квадратов определяются по формулам (3.9),(3.10):
∆(b)=2.13см0.5
∆(k)=0.54 см0.5
Величина
ускорения, определяемого из линеаризованного
графика определяется по формуле (3.5):
м/с
На примере выполненной нами лабораторной работы мы еще раз убедились в справедливости закона прямолинейного ускорения под действием сил земного тяготения, с помощью машины Атвуда :
Нам
удалось в пределах погрешностей
измерений построить
1. Какие силы действуют на груз с перегрузом во время движения?
Ответ: На груз с перегрузом во время движения действует сила тяжести и сила натяжения нити.
2. Запишите
уравнение движения для
Ответ: Уравнение движения грузов имеют вид:
(M + m)g – T1 = (M + m)a1
Mg – T2 = Ma2
В силу не растяжимости нити a2 = - a1; при невесомом блоке T2 = T1.
(M + m)g – T1 = (M + m)a1
Mg – T1 = - Ma1
3. Укажите
возможные причины,
Ответ: Погрешности измерений физических величин обуславливает несовпадение теоретических выводов с результатами измерений.
Информация о работе Изучение прямолинейного движения тел на машине Атвуда