Государственные и муниципальные фиансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 06:37, контрольная работа

Описание работы

социальных установок и личностных черт опрашиваемого. Различают анкетные опросы сплошной и выборочный, устный и письменный, индивидуальный и групповой, очный и заочный [55]. Вопросы анкеты должны формулироваться максимально четко, однозначно, на доступном для опрашиваемых языке. Надежность сведений, получаемых из анкеты, оценивается в предварительных испытаниях (называемых пилотажем), в которых выясняются однозначность понимания вой росов, воспроизводимость ответов, понятность инструктивных указаний и др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Налог как экономическая категория………………………………..….5
1.1 Происхождение категории налогов в истории финансов……………5
1.2 Сущность налогов………………………………………………………7
1.3 Классификация налогов………………………………………………10
2 Функции и роль налогов в экономической системе общества………15
2.1 Основные функции налогов………………………………………….15
2.2 Функции системы налогообложения………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………….29

Работа содержит 1 файл

кр гос и мун. финансы.docx

— 52.22 Кб (Скачать)

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия  налогообложения, вводя одни и отменяя  другие налоги, государство создает  условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для  общества проблем.

Посредством регулирующей функции  обеспечивается перераспределение  через государственный бюджет части  доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов. Налоговое регулирование стало активно практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.

Регулирующая функция  осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых  ставок. Налоговое регулирование  оказывает стимулирующее или  сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос  населения. Так, общее понижение  налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную  деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

Налоговое регулирование  играет значительную роль и во внешнеэкономической  деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.

По мнению, крупного английского  экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

Регулирующая функция  направлена на достижение посредством  налоговых механизмов тех или  иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или  иных экономических процессов. Они  реализуются через систему льгот  и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот  малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные  вложения в производство и благотворительную  деятельность, и т.д.

Стимулирующее воздействие  налогов реализуется через систему  выборочных льгот, исключений, преференций  при сохранении общих основ и  структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как  правило, с условием их целевого использования  налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.

Налоговые льготы используются и для смягчения социального  неравенства. Таким образом, через  регулирующую функцию проявляется  социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении  доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназначена  обеспечивать и защищать конституционные  права граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции  относятся: единый социальный налог, стандартные  налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и др. показатели.

Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение  между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство  между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным  слоям и группам населения (многодетным  семьям, пенсионерам, инвалидам и  некоторым другим категориям граждан).

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции  средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют  отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в  отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.1

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу  и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров Шишкин А.Ф., Экономическая теория: учеб.-- 2-е издание - М: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС 2005 г..

4. Контрольная функция

Через налоги государство  осуществляет контроль над финансово-хозяйственной  деятельностью организаций и  граждан, а также за источниками  доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается  эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Через контрольную функцию  налогообложения выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику государства.

5. Поощрительная функция

Порядок налогообложения  может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий  граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых  механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого  дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или  приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса  РФ налогооблагаемый доход будет  снижаться в связи с другими  социальными расходами: платным  обучением детей, покупкой лекарств.

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет  удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается  путём участия государства в  воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные  отрасли, усиления или ослабления процессов  накопления капитала в различных  сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

В настоящее время налоговой  системе России присущ преимущественно  фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего  начала.

 

2.2 Функции системы налогообложения

 

Положения о функциях системы  налогообложения до настоящего времени  составляют предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых  функций. Казалось бы, какое отношение  имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы  налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное - наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос чёткий ответ - от ориентации на ту или иную функциональную сторону  процесса или явления зависит  экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень  благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения  не сориентирована на реализацию внутреннего  потенциала экономической категории  «налогообложение», то в конечном итоге  роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры налоговых администраций по обеспечению  доходов бюджета страны.

Базовую основу функционального  проявления системы налогообложения  составляют функции финансов как  всеобщей экономической категории  распределения. Общепризнанными являются две функции: распределительная  и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Это составляет отправную методологическую основу для формулировки налоговых  функций. Функции системы налогообложения - это, прежде всего теоретическое  предположение о том, что в  данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без  ущерба развитию бизнеса.

Однако теоретическое  определение функций ещё не означает, что именно в заданном ими направлении  будет действовать принятая в  законе налоговая система. Функциональную ёмкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задаёт не только наука, но и  практика.

В числе налоговых функций  учёные обычно называют: фискальную, экономическую, перераспределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую. Эти функции приводят как в полном, вышеназванном перечне, так и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же следует исключить экономическую функцию. Налогообложение - экономическая категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения - обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет никакой необходимости и научного смысла.

Анализу содержательности трактовок функций системы налогообложения может способствовать рассмотрение позиций российских учёных, которые постоянно обращаются к исследованиям теоретических и практических проблем налогообложения. В учебнике «Налоги и налогообложение в России» (М.: Финстатинформ, 1996) автор Л.П.Окунева даёт чёткую трактовку налоговых функций: фискальной и распределительной. Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника. «Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции  реализуется главное общественное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления  собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета  на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает само государство  в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов  как экономической категории  состоит в том, что появляется возможность количественного отражения  налоговых поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной  функции налогов, её полнота и  глубина в известной мере от налоговой  дисциплины. Суть её в том, чтобы  налогоплательщики (юридические и  физические лица) своевременно и в  полном объёме уплачивали установленные  законодательством налоги.

Распределительная функция  налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов  носила чисто фискальный характер.

Но с тех пор, как  государство посчитала необходимым  активно участвовать в организации  хозяйственной жизни, в стране появилось  регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом  регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения» Черник Д.Г. Налоги: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 544 с..

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом  должно распространяться на все его  практические формы, если следовать  фундаментальным принципам налогообложения  и исходить сущностного содержания экономических категорий «налог»  и «налогообложение». Однако набор  конкретных налоговых форм (видов  налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции  должен быть сориентирован на главную  цель - равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками  и территориями. Иными словами, между  группами прямых и косвенных налогов  должно быть установлено максимально  возможное равновесие. Косвенные  налоги преследуют фискальные цели, а  прямые налоги - стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого  вида налога должно быть организовано (организовать - значит определить в  законе экономически обоснованную налоговую  концепцию в рамках конкретного  налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

Информация о работе Государственные и муниципальные фиансы