Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 12:38, реферат
На пороге ХХI века человек все чаще и чаще стал задумываться о том, что станет основой его существования в новой эре. Энергия была и остается главной составляющей жизни человека. Она дает возможность создавать различные материалы, является одним из главных факторов при разработке новых технологий. Попросту говоря, без освоения различных видов энергии человек не способен полноценно существовать.
ВСТУПЛЕНИЕ
На пороге ХХI
века человек все чаще и чаще стал
задумываться о том, что станет основой
его существования в новой
эре. Энергия была и остается главной
составляющей жизни человека. Она
дает возможность создавать
По оценкам
специалистов, мировые ресурсы угля
составляют 15, а по неофициальным
данным 30 триллионов тонн, нефти - 300 миллиардов
тонн, газа - 220 триллионов кубометров.
Разведанные запасы угля составляют
1685 миллиардов тонн, нефти - 137 миллиардов
тонн, газа - 142 триллионов кубометров.
Почему же наблюдается тенденция
к освоению альтернативных видов
энергии, при таких, казалось бы, внушительных
цифрах, при том, что в последние
годы в шельфовых зонах морей
открыты огромные запасы нефти и
газа?
Есть несколько
ответов на этот вопрос. Во-первых, непрерывный
рост промышленности, как основного
потребителя энергетической отрасли.
Существует точка зрения, что при
нынешней ситуации запасов угля хватит
примерно на 270 лет, нефти на 35-40 лет,
газа на 50 лет. Во-вторых, необходимость
значительных финансовых затрат на разведку
новых месторождений, так как
часто эти работы связаны с
организацией глубокого бурения (в
частности, в морских условиях) и
другими сложными и наукоемкими
технологиями. И, в третьих, экологические
проблемы, связанные с добычей
энергетических ресурсов. Склады нефтепродуктов
и окружающие их территории подчас
напоминают “города мертвых”, а
кадры кинохроники о плавающих
в нефтяной пленке морских птицах
и животных тревожат не только Greenpeace.
Не менее важной
причиной необходимости освоения альтернативных
источников энергии является проблема
глобального потепления. Суть ее заключается
в том, что двуокись углерода (СО2),
высвобождаемая при сжигании угля,
нефти и бензина в процессе
получения тепла, электроэнергии и
обеспечения работы транспортных средств,
поглощает тепловое излучение поверхности
нашей планеты, нагретой Солнцем
и создает так называемый парниковый
эффект*.
В настоящее
время выдвигаются множество
различных идей и предложений
по использованию всевозможных возобновляемых
видов энергии. Разработка некоторых
проектов еще только начинается. Так,
существуют предложения по использованию
энергии разложения атомных частиц,
искусственных смерчей и даже
энергии молнии. Проводятся эксперименты
по использованию “биоэнергетики”,
например, энергии парного молока
для обогрева коровников.
Но существуют
и “традиционные” виды альтернативной
энергии. Это энергия Солнца и
ветра, энергия морских волн, приливов
и отливов. Есть проекты преобразования
в электроэнергию газа, выделяющегося
на мусорных свалках, а также из навоза
на звероводческих фермах. Основным видом
“бесплатной” неиссякаемой энергии
по справедливости считается Солнце.
В Солнце сосредоточено 99, 886% всей массы
солнечной системы. Солнце ежесекундно
излучает энергию в тысячи миллиардов
раз большую, чем при ядерном
взрыве 1 кг U235 .
СОЛНЦЕ
Солнце - неисчерпаемый
источник энергии - ежесекундно дает
Земле 80 триллионов киловатт, то есть в
несколько тысяч раз больше, чем
все электростанции мира. Нужно только
уметь пользоваться им. Например, Тибет
- самая близкая к Солнцу часть
нашей планеты - по праву считает
солнечную энергию своим
Хотя солнечная
энергия и бесплатна, получение
электричества из нее не всегда достаточно
дешево. Поэтому специалисты непрерывно
стремятся усовершенствовать
Это достижение
стало возможным, с одной стороны,
благодаря использованию
В Японии ученые
работают над совершенствованием фотогальванических
элементов на кремниевой основе. Если
толщину солнечного элемента существующего
стандарта уменьшить в 100 раз, то
такие тонкопленочные элементы потребуют
гораздо меньше сырья, что обеспечит
их высокую эффективность и
Компактная передвижная
электростанция сконструирована германским
инженером Хербертом
Глядя вперед, в
те времена, когда штат Калифорния будет
нуждаться в удобных станциях
для подзарядки электробатарей, “Южно-калифорнийская
компания Эдисон” планирует начать
испытание специальной
ВОДОРОД
Эти и многие
другие современные разработки
начинают вырисовывать контуры будущего
мира, в котором, несмотря на продолжающийся
рост потребления энергии, получаемой
преимущественно путем сжигания
природного топлива, уровень содержания
углекислого газа в атмосфере
реально начнет снижаться.
Ускорить этот
процесс смогли бы и автомобили марки
NECAR4, разрабатываемые в одной
из лабораторий под Штутгартом. Этот
экспериментальный автомобиль, разрабатываемый
совместно компаниями Ford, Daimler-Chrysler
и Canada's Ballard Power Systems, работает на водороде,
запасов которого в природе более
чем достаточно. Водород, в отличие
от ископаемых видов топлива, не содержит
атомов углерода и поэтому не образует
двуокиси углерода (СО2). Однако водород
также может загрязнять окружающую
среду, так как при его сгорании
происходит перегруппировка молекул
воздуха, при которой образуется
окись азота и озон. Но NECAR4 не сжигает
водород. На автомобиле установлен бортовой
топливный элемент, разработанный
фирмой Ballard, который обеспечивает постепенное
соединение водорода с кислородом при
умеренной температуре. В результате
на выходе получается обыкновенная
вода (H2O) и электроэнергия.
Топливные элементы
были изобретены еще в начале XIX века.
В 60-е годы прошлого века НАСА использовало
их для получения чистой энергии
в космосе. Но только в прошедшем
десятилетии удалось создать
топливные элементы таких размеров,
которые позволили бы устанавливать
их в легковых автомобилях. NECAR4 создан
на базе малолитражного автомобиля Mercedes-Benz,
типа «седан» класса А. Этот автомобиль
вмещает пять человек плюс багаж,
развивает скорость до 145 км/час и
может пройти без заправки 450
километров. По словам Фердинанда
Паника, руководителя проекта компании
Diamler Chrysler, «значение топливного элемента
соизмеримо разве что со значением микросхемы
для развития вычислительной техники”.
Результаты не
заставят себя ждать. Первые полевые
испытания автомобилей с
Проблема, связанная
с массовым серийным производством
компактных топливных элементов
для легковых и грузовых автомобилей,
еще до конца не решена, однако уже
сейчас можно было бы начать производство
крупногабаритных элементов, обеспечивающих
работу промышленных предприятий и
электростанций.
Теоретически, водород
можно было бы получать из воды, используя
для этого энергию солнца или
ветра. Однако, даже при самых оптимистических
прогнозах, связанных с совершенствованием
таких технологий, затраты на производство
электроэнергии, необходимой для
разделения молекул воды на молекулы
водорода и кислорода в настоящее
время чрезвычайно велики. Поэтому
первые установки для
Такую технологию
можно было бы, например, успешно
применять в Китае, где стремительный
рост производства и огромные природные
запасы угля угрожают вызвать катастрофическое
загрязнение атмосферы
Основной проблемой,
связанной с производством
ВЕТЕР
На первый взгляд
ветер кажется одним из самых
доступных и возобновляемых источников
энергии. В отличие от Солнца он может
“работать” зимой и летом, днем
и ночью, на севере и на юге. Но ветер
- это очень рассеянный энергоресурс.
Природа не создала “месторождения”
ветров и не пустила их, подобно
рекам, по руслам. Ветровая энергия
практически всегда “размазана”
по огромным территориям. Основные параметры
ветра - скорость и направление - меняются
подчас очень быстро и непредсказуемо,
что делает его менее “надежным”, чем
Солнце. Таким образом, встают две проблемы,
которые необходимо решить для полноценного
использования энергии ветра. Во-первых,
это возможность “ловить” кинетическую
энергию ветра с максимальной площади.
Во-вторых, еще важнее добиться равномерности,
постоянства ветрового потока. Вторая
проблема пока решается с трудом. Существуют
интересные разработки по созданию принципиально
новых механизмов для преобразования
энергии ветра в электрическую. Одна из
таких установок (патент РФ № 1783144) порождает
искусственный сверхураган внутри себя
при скорости ветра в 5 м/с!