Измерительные шкалы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:15, реферат

Описание работы

Измерительные шкалы (от лат. scala – «лестница») – форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему. Измерительные шкалы представляют собой метрические системы, моделирующие исследуемый феномен путем замены прямых обозначений изучаемых объектов числовыми значениями и отображение пропорций континуального состава элементов объекта в соответствующих числах. Измерительные шкалы являются главным средством сбора и анализа статистического материала как в прикладных, так и в теоретических исследованиях. Они различаются в зависимости от характера функции, лежащей в основе их построения.

Работа содержит 1 файл

11.docx

— 24.29 Кб (Скачать)

  1.Измерительные шкалы

  Измерительные шкалы (от лат. scala – «лестница») – форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему. Измерительные шкалы представляют собой метрические системы, моделирующие исследуемый феномен путем замены прямых обозначений изучаемых объектов числовыми значениями и отображение пропорций континуального состава элементов объекта в соответствующих числах. Измерительные шкалы являются главным средством сбора и анализа статистического материала как в прикладных, так и в теоретических исследованиях. Они различаются в зависимости от характера функции, лежащей в основе их построения. В качестве такой функции могут служить: сравнение по признаку убывания или возрастания, ранжирование, оценка интенсивности признака или оценка пропорциональных отношений между признаками. 1. Номинативные шкалы

  Номинативные  шкалы (шкалы наименований) устанавливают соответствие признака тому или иному классу. Объекты объединяют в классы на основании какого-либо общего свойства (классы эквивалентности) либо символа (обозначения). Необязательно, чтобы между выявленными классами существовала внутренняя взаимосвязь. Само название «шкала наименований» указывает на то, что значения по шкале играют роль лишь названий классов. Одним из распространенных видов номинативной шкалы является классификация объектов на две группы по принципу «А – не-А» (альтернативные признаки в дихотомической шкале наименований). Конкретными примерами применения такой шкалы являются оценивание ответа испытуемого на пункт опросника в виде утверждения или отрицания, соответствие или несоответствие полученного вида ответа ключу (коду) измеряемого свойства (см. личностные опросники).

  Распределение признаков в классах шкалы  наименований можно охарактеризовать путем определения абсолютных и  относительных частот встречаемости, возможно также определение модальных  и центральных значений в классах. Оценка статистической связи между  группами признаков возможна с помощью  анализа корреляции.

  В строгом смысле номинативная шкала  не является шкалой измерения. Она допускает  лишь операцию равенства и неравенства  и более или менее дифференцированную классификацию признаков. Вместе с  тем в психологических исследованиях  и психологической диагностике  этот вид измерительных шкал имеет  достаточно большое значение, особенно при фиксации качественной информации (например, данных проективных методик  при сборе психологического анамнеза и т. д.).

  2. Порядковые шкалы

  Порядковые  шкалы (ординальные) предназначены для расчленения совокупности признаков на элементы, связанные отношением «больше – меньше», и допускают отнесение переменных к группам, упорядоченным (ранжированным) друг относительно друга и представляющим некое системное единство. Порядковые шкалы дают возможность оценить степень выраженности признака. Они содержат не менее трех классов с установленной последовательностью, не допускающей перестановки.

  Порядковые  шкалы относятся к числу распространенных в психологической диагностике. В качестве одного из практических приемов оценивания результатов испытуемого по порядковой шкале можно привести модификацию теста «Прогрессивные матрицы Равена», в котором каждый ответ включает три варианта, последовательно приближающихся к правильному.

  Порядковая  шкала допускает операции равенства / неравенства и сравнения по интенсивности. По сравнению со шкалой наименований здесь возможны определение медианы распределения, использование коэффициентов ранговой корреляции и сопряженности.

  3. Метрические шкалы

  Шкала интервалов относится к метрическим  шкалам, в которых элементы упорядочены  не только по принципу выраженности измеряемого  признака, но и на основе ранжирования признаков по размеру, что выражается интервалами между числами, приписываемыми степени выраженности измеряемого  признака.

  К разряду шкалы интервалов относятся  шкалы стандартного IQ-показателя, Т-баллов, процентилей и другие (см. стандартизация, оценки шкальные). Шкалирование в интервальной шкале составляет основу психометрических измерений.

  В шкалах отношений (пропорциональных) числовые значения присваиваются объектам таким  образом, чтобы между числами  и объектами соблюдалась пропорциональность. Начало отсчета в такой шкале  фиксировано. Шкала предусматривает  операции равенства / неравенства, больше / меньше, равенства интервалов и  равенства отношений.

  Примером  использования такой шкалы в  психологических измерениях может  служить шкала порогов абсолютной чувствительности анализатора.

  2.Слово  "тест" означает испытание, проверка, диагностическая методика.

  Тестирование  и тестология - диагносцирование и диагностика.

  Слово тест у нас ассоциировалось с  методикой Бине-Симона и Стенфорд-Бине.

  Специфические особенности теста.

  Тестом  называют стандартизированное, краткое, ограниченное во времени психодиагностическое испытание, предназначенное для установления, прежде всего:

  Количественных  психоиндивидуальных различий. Л.Кронбах - тесты предназначены описывать индивидуальные психологические различия с помощью количественной шкалы. Штерн в 1911 году описывал требования к тестам. С помощью тестовых оценок происходит ранжирование людей.

  Тест  представляет собой набор заданий, которые испытуемые должны выполнять  по жестко-определенной инструкции, строго детерминирующей поведение. Инструкция жестко задает поведение испытуемого.

  Выполнение  тестов оценивается по критерию правильности. За правильно выполненное задание  начисляются баллы.

  Стимульный материал теста должен восприниматься всеми испытуемыми одинаково.

  Какие бывают тесты?

  Критерии  классификации тестов:

  цель  тестирования

  содержание

  форма тестирования.

  1. По цели различают  тесты:

  тесты для отбора

  тесты для распределения

  тесты для классификации

  2. По содержанию:

  тесты общих способностей:

  тесты интеллекта

  тесты креативные

  тесты специальных способностей

  тесты личности

  тесты достижений

  критериально-ориентированные тесты

  Тесты достижения приравниваются к тестам успешности обучения (насколько хороша учебная программа).

  Критериально-ориентированные тесты - это новый вид тестов, появились в 60-е годы 20 века.

  Устанавливается соответствие испытуемого некоторому определенному критерию (соответствуют  ли они внешне заданному критерию).

  3. По форме тесты бывают - индивидуальные и групповые:

  вербальные  и невербальные (по форме, в которой  представлены задания)

  бланковые (тесты карандаш-бумага). По форме  представления испытуемому.

  аппаратурные тесты (с помощью специальные приспособлений)

  компьютерные

  3. Достоинства метода тестов

  Метод тестов является одним из основных в современной психодиагностике. По уровню популярности в образовательной  и профессиональной психодиагностике он прочно удерживает первое место  в мировой психодиагностической практике уже фактически в течение  столетия.

  В данном разделе под тестами следует  понимать методики, которые состоят  из серии заданий с выбором  из готовых вариантов ответа. При  подсчете баллов по тесту выбранные  ответы получают однозначную количественную интерпретацию и суммируются. Суммарный  балл сравнивается с количественными  тестовыми нормами, и после этого  сравнения формулируются стандартные  диагностические заключения.

  Популярность  метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами:

  1) стандартизацией условий и результатов.

  2) оперативностью и экономичностью.

  3) количественным дифференцированным характером оценки.

  4) оптимальной трудностью.

  5) надежностью

  6) справедливостью.

  7) возможностью компьютеризации.  

  Недостатки  метода тестов

  Метод тестов обладает некоторыми весьма серьезными недостатками, не позволяющими свести всю диагностику способностей и  знаний исключительно к тестированию, такими как:

  1) опасность «слепых» (автоматических) ошибок (испытуемый не понял инструкции и стал отвечать совсем не так, как требует стандартная инструкция, испытуемый по каким-то причинам применил искажающую тактику, возник сдвиг в приложении трафарета-ключа к бланку ответов (при ручном, некомпьютерном подсчете баллов) и т. п. )

  2) опасность профанации. Примером такой профанации может служить повальное использование клинического теста MMPI для отбора кадров в нашей стране. Недобросовестная профанация и элементарное невежество идут в области тестирования рука об руку;

  3) потеря индивидуального подхода, стрессогенность. Тест – самый общий ранжир, под который подгоняют всех людей. Возможность упустить яркую индивидуальность нестандартного человека, к сожалению, довольно вероятна. Это чувствуют сами испытуемые, и это их нервирует, особенно в ситуации аттестационного тестирования.

  4) потеря индивидуального подхода, репродуктивность. Тесты знаний апеллируют прежде всего к стандартному применению готовых знаний;

  5) отсутствие возможности раскрыть индивидуальность

  6) отсутствие доверительной обстановки. Бездушный и формализованный характер самой процедуры тестирования оборачивается тем, что испытуемый лишается ощущения того, что психолог заинтересован в нем лично, в том, чтобы помочь в его проблемах и трудностях.

  7) потеря индивидуального подхода, неадекватная сложность. Иногда неквалифицированные тестологи обрушивают на ребенка тесты, слишком сложные для него по возрасту.

  Таким образом, тесты нельзя делать единственным исчерпывающим методом любой  диагностики (и образовательно-профессиональной, и личностной) – они требуют параллельного использования свободных письменных работ (в личностной диагностике место сочинений занимают проективные тесты со свободным ответом), а также устного собеседования (интервью). Таким образом, место тестов – дополнять указанные выше традиционные методы. В этом качестве тесты незаменимы, так как не имеют многих недостатков, свойственных традиционным методам.

  3.Надежность – одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической методики (теста).

  Надежность  – это помехоустойчивость теста, независимость его результата от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов относятся:

  1) разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому (времени суток, освещенности, температуры в помещении, наличия посторонних звуков, отвлекающих внимание и т. п.);

  2) динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования (время так называемой врабатываемости – выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость наступления утомления и т. п.);

  3) информационно-социальные обстоятельства (различная динамика в установлении контакта с психологом или лаборантом, проводящим тестирование; возможное наличие других людей в помещении; наличие предыдущего опыта знакомства с данным тестом; наличие какого-то знания и отношения к тестам вообще и т. п.).

Информация о работе Измерительные шкалы