Значение трудов Рене Декарта в философии и в науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:48, реферат

Описание работы

Ренессанс и философия Ренессанса знаменовали поиски новых путей, нового способа, но также и нового содержания философствования. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Выливается он во вновь сформировавшийся способ философского мышления, который можно определить как философскую мысль Нового времени.

Содержание

1. Введение.......................................................................................................стр.3
2. Личность и эпоха.........................................................................................стр.6
3. Биография Рене Декарта.............................................................................стр.9
4. Труды Рене Декарта в науке………………………………......................стр.11
5. Сущность и основные черты учения……………………….....................стр.13
6. Заключение…………………………………………….………………….стр.19
7. Список литературы……………………………………………….………стр.20

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии2.doc

— 107.50 Кб (Скачать)
  • не зависеть от людского произвола; говоря современным языком, быть объективным;
  • быть доступным для любого человека, наделенного нормальным человеческим умом; такое знание может быть воспринято как 
    очевидное и естественное каждым человеком, хотя и не без умственных усилий;
  • его объективность и общепонятность должны основываться на необходимости, т.е. на строгой логичности, которую никто не в силах 
    оспорить, не вступая в противоречие с самим собой.

Рене Декарт обобщает свойства, присущие математике. Но тем самым он заявляет о большем; он говорит о науке в современном нам понимании. Действительно, вся известная нам наука, о которой мы имеем представление, начиная со средней школы, фактически основывается на данных принципах; всякое знание, претендующее на научность, предполагает их. Во времена Декарта науку, соответствующую этим принципам, еще только предстояло создать. Последующие столетия ознаменовались победным шествием научного знания, завоевывавшего все новые и новые области познания: механика, физика, химия, биология, теория электричества и магнетизма, оптика и т.д. Всюду принципы объективности, универсальности и необходимости оставались отправными. Исторически они играли важную роль, поскольку вселяли уверенность в людей науки; без надежды на реальность существования такого знания нельзя было даже приступить к научной работе. Однако сегодня нам легче посмотреть на совершенное Р. Декартом другими глазами. Для нас важно то, что он не столько открыл некие истины, сколько определил строй современного мышления, в котором наука играет значительную, едва ли не определяющую роль. Обращаясь к Р. Декарту, мы проясняем те черты нашего строя мышления, которые стали настолько привычны, что не замечаются, не подвергаются специальному осмыслению. Как же ответил мыслитель на вопрос о сомнении? Сомневаться можно во всем. Но в море сомнения остается все же небольшой островок — уверенность каждого в собственном существовании. Без этой уверенности невозможно не только жить, но и что-либо делать. Невозможным становится само сомнение. С другой стороны, если я сомневаюсь, то уж во всяком случае я есть, я существую. Сомневаюсь - значит, думаю, мыслю. Отсюда знаменитое декартовское cogito ergo sum — «мыслю, следовательно, существую». Оно формулирует предельные основания достоверности знания, показывая, что доказать или опровергнуть существование чего-либо можно, только опираясь на факт мысли. Точнее, факт мысли есть то, далее чего уже невозможно идти в стремлении найти нечто достоверное. Мы, люди, без всякого внешнего авторитета верим в факт собственного существования до тех пор, пока мы мыслим, думаем. Речь при этом идет не столько о существовании тела, сколько того, что мы понимаем под собственным «я». Это то же самое, что Блаженный Августин называл «внутренним человеком». О сходстве тезиса Р. Декарта с идеей Августина, следует сказать особо, что мы сделаем ниже. Пока же подчеркнем, что согласно Р. Декарту, мыслимое и мыслящее «я» лежит в основе понимания не только факта собственного существования, но и составляет основу достоверности всякого знания. Ученый апеллирует к единству человеческого рода, которое он видит в присущем людям разуме. Это единство позволяет людям понимать и воспринимать истины науки так же, как они понимают и воспринимают факт целостности своего «я». Фактически это означает, что индивидуальный произвол имеет свои границы, пока человек разумен и способен мыслить, не впадая в противоречие с самим собой. Следовательно, истины науки имеют шанс быть обоснованными достоверно. Рене Декарт выделяет два способа усмотрения необходимых и всеобщих истин. Это интеллектуальная интуиция и дедукция. С его точки зрения интуиция может быть не только некоторым мистическим феноменом, но умственным, интеллектуальным. Интеллектуальная интуиция — это «понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем, или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного ума, которое порождается одним лишь светом разума». Интуиция есть знание умственное и непосредственное. Дедукция есть логический вывод, с необходимостью вытекающий из посылок. Поэтому она есть знание опосредованное. Дедукция включает в себя цепь последовательных логических операций. Таким образом, отправляясь от абсолютно достоверных интуиции, разум двигается далее посредством дедукции, делая явным то, что содержится в общих тезисах неявно. Итогом совместной работы интеллектуальной интуиции и дедукции оказывается теория — стройная совокупность взаимосвязанных теоретических положений. Для интуиции и дедукции, а значит, и для создания правильной теории достаточно обычного человеческого ума, никаких выдающихся способностей не требуется. Почему же далеко не все люди способны научно мыслить, а стройные и убедительные теории встречаются пока еще редко? Ответ Р. Декарта состоит в том, что, обладая умом, далеко не все умеют им правильно пользоваться. Мешает хаотичность, непоследовательность мышления, необдуманность того, с чего следует начинать и по какому пути следует двигаться. Люди не задумываются над тем, что в деле познания, как и в любом другом, нужен метод. Познание простирается лишь настолько, насколько простирается ясное и отчетливое мышление. Темные представления следует разлагать на их составные части и прояснять постепенно, шаг за шагом. Ясные представления надо систематизировать и сочетать так, чтобы их связь была не менее ясна, чем ясность исходного материала. Поэтому нужен основательный анализ наших представлений, разложение их на простейшие элементы, неразложимость которых тождественна абсолютной ясности и достоверности. Мышление должно быть самостоятельным, суверенным. Всякая зависимость от чужих мнений есть ложный шаг. Теоретическое мышление требует систематического, руководствующегося одной основной мыслью порядка. Таковы главные положения декартовского метода. «Новое в понимании Декарта — это методизм, т.е. организованное, регулируемое правилами движение мысли, в процессе которого приобретаются новые истины либо обосновываются и упорядочиваются уже имеющиеся». Вероятно, при выработке формулировки cogito ergo sum P. Декарт не был знаком с аналогичной идеей Августина. Напомним, что Августин сформулировал свой тезис таким образом: «я ошибаюсь, следовательно, существую». Логика и ход рассуждений Р. Декарта те же, что у Августина. В океане сомнения есть то, на что можно опереться — небольшой, но твердый островок, заключенный в душе каждого. Не будучи глубоко осведомленным о творениях святых Отцов церкви, Р. Декарт пришел к выводу, близкому к тому, что составляло одно из основоположений христианства. Это не может не свидетельствовать, что «структурно идея Декарта запрограммирована самим духом христианства и до него не раз воспроизводилась различным образом в качестве принципа достоверного основания существования человека». По замечанию современного французского историка философии и науки А. Койре, «Cogito... Декарта содержало больше сокровищ, чем он сознавал». Декарт апеллирует к разуму. Именно поэтому он рационалист. Разум — главное основание единства человеческого рода. Но заслуга Картезия не только в этом. Он прекрасно сознает, что в поисках объективности знания следует «стучаться» к самому человеку, а не апеллировать к внешнему — авторитету, силе, власти и т.д. Отнюдь не все может быть обосновано рационально; часто самые животрепещущие вопросы остаются вне пределов разумности. Но Р. Декарт прав в своем стремлении найти основу для общечеловеческого согласия не в чем-то внешнем, а в том, что заключено в глубинах души человека. 

  Заключение

Значение Декарта  для развития современной науки  и философии огромно. Кроме того, что он утвердил "новые принципы философии", он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он является творцом аналитической геометрии. Достойны внимания и его труды, посвящённые проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьёзнейшим образом повлияли на развитие французского, в частности механистического, материалистического, философского и естественнонаучного мышления. 

  Список  литературы

1. Сайты интернета: www.referat.ru

          www.5ballov.ru

          www.bankreferatof.ru

2. Шаповалов  «Основы философии»

3.  

Информация о работе Значение трудов Рене Декарта в философии и в науке