Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:48, реферат
Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали поиски новых путей, нового способа, но также и нового содержания философствования. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Выливается он во вновь сформировавшийся способ философского мышления, который можно определить как философскую мысль Нового времени.
1. Введение.......................................................................................................стр.3
2. Личность и эпоха.........................................................................................стр.6
3. Биография Рене Декарта.............................................................................стр.9
4. Труды Рене Декарта в науке………………………………......................стр.11
5. Сущность и основные черты учения……………………….....................стр.13
6. Заключение…………………………………………….………………….стр.19
7. Список литературы……………………………………………….………стр.20
Рене Декарт
обобщает свойства, присущие математике.
Но тем самым он заявляет о большем; он
говорит о науке в современном нам понимании.
Действительно, вся известная нам наука,
о которой мы имеем представление, начиная
со средней школы, фактически основывается
на данных принципах; всякое знание, претендующее
на научность, предполагает их. Во времена
Декарта науку, соответствующую этим принципам,
еще только предстояло создать. Последующие
столетия ознаменовались победным шествием
научного знания, завоевывавшего все новые
и новые области познания: механика, физика,
химия, биология, теория электричества
и магнетизма, оптика и т.д. Всюду принципы
объективности, универсальности и необходимости
оставались отправными. Исторически они
играли важную роль, поскольку вселяли
уверенность в людей науки; без надежды
на реальность существования такого знания
нельзя было даже приступить к научной
работе. Однако сегодня нам легче посмотреть
на совершенное Р. Декартом другими глазами.
Для нас важно то, что он не столько открыл
некие истины, сколько определил строй
современного мышления, в котором наука
играет значительную, едва ли не определяющую
роль. Обращаясь к Р. Декарту, мы проясняем
те черты нашего строя мышления, которые
стали настолько привычны, что не замечаются,
не подвергаются специальному осмыслению.
Как же ответил мыслитель на вопрос о сомнении?
Сомневаться можно во всем. Но в море сомнения
остается все же небольшой островок —
уверенность каждого в собственном существовании.
Без этой уверенности невозможно не только
жить, но и что-либо делать. Невозможным
становится само сомнение. С другой стороны,
если я сомневаюсь, то уж во всяком случае
я есть, я существую. Сомневаюсь - значит,
думаю, мыслю. Отсюда знаменитое декартовское
cogito ergo sum — «мыслю, следовательно, существую».
Оно формулирует предельные основания
достоверности знания, показывая, что
доказать или опровергнуть существование
чего-либо можно, только опираясь на факт
мысли. Точнее, факт мысли есть то, далее
чего уже невозможно идти в стремлении
найти нечто достоверное. Мы, люди, без
всякого внешнего авторитета верим в факт
собственного существования до тех пор,
пока мы мыслим, думаем. Речь при этом идет
не столько о существовании тела, сколько
того, что мы понимаем под собственным
«я». Это то же самое, что Блаженный Августин
называл «внутренним человеком». О сходстве
тезиса Р. Декарта с идеей Августина, следует
сказать особо, что мы сделаем ниже. Пока
же подчеркнем, что согласно Р. Декарту,
мыслимое и мыслящее «я» лежит в основе
понимания не только факта собственного
существования, но и составляет основу
достоверности всякого знания. Ученый
апеллирует к единству человеческого
рода, которое он видит в присущем людям
разуме. Это единство позволяет людям
понимать и воспринимать истины науки
так же, как они понимают и воспринимают
факт целостности своего «я». Фактически
это означает, что индивидуальный произвол
имеет свои границы, пока человек разумен
и способен мыслить, не впадая в противоречие
с самим собой. Следовательно, истины науки
имеют шанс быть обоснованными достоверно.
Рене Декарт выделяет два способа усмотрения
необходимых и всеобщих истин. Это интеллектуальная
интуиция и дедукция.
С его точки зрения интуиция может быть
не только некоторым мистическим феноменом,
но умственным, интеллектуальным. Интеллектуальная
интуиция — это «понимание ясного и внимательного
ума, настолько легкое и отчетливое, что
не остается совершенно никакого сомнения
относительно того, что мы разумеем, или,
что то же самое, несомненное понимание
ясного и внимательного ума, которое порождается
одним лишь светом разума». Интуиция есть
знание умственное и непосредственное.
Дедукция есть логический вывод, с необходимостью
вытекающий из посылок. Поэтому она есть
знание опосредованное. Дедукция включает
в себя цепь последовательных логических
операций. Таким образом, отправляясь
от абсолютно достоверных интуиции, разум
двигается далее посредством дедукции,
делая явным то, что содержится в общих
тезисах неявно. Итогом совместной работы
интеллектуальной интуиции и дедукции
оказывается теория — стройная совокупность
взаимосвязанных теоретических положений.
Для интуиции и дедукции, а значит, и для
создания правильной теории достаточно
обычного человеческого ума, никаких выдающихся
способностей не требуется. Почему же
далеко не все люди способны научно мыслить,
а стройные и убедительные теории встречаются
пока еще редко? Ответ Р. Декарта состоит
в том, что, обладая умом, далеко не все
умеют им правильно пользоваться. Мешает
хаотичность, непоследовательность мышления,
необдуманность того, с чего следует начинать
и по какому пути следует двигаться. Люди
не задумываются над тем, что в деле познания,
как и в любом другом, нужен метод.
Познание простирается лишь настолько,
насколько простирается ясное и отчетливое
мышление. Темные представления следует
разлагать на их составные части и прояснять
постепенно, шаг за шагом. Ясные представления
надо систематизировать и сочетать так,
чтобы их связь была не менее ясна, чем
ясность исходного материала. Поэтому
нужен основательный анализ наших представлений,
разложение их на простейшие элементы,
неразложимость которых тождественна
абсолютной ясности и достоверности. Мышление
должно быть самостоятельным, суверенным.
Всякая зависимость от чужих мнений есть
ложный шаг. Теоретическое мышление требует
систематического, руководствующегося
одной основной мыслью порядка. Таковы
главные положения декартовского метода.
«Новое в понимании Декарта — это методизм,
т.е. организованное, регулируемое правилами
движение мысли, в процессе которого приобретаются
новые истины либо обосновываются и упорядочиваются
уже имеющиеся». Вероятно, при выработке
формулировки cogito ergo sum P. Декарт не был
знаком с аналогичной идеей Августина.
Напомним, что Августин сформулировал
свой тезис таким образом: «я ошибаюсь,
следовательно, существую». Логика и ход
рассуждений Р. Декарта те же, что у Августина.
В океане сомнения есть то, на что можно
опереться — небольшой, но твердый островок,
заключенный в душе каждого. Не будучи
глубоко осведомленным о творениях святых
Отцов церкви, Р. Декарт пришел к выводу,
близкому к тому, что составляло одно из
основоположений христианства. Это не
может не свидетельствовать, что «структурно
идея Декарта запрограммирована самим
духом христианства и до него не раз воспроизводилась
различным образом в качестве принципа
достоверного основания существования
человека». По замечанию современного
французского историка философии и науки
А. Койре, «Cogito... Декарта содержало больше
сокровищ, чем он сознавал». Декарт апеллирует
к разуму. Именно поэтому он рационалист.
Разум — главное основание единства человеческого
рода. Но заслуга Картезия не только в
этом. Он прекрасно сознает, что в поисках
объективности знания следует «стучаться»
к самому человеку, а не апеллировать к
внешнему — авторитету, силе, власти и
т.д. Отнюдь не все может быть обосновано
рационально; часто самые животрепещущие
вопросы остаются вне пределов разумности.
Но Р. Декарт прав в своем стремлении найти
основу для общечеловеческого согласия
не в чем-то внешнем, а в том, что заключено
в глубинах души человека.
Заключение
Значение Декарта
для развития современной науки
и философии огромно. Кроме того,
что он утвердил "новые принципы
философии", он способствовал развитию
ряда специальных научных дисциплин,
в частности математики. Он является
творцом аналитической
Список литературы
1. Сайты интернета: www.referat.ru
www.5ballov.ru
www.bankreferatof.ru
2. Шаповалов «Основы философии»
3.
Информация о работе Значение трудов Рене Декарта в философии и в науке