Зигмунд Фрейд как философ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:34, реферат

Описание работы

Зигмунд Фрейд не считал себя философом. Однако «сумма психологической информации», собранной им эмпирическим путем, постепенно складывалась в научную дисциплину мировоззренческого характера. Ему казалось, что его открытия приложимы к различным областям общественной жизни – культуре, религии, искусству. Такая экспансия психоаналитического метода уже не обеспечивалась чисто научным мышлением. Фрейд вступал в сферу догадок, предположений, интуиции. Иначе говоря, невольно становился философом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2Некоторые концепции Фрейда и моё к ним отношение……………………3 Психоанализ………………………………………………………………….……3Учение о либидо и детской сексуальности……………………………………..7 Заключение……………………………………………………………………….10

Работа содержит 1 файл

Моё отношение к Фрейду.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

     Мне представляется, что отказ от идеи единства "Я" чреват серьезными последствиями, ибо влечет за собой пересмотр не только некоторых идей Просвещения, но многих основ европейской культуры в целом и ставит под

6

сомнение  возможность ответственного поведения. Я думаю, что более перспективной  является концепция, согласно которой  "Я" может быть понято как результат коммуникативных отношений с другими. В рамках этих отношений "Я" не только существует, но и поддерживается. Единство "Я" тоже может существовать (или может разрушиться) только в этом контексте. В этих же коммуникативных рамках может быть понято и взаимоотношение сознания как специфического дискурсивного образования с нерефлектируемыми слоями психики. Такой подход, сохраняя идею единства "Я" как некоего заданного нашей культурой идеала, позволяет показать его сложность и многослойностъ, возможность коллизий между его разными слоями и вместе зависимость этого единства от взаимоотношений "Я" и других. Подобный подход развивается ныне рядом исследователей в разных странах.

     Словом, в этом отношении Фрейд задал такую проблематику, которая является сегодня очень актуальной и которая, вместе с тем оказалась более сложной, чем это ему представлялось. 

УЧЕНИЕ  О ЛИБИДО И ДЕТСКОЙ  СЕКСУАЛЬНОСТИ 

     Другим краеугольным камнем теории  Фрейда явилось учение о либидо  и детской сексуальности. С  точки зрения учения о либидо  процесс психического развития  человека есть в своей сущности  биологически детерминированный процесс превращений его сексуального инстинкта.

     Учение Фрейда, не будучи строго  философским, имеет значительный  мировоззренческий потенциал. Он  связан, прежде всего, со специфическим  осмыслением человека и культуры. В основе его лежало убеждение Фрейда в антагонизме природного начала в человеке, сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного, с одной стороны, и, с другой стороны, культуры. Причиной этого антагонизма на внутрипсихическом уровне является культура с ее идеалами, нормами, требованиями. Культура, по Фрейду, основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет сублимированной энергии либидо. Следствием такого понимания культуры стала романтическая критика ее. Фрейд приходит к заключению, что прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущих ограничений для реализации природных желаний. При объяснении происхождения и сущности инстинктов культуры Фрейд исходил из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических закономерностей, а также в одинаковости механизмов формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию "коллективным неврозом", а наличие в психике человека типических форм реагирования (Эдипов комплекс) и коллективных символов указывает, по

7

мнению  Фрейда, на реальные события в истории  человечества, памятью о которых  выступают данные психические феномены. С этих же позиций Фрейд подступается к проблеме лидерства. Он считает, что связь людей в группе имеет либидную основу. Эта либидная связь есть идентификация индивидов с лидером, который становится внутрипсихическим идеалом для каждого. Усваивая это идеал, человек отказывается от части собственного "Я" (идеал "Я") и объясняется с другими через общий всем групповой идеал — вождя.

     Краткий очерк этой теории Фрейда, по моему мнению, не отражает всего ее богатства и сложности постулатов (Объем информации слишком велик, чтобы осветить все вопросы данной тематики в одинаковой мере). Достаточно сказать, что учение Фрейда лежит в основе современной культурологии. Однако уместно высказать несколько критических замечаний в отношении этой теории. Следует признать, что Фрейд недооценивал влияние культурной среды на половое развитие. В частности, культурно-антропологические исследования показали, что Эдипов комплекс не является универсальным явлением. Кроме того, многие критики считают, что Фрейд имел искаженные представления о женской сексуальности (Millet, 1970; Sherfey, 1972; Tennov, 1975; Frieze et al., 1978). Наконец, сам Фрейд признавал неполноту многих своих выводов и отмечал необходимость их пересмотра по мере появления новых данных.

     Что касается религиоведческой концепции З. Фрейда, на мой взгляд, она представляет собой смесь реальных фактов и откровенных домыслов, истины и заблуждения, науки и мифотворчества.

     Антиисторизм, непонимание социальной  природы религии свели на нет  научную ценность его исследований. Современные теологи в психоанализе Фрейда нашли для себя не только наукообразное обоснование иррационализма и пессимизма, но и мощное подспорье в своей активной деятельности, Акцентируя внимание на тех сторонах психоаналитического учения, которые работают на религию, они в тоже время фальсифицируют атеистические аспекты творчества Фрейда. Судьба Фрейда и его религиоведческого наследия говорит о том, что последовательный атеизм возможен лишь на базе диалектико-материалистического мировоззрения.

     Культурологическое понимание учения Фрейда связано прежде всего с выявлением последовательности перехода ученого от узконаучного знания к формированию комплекса идей, которые относятся к философии, эстетике, этике, религии, шире – теории и истории всей человеческой культуры.

     Фрейд – атеист. Он склонялся к выводу о врожденном характере религиозной потребности, рассматривая религию как «коллективный невроз навязчивости», как «массовую иллюзию». Религия – спасительное средство от индивидуальных форм невротизации.

8

     Помимо обращения к мировым культурным вершинам, Фрейд не обходит вниманием и низовые сферы культуры (например, опыт создания различных сонников), и факты, связанные с обыденным сознанием.

     Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Главная заслуга Фрейда, как я думаю, заключается в том, что он сумел разрушить некоторые глубоко укорененные традиции мышления в науках о человеке и по существу открыл новый континент проблем. Что касается его решений, то одни из них выдержали проверку временем, другие нет. Лучшая форма уважения к наследию этого великого человека - обсуждение поставленных им проблем, их критический анализ. А проблемы эти связаны ни много ни мало, как с современным пониманием человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………...2Некоторые концепции Фрейда и моё к ним отношение……………………3 Психоанализ………………………………………………………………….……3Учение о либидо и детской сексуальности……………………………………..7 Заключение……………………………………………………………………….10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Вал.А. Луков, Вл.А. Луков «ЗИГМУНД ФРЕЙД хроника-хрестоматия» Москва, изд. «Флинта» Московский психолого-социальный институт 1999г.
  2. Г.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский «100 выдающихся психологов мира» Москва, изд. «Институт практической психологии» 1995г.
  3. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович «ПСИХОЛОГИЯ словарь-справочник» Минск, изд. «Хелтон» 1998г.
  4. З. Фрейд. "Я и Оно". Хрестоматия по истории психологии, М., 1980.
  5. З. Фрейд. "Психология бессознательного". Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М., 1989.
  6. З. Фрейд. "Лекции по введению в психоанализ". М., 1997.
  7. З. Фрейд. "Основные психологические теории в психоанализе". М., 1923.
  8. В. Лейбин. "Психоанализ и современная западная философия". М., 1990.
  9. Введение в философию: учебник для вузов. Часть 1 (под ред. Фролова). М., 1989.
  10. Краткий очерк истории философии (под ред. М. Иовчука и др.). М., 1981.
  11. Современная западная философия. Словарь (под ред. В. Лекторского и др.). М., 1991.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11


Информация о работе Зигмунд Фрейд как философ