Знание и вера

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Тертуллиан открыто выступал против разума, провозглашая парадоксальный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Августин Блаженный утверждал, что задача богословия – познать в свете разума то, что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: «Верю и понимаю». Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.

Содержание

Введение…………………………………..…………………………………………………………………….3
Причины возникновения вопроса о соотношении веры и знания в средневековой философии. …………………………………………….……………………………4
Знание и вера с точки зрения иностранных философов……………….……….……..6
Знание и вера с точки зрения русских философов…………………………..……………7
Соотношение науки и религии, знания и веры…………………………………………..…9
Заключение……………………………………………………………….………………………………….12
Список литературы………………………………………………………….……………………………13

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ 2011 г..docx

— 32.59 Кб (Скачать)

    С иной стороны, как отмечает русский мыслитель, настоящая вера вырастает именно из этого другого опыта и идет своим особым путем (методом), отнюдь не вторгаясь в научную область, не вытесняя и не заменяя ее. Тот, кто полагает, что вера есть нечто произвольное, несерьезное и безответственное и что веровать можно только без всяких оснований в недостоверное и выдуманное, - тот, убежден И. А. Ильин, жестоко ошибается.

     Рассматривая взаимоотношения веры и знания, Н. А. Бердяев отмечал, что они не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую. Философ утверждает беспредельность знания и веры, полное отсутствие их взаимного ограничения. Научное знание, как и вера, есть проникновение в реальную действительность, но частичную, ограниченную. Наука верно учит о законах природы, но она, по мнению Бердяева, некомпетентна в решении вопроса о вере, откровении, идее и т.п.

     Поскольку, по Бердяеву, полнота «живого опыта» дана лишь в мистическом восприятии, то без «религиозного питания», без непосредственной интуиции философия чахнет и превращается в паразита. Она должна питаться и опытом научным и опытом мистическим. Более того, он считает, что и наука и философия должны подсиниться «свету религиозной веры» не для упразднения своих истин, а для просветления этих истин в полноте знания и жизни.

Соотношение науки и религии, знания и веры

     Усиление роли религии в современном обществе активизировало внимание исследователей к вопросу о соотношении науки и религии, знания и веры. Последняя имеет два значения: уверенность (доверие, убежденность) – то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, и религиозная вера. Контраверза знания и религиозной веры может вылиться в одну из трех основных позиций: абсолютизация знания и полная элиминация веры; гипертрофированные последней в ущерб знанию; попытка совмещения обоих полюсов, - в особенности, современная философия религии.

     Ее представители стремятся дать философский анализ религиозных верований, обосновать их эпистемологический статус, определить условия их рациональности и истинности, эксплицировать смысл религиозного языка, охарактеризовать природу и функции религиозного (особенно мистического) опыта, установить возможные «модели веры» и т.д.

      В размышлениях философов разных направлений и ученых конца XX в. можно встретить рассуждения о том, что научной мысли нужна вера, как правой руке левая, и неумение работать обеими не следует считать особым преимуществом. Обосновывается это тем, что в научном и в религиозном познании задействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В науке человек действует как «чистый ум»; совесть, вера, любовь, порядочность – все это «подмога» в работе ума ученого. Но в религиозно-духовной жизни, напротив, «ум – это только рабочая сила у сердца».

     В современной, постнеклассической науке все чаще высказываются идеи о необходимости учета многообразного духовного опыта человечества – в том числе и религиозного. Предпринимаются попытки со стороны некоторых зарубежных и отечественных ученых широкого целостного мировоззренческого осмысления действительности, связав «строгие науки» (математику, теоретическую физику и др.) с философией, психологией, религиоведением и мистикой.

     Так, в психологии сформировалась и развивается так называемая «трансперсональная психология», поставившая своей основной целью освоение духовного опыта прошлого. Речь идет об обращении к измененным состояниям сознания, обретающим статус трансличного существования. При этом обращается внимание на многообразные методы медитации (в западных и восточных вариантах), проявляется интерес к гностицизму (одному из древних философско-религиозных течений) и суфизму (мистическому течению в исламе) с его стремлением к интуитивному познания, «озарениям», экстазу и т.п.

     В последние годы, особенно в связи с кризисными явлениями мировой цивилизации конца XX в., растет интерес к эзотеризму как одному из вненаучных способов духовного освоения мира. Для него характерны закрытость своего содержания от «непосвященных», способность приобщения своих сторонников к трансцендентным тайнам мироздания, сложная символизация и ритуализация своего функционирования в обществе. К эзотерическим учениям обычно относят гностицизм, теософию, антропософию, магию, алхимию, астрологию.

      Эзотеризм может представать либо как самостоятельное формообразование, либо как элемент других форм освоения действительности (религиозной, художественной и др. – и даже научной), с которыми эзотеризм постоянно взаимодействует. Заполняя определенный зазор (нишу, лакуну) между наукой и религиозным познанием, эзотеризм предлагает свое специфическое решение проблем, не требуя при этом ни рациональных доказательств, ни ссылок на священное писание, ни обращения к откровению, а лишь призывая внимать к «голосу тайны».

      Думается, не лишены основания утверждения, что если постоянно указывать на опасности и беды, которые несут оккультизм, астрология и т. п., то от этого ничего не выигрывают ни наука, ни культура, ни общество в целом. Нужно стремиться к диалогу между всеми формами культуры, всеми способами освоения человеком мира, изучая особенности и возможности каждого из них. Афоризм п. Фейерабенда «Все дозволено» очень точно выражает это стремление.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Вера и знание гармонично связаны между собой. Знание служит укреплению веры, пониманию Священного писания. В «Оружии христианского воина» Эразм пишет : «Тот, кому надлежит сражаться …со всей когортой пороков,… тот обязан готовить два вида оружия – молитву и знание… Чистая молитва ведет чувство на небо, словно в крепость, неприступную для врагов ; знание укрепляет ум спасительными помыслами… Одно именно вымаливает, другое указывает, о чем надлежит молиться…

     Знание указывает, чего просить во имя Христово…» «…Павел пять слов, произнесенных с пониманием, предпочитает десяти тысячам слов, сказанных попусту…»

     Знание в связке «вера-знание» становится жизненно необходимым для веры элементом. Более того, знание  становится элементом, практически равноценным вере.

     О гармонии веры и знания говорил и Фома Аквинский. По его мнению вера ведет за собой знание, философия (наука) служит теологии.

      Когда человек достигает внутреннего преображения, духовной просветленности через усилия веры, то ему открывается реальность, которая по своей очевидности, ошеломляющей силе красоты и мудрости так захватывает и потрясает человека, что любые эмпирические факты его существования, все радости и невзгоды повседневной жизни кажутся чем-то случайным и совершенно не важным. Состояние веры отличается от состояния повседневной озабоченности, как поэтическое вдохновение – от физически тяжелого и бессмысленного труда. 
 
 
 
 
 

 

Список  литературы

  1. Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. - М.: ТОН – Осторожье, 1999. – 384 с.
  2. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.:Владос, 1995. – 304 с.
  3. Философия: Учебник для высших заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. – 576 с.
  4. http://referat.niv.ru/referat/006/00600092.htm
  5. http://www.filosofa.net.html

Информация о работе Знание и вера