Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:34, реферат
С древнейших времен люди нуждались в силе, в двигателях, которые помогали бы выкорчёвывать, приводили бы в действие приспособления для подачи воды на поля, пахали землю, вращали жернова мелющие зерно и т.п.
В странах Древнего Востока, в Египте, Индии, Китае для этой цели уже в 3-м тыс. до н.э. использовались животные и рабы. Затем на смену живым двигателям пришло водяное колесо – два диска на одном валу, между которыми помещались дощечки – лопасти. Поток воды в реке давил на лопасти, поворачивал колесо, а через вал колеса движение передавалось жерновам. В 3-м тысячелетии до н.э. использовались паруса для движения лодок, но только в 7 в н.э. персы изобрели ветряную мельницу с крыльями.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПЕРВЫЕ ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКИЕ МАШИНЫ.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА.
2.1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА.
2.2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОМАШИННЫХ ГЕНЕРАТОРОВ ПОСТОЯННОГО ТОКА.
3. РАЗВИТИЕ СИНХРОННЫХ ГЕНЕРАТОРОВ.
4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Самовозбуждающегося генератора Грамма с кольцевым якорем представлял из себя горизонтальный вал с укрепленным на нем якорем, охватываемый сверху и снизу полюсными наконечниками. Магнитный поток создается электромагнитами; на специальных щеткодержателях укреплены щетки. Якорь приводится во вращение через приводной шкив. Обмотка возбуждения включена последовательно с обмоткой якоря. Конструкция машины, конечно, не выдерживает критики с точки зрения конфигурации магнитопровода, но усовершенствования этого рода могли последовать только в 80-х годах после установления так называемого закона Ома для магнитной цепи. Позднее Грамм разработал еще несколько конструкций самовозбуждающихся машин, различных по внешнему виду и по мощности, но принципиальных изменений в свою машину он больше не вносил. [3]
Генератор Грамма оказался весьма экономичным источником электрической энергии, позволявшим получать значительные мощности при высоком к. п. д. и сравнительно малых габаритах и весе. Сравнение машины Грамма, например, с машиной «Альянс» показывает, что самовозбуждающийся генератор с кольцевым якорем имеет вес на 1 кет примерно в 6 раз меньше, чем генератор с постоянными магнитами.
Очевидные преимущества генератора Грамма способствовали тому, что этот генератор очень быстро вытеснил другие типы и получил очень широкое распространение. В начале 70-х годов принцип обратимости электрических машин был уже хорошо известен, и машина Грамма после Венской международной выставки (1873 г.) часто использовалась как в режиме генератора, так и в режиме двигателя. Таким образом, в начале 70-х годов обе линии развития электрических машин — генератора и двигателя — объединились.
Машина Грамма в принципе представляла собой машину постоянного тока современного типа. Однако она нуждалась в определенных усовершенствованиях, и эти усовершенствования последовали в 70—80-х годах прошлого века.
Одно из наиболее существенных усовершенствований машины было сделано в 1873 г., когда немецкий электротехник Ф. Гефнер-Альтенек предложил заменить кольцевой якорь барабанным. Основным недостатком кольцевого якоря являлось плохое использование меди в его обмотке, так как части витков обмотки, находившиеся на внутренней поверхности кольца, не использовались вовсе. В барабанном же якоре обе стороны каждой секции участвовали в создании электродвижущей силы, а не использовались только лобовые части обмотки. С 1878 г. барабанный якорь стали делать зубчатым, что позволило более надежно крепить обмотки и уменьшать воздушный зазор в машине. Борьба за снижение потерь в теле якоря привела в 1880 г. к предложению Т. А. Эдисона изготовлять якорь шихтованным, т. е. набранным из тонких стальных листов, оклеенных бумагой (впоследствии оклейка стальных листов бумагой была заменена лакировкой этих листов). В том же 1880 г. для улучшения условий охлаждения якоря американский изобретатель X. Максим предложил разделять шихтованный якорь на пакеты, что давало возможность создать в теле якоря каналы для прохождения воздуха. С 1885 г. началось применение шаблонной обмотки, что значительно снизило стоимость машин и улучшило качество обмотки. Важным усовершенствованием машины постоянного тока явилось введение в 1884 г. компенсационной обмотки, а в 1885 г.—дополнительных полюсов, с помощью которых удавалось компенсировать реакцию якоря и улучшить коммутацию. В 1891 г. Э. Арнольдом была опубликована первая крупная работа, посвященная обмоткам электрических машин.
Так, в течение 70—80-х годов машина постоянного тока приобрела все основные черты современной машины. Дальнейшие усовершенствования не затрагивали основных принципов и конструктивных узлов машины и были направлены на повышение качества, улучшение использования активных материалов и усовершенствование изоляции, на повышение качества щеток и пр.
РАЗВИТИЕ СИНХРОННЫХ ГЕНЕРАТОРОВ
В 1824 г. французский физик Ф.Д.Араго продемонстрировал вращение медного диска, увлекаемого за собой вращающимся постоянным магнитом. Ранее он показывал такой же опыт, но с магнитной стрелкой, вращение же медного диска стало возможным объяснить лишь через 7 лет, когда Фарадей обнаружил явление электромагнитной индукции. В 1879 г. английский ученый Уильям Бейли на заседании Лондонского физического общества сделал доклад «Способ получения вращения Араго». Бейли разместил по кругу электромагниты с вертикально расположенными сердечниками, над которыми подвесил медный диск. С помощью переключателя, приводимого во вращение вручную, производилось переключение электромагнитов, заставлявшее диск вращаться.[6]
В 1883 г. французский физик Марсель Депре представил во Французскую академию наук теорему, доказывающую образование вращающего магнитного поля двумя токами одинаковой амплитуды, но сдвинутыми по фазе на 90 градусов (т.е. двухфазным током). Эта работа не была замечена. Поэтому принцип создания вращающегося магнитного поля связывают с работами Галилео Феррариса (1847-1897) и серба Николы Тесла (1856-1943), которые независимо друг от друга повторно открыли это явление и создали на его основе первые двухфазные двигатели. 18 марта 1888 г. Феррарис сделал в Туринской академии доклад «Электродинамическое вращение, произведенное с помощью переменных токов». 16 мая того же года Тесла сделал доклад на аналогичную тему в Американском институте электроинженеров, но заявку на получение патента Тесла подал еще 12 октября 1887 г. Различие между работами Тесла и Феррариса в том, что Феррарис использовал индуктивности и емкости для получения сдвига фаз на 90 градусов, а Тесла построил двухфазный генератор переменного тока, имеющий две обмотки, сдвинутые на 90 градусов.
Работы Тесла и Феррариса привели к появлению целого ряда исследований, наиболее эффективными из которых были работы М. О.Доливо-Добровольского.[6]
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Изобретение трехфазного асинхронного двигателя ознаменовало собой начало нового этапа в развитии электропривода. В достаточно короткий срок этот тип электродвигателя занял доминирующее положение в системе электропривода промышленных предприятий. И этого, конечно, не случайно. Трехфазный ток оказался весьма удобным для целей передачи энергии на большие расстояния, но даже независимо от этого трехфазный ток получил всеобщее признание благодаря высоким качествам электродвигателей.[3]
Одним из важнейших преимуществ асинхронного двигателя перед двигателями постоянного тока является отсутствие у него коллектора. Чрезвычайная простота асинхронного двигателя, особенно с короткозамкнутым ротором, позволяет установить в каком-либо цехе сотни и тысячи двигателей, почти не требующих никакого ухода. Такие двигатели могут выполняться герметически закрытыми и, следовательно, их можно использовать в любых тяжелых условиях: в атмосфере повышенной влажности, в атмосфере бензиновых паров и т. д. Асинхронные двигатели без повреждений выдерживают значительные кратковременные перегрузки, тогда как в двигателях постоянного тока любая перегрузка разрушительным образом сказывается на коллекторе.
Недостатком двигателей с короткозамкнутым ротором является ограничение их мощности условиями пуска. Это обстоятельство в начальный период развития техники трехфазного тока,, когда мощности электрических систем были невелики, заставляло во многих случаях отказываться от применения двигателей с короткозамкнутым ротором мощностью выше 10—15 квт. Мощные двигатели с короткозамкнутым ротором применяли только в тех случаях, когда они питались от отдельного генератора, т.е. там, где они запускались вместе с генератором. Такие установки часто устраивались, например, в водокачках.
Были сделаны некоторые попытки повысить мощность двигателей с короткозамкнутым ротором. Так, в 1892 г. М. О. Доливо-Добровольский разработал метод автотрансформаторного пуска асинхронных двигателей, а в 1893 г. он изобрел ротор с двойной беличьей клеткой. Эти изобретения Доливо-Добровольского получили некоторое распространение. Однако наиболее совершенный с точки зрения пусковых характеристик тип ротора с двойной беличьей клеткой, равно как и ротор с глубоким пазом, получил весьма широкое развитие только в 20-х годах текущего столетия. Основным типом асинхронного двигателя большой мощности в 90-х годах прошлого и начале текущего столетия оставался двигатель с фазным ротором. Необходимость иметь в таких двигателях трущиеся контакты! была устранена после изобретения таких конструкций двигателей, в которых после окончания процесса пуска щетки поднимались и кольца замыкались накоротко. Двигатели с фазным ротором были удобны еще и потому, что они позволяли в случае необходимости регулировать скорость при помощи реостатов, хотя при этом терялась значительная мощность.
В конце 90-х годах электромашиностроительные заводы уже выпускали асинхронные электродвигатели в значительном количестве и в большом диапазоне мощностей. Характеристики этих электродвигателей были вполне удовлетворительными (например, асинхронные двигатели фирмы АЕГ мощность [О 5 л. с имели к. п. д. 0,85, a cosφ выше 0,9).
Внедрение асинхронного двигателя сыграло революционизирующую роль в промышленном производстве. Паровая машина отступала, сохраняя за собой функции первичного двигателя. Функции вторичного двигателя закреплялись за электрическим двигателем. Сначала электродвигатели устанавливались для привода отдельных машин и станков большой мощности. Затем в старых цехах промышленных предприятий стали заменять паровую машину, выполнявшую функции центрального двигателя, электродвигателем.
Так возник групповой электропривод, который сохранял многочисленные трансмиссии и подчинял в определенных границах характер работы исполнительного механизма характеру работы центрального приводного электродвигателя. Постепенно практика и имевшие место на ее основе многочисленные научно-технические дискуссии привели к признанию целесообразности одиночного электропривода. Последний вид привода освобождает промышленное предприятие от трансмиссий и, главное, позволяет работать каждому отдельному исполнительному механизму при наивыгоднейших скоростях, а также позволяет ускорить процесс пуска в ход и изменение направления вращения. Одиночный привод оказал существенное влияние и на конструкцию самого исполнительного механизма. Сближение приводного двигателя с исполнительным механизмом иногда получалось настолько тесным, что конструктивно они представляли собой единое целое. К концу 90-х годов преимущества одиночного электропривода были уже в основном выяснены. При этом надо иметь в виду, что одиночный электропривод мог получить широкое развитие только на базе трехфазного тока, когда каждый отдельный электродвигатель не требует для себя особого внимания и ухода.
Ряд примеров может показать, насколько широкое распространение получил асинхронный двигатель для привода самых разнообразных исполнительных механизмов. Асинхронный трехфазный двигатель еще в 90-х годах получил применение в качестве приводного двигателя в подъемных и мостовых кранах. Это его применение было особенно удачным в связи с допустимостью кратковременных перегрузок асинхронного двигателя. На электрифицированных элеваторах (в том числе на Новороссийском и Московском) асинхронные двигатели приводили в действие машины для очистки, ссыпки и транспортировки зерна.
Возможность устройства асинхронного двигателя с закрытым корпусом позволила найти для него ряд новых применений. Так, на пряжекрасильной фабрике в Мытищах электродвигатели приводили центрифуги, работавшие в сыром, насыщенном паром помещении при высокой температуре. На Бакинских нефтепромыслах широко применялся процесс добычи нефти, который назывался «тартание желонками» (подъем нефти из скважин с помощью высоких металлических сосудов — желонок). Для подъема желонок были использованы асинхронные двигатели, так как в таких двигателях нет никакого искрения, столь опасного в насыщенной легко воспламеняющейся парами атмосфере.
На одном из меднопрокатных заводов асинхронный двигатель мощностью 500 л. с. был непосредственно соединен с прокатными валками. Широкое применение асинхронные двигатели нашли и в совершенно иной области — на сахарных заводах: для привода центрифуг двигатель должен был развивать трех- и даже четырехкратный пусковой момент и, кроме того, удовлетворять высоким санитарным требованиям, предъявляющимся к сахарному производству.
К концу 90-х годов электротехнические заводы начали выпускать крупными сериями асинхронные двигатели небольшой мощности для ткацких и прядильных станков. Трехфазные асинхронные двигатели очень быстро стали проникать не только на механические, но и на цементные и кирпичные заводы, на бумажные фабрики, в портовые механизмы, в рудники и копи и т. п. Асинхронный двигатель становился основой промышленного электропривода.[3]
Таким образом, с изобретением трехфазного асинхронного электродвигателя начался все ускорявшийся и усиливавшийся процесс реконструкции промышленности, процесс массовой электрификации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во последней четверти XIX наблюдался новый подъем развития электротехники. Он был связан с быстрым внедрением в промышленность переменного тока. Для развития системы переменного тока, позволившего совершить качественный скачок в теории и технике передачи электроэнергии, принципиальное значение имело не только изобретение генератора переменного тока, трансформатора, асинхронного электрического двигателя, но и теоретические исследования научно-технического характера.[7]
Ведущая роль в развитии электротехнической промышленности во второй половине XIX в. принадлежала Германии, где научно-технический прогресс в данной области был поддержан государством и частным капиталом.
В России научно-технические исследования в области электротехники не получили должного финансового, организационного и материально-технического обеспечения. Блестящие технические и теоретические достижения Б. С. Якоби, Э. X. Ленца, П. Л. Шиллинга, В. В. Петрова, П. Н. Яблочкова, Н. Н. Бенардоса, Н. Г. Славянова, А. Н. Лодыгина, М. О. Доливо-Добровольского, А. С. Попова, Д. А. Лачинова и других выдающихся русских электротехников XIX в., организационные усилия общественности не были поддержаны царским правительством, поощрявшим и здесь иностранных предпринимателей.[7]
Недальновидная научно-техническая политика царизма привела к отставанию промышленной базы электротехники, резко сузила возможности экспериментальных и теоретических исследований, поставила их в зависимость от поставки научных приборов и других технических средств из-за рубежа. Отставание материально-технической базы научно-технических исследований, всей электротехнической промышленности отрицательно сказалось на экономическом и военно-техническом потенциале России, что особенно ярко проявилось в годы первой мировой войны. Оно было преодолено лишь позднее. . В наследство от царской России наша страна получила несколько электростанций мощностью всего в 1000 МВт. В 1920 г. по инициативе В. И. Ленина на VIII съезде Советов был принят государственный план электрификации России — план ГОЭЛРО. По этому плану предусматривалось за 10— 15 лет построить 20 тепловых и 10 гидравлических электростанций мощностью 1750 МВт. План ГОЭЛРО был выполнен досрочно, и уже в 1935 г. вместо 30 было введено в строй 40 электростанций, выработка электроэнергии превысила планируемую вдвое.[8]
Информация о работе История развития электромеханических преобразователей