Игровые технологии на уроках физики как средство активизазии познавательной деятельности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:17, статья

Описание работы

Для повышения интереса к физике можно применять игровые технологии во время проведения уроков. Это позволяет активизировать познавательную деятельность и повышает интерес к предмету.

Работа содержит 1 файл

Игровые технологии на уроках физики как средство активизации познавательного интереса учащихся.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

На этом завершающем  этапе соревнования проводится решение расчетных задач-рисунков с последующим поэтапным заполнением шифрограммы, составленной в виде последовательности арифметических действий. 

Завершается проведение игры соревнования "Где вы, Архимеды?!" награждением команд ценными призами, а особо отличившийся игрок, выдвигаемый членами отличившейся команды, может быть посвящен в "Архимедики", если он приведет:

все известные  ему факты биографии Архимеда;

легенды и истории  из его жизни;

законы, правила  и формулы, открытые этим ученым. 

Тогда ученику  присваивается звание "Архимедик", с вручением удостоверения и  нагрудного знака, а также занесением его имени в "бессмертный" список "Лучшие ученики школы №10 города Волгограда". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся. 

Игра - путь детей к познанию мира, в котором 

они живут  и который призваны изменить".

(М. Горький)  

       В настоящее время особое внимание  стали уделять развитию творческой  активности и интереса у школьников  к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

    Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

       Такого рода активность сама  по себе возникает нечасто,  она является следствием целенаправленных  управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

       Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими  деятельность учащихся, в некоторых  же технологиях эти средства  составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках истории.

       К данной теме я обратилась  в связи с тем, что  столкнулась  с проблемой:      

Успешность личности во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию, но на протяжении ряда лет в старших классах наблюдалось снижение познавательной активности, мотивации к изучению предмета, что не способствовало развитию внутренних резервов личности учащихся.

       Проблему дидактической игры как педагогической технологии исследуют :А. Гин в пособии для учителя "Приемы педагогической техники"; Владимир Михайлович Григорьев в своей диссертационной работе "Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков"; А.П Ершова и В. М. Букатов в статье "Театральные подмостки школьной дидактики.

        Вопросы психологии детства и  подростков для данной работы  рассматривались авторами в трудах  Л.С. Выготского "Вопросы детской  психологии" и "Воображение  и творчество в детском возрасте,"Педагогическая поэма" А.С. Макаренко.  В последнее время, на уроках, очень часто приходится слышать от учеников «А давайте лучше поиграем!». Так почему же «лучше поиграем?» 

Актуальность  игры:

       Во-первых, наверное, потому, что ученику  по своей природе нравится играть. Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.»

     Во-вторых, уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление.

     В-третьих, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности,  пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

     В - четвёртых, мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего урока. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. Таким образом, совместив полезное с приятным.

В-пятых, игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. На уроках дети активны, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.

       Практика показывает, что уроки  истории с использованием игровых  ситуаций, делая увлекательным учебный  процесс, способствуют появлению  активного познавательного интереса школьников. «На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы». Таким образом, реализуется принцип развития, который выражается не только в развитии интеллекта, но и в обогащении эмоциональной сферы и становлении волевых качеств личности, формировании адекватной самооценки.

     Игра  на уроке истории – активная форма  учебного занятия, в ходе которой  моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. 

     Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности:

  Дидактическая  игра - это занимательная для субъекта  учебная деятельность в условных  ситуациях. Поскольку обучение - это процесс целенаправленной  передачи общественно-исторического опыта; организация формирования знания, умения, навыков.

Но не всякая деятельность в условных ситуациях  является игрой. Деятельность, чтобы  быть игрой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре - не цель, а средство. А вот занимательность - цель. В учебной же деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.

     В настоящее время интерес к  игре быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем.

     Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

  • игры с правилами;
  • ролевые игры;
  • комплексные игровые системы (КВН).
  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры;
 

   При планировании педагогической работы в определенных случаях важно разделять игры по количеству участников на: групповые, индивидуальные, диалоговые (парные), массовые.

   Игра  эмоциональна по своей природе и  потому способна даже самую сухую  информацию оживить и сделать  яркой, запоминающейся.

   В процессе игры интеллектуально пассивный  ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

   Игра  создает особые условия, при которых  может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении  на равных, где исчезает робость, возникает  ощущение - "я тоже могу", т. е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием. В игре органично заложено познавательная задача. 
 

Организация игр - не всегда простое  занятие:

дисциплина: азарт  игры может превратить урок в беспорядочное, шумное мероприятие.

серьезное отношение  к предмету. Ведь учитель должен дать детям знание, и они должны быть научны.

Оценка в игре - ещё одна проблема. Артистичные  дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм. В игре нет полной предсказуемости. Много разных проблем встает перед учителем: как часто следует привлекать игру, сколько времени нужно тратить на нее на уроке и т. д.

Игра - это яркий  и эмоциональный праздник. И это  указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. А. Шмаков и др. В организации игры все должно быть продумано да мелочей. 

     Структура организации игры.

Выбор игры.

Учитель должен выбрать игру соответствующую программному содержанию и четко представить  себе, какие результаты он хочет получить. От этого часто зависит оформление замысла, игровые действия, содержание и формулировка правил, ход игры. 

     Подготовка  игры.

1) Предварительная  подготовка учащихся к игре. Задача  учителя заключается в том,  чтобы все дети понимали, что они должны делать входе подготовительной работе. Предварительная подготовка зачастую несет основную дидактическую нагрузку. Это в основном относится к ролевым играм. Но учителю надо больше доверять детям, не надо полностью организовывать подготовку, пусть они сами проявят самостоятельность.

2) Подготовка  непосредственно перед игрой.  Этот этап должен быть направлен  на создание эмоционального игрового  настроения.

Введение в  игру.

1) Предложение  игры детям. Обычно организатору  игры достаточно сказать: "А теперь давайте поиграем в: (Название игры)" или "А чтобы вы лучше запомнили этот материал, мы с вами поиграем в игру" или "В связи с этим есть такая игра:". Этого достаточно.

2) Объяснение  правил игры. Необходимо сформулировать  их кратко и конкретно.

3) Выбор участников игры. Участников учитель может сам выбирать, потому что ученики могут обидеться. Учитель может предложить головоломку. Кто быстрее решить, тот и играет. Или играют те, у кого фамилия на букву "А", те, у кого день рождения в январе или учащиеся с 15-го по 19-ый номер журнале и т. п. для учителя важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс. Поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше. 

Ход игры.

     1) Начало игры. Очень важно, чтобы  игра набрала обороты. Игры с правилами обычно требуют хорошего темпа. И это "в руках" организатора: кому-то подсказать, кого-то подогнать восклицаниями "Ускоряем темп!", "Долгая пауза!":

     2) Развитие игрового действия (кульминация). На этой стадии максимально  проявляется азарт играющих, одновременно возрастает интерес и участников и зрителей. Организатору важно следить за выполнением правил и иногда, подбодрить играющего.

     3) Заключительный этап игры. Учителю  необходимо почувствовать, когда  спадает напряжение, не следует  ждать, что игра сама надоест учащимся. Для того чтобы вовремя остановить игру, нужно заранее сказать о приближении ее окончания. Таким образом, у учащихся, появляется время, чтобы психологически подготовиться к окончанию игры. 

V. Подведение  итогов. (Оценка и поощрение школьников).

     Подведение  итогов игры включает в себя как  дидактический результат (что нового учащиеся узнали, как справились с  заданием, чему научились), так и  собственно игровой (кто оказался лучшим и что помогло ему достичь  победы). Сложный момент объявления результатов соревнования. Чтобы класс не перессорился, учитель должен умело принимать решения. Нездоровый эмоциональный фон в ученическом коллективе после игры, проведенный на уроке, - вина учителя.

Информация о работе Игровые технологии на уроках физики как средство активизазии познавательной деятельности учащихся