Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 22:34, реферат
Зигмунд Фрейд не считал себя философом. Однако «сумма психологической информации», собранной им эмпирическим путем, постепенно складывалась в научную дисциплину мировоззренческого характера. Ему казалось, что его открытия приложимы к различным областям общественной жизни – культуре, религии, искусству. Такая экспансия психоаналитического метода уже не обеспечивалась чисто научным мышлением. Фрейд вступал в сферу догадок, предположений, интуиции. Иначе говоря, невольно становился философом.
Введение…………………………………………………………………………...2Некоторые концепции Фрейда и моё к ним отношение……………………3 Психоанализ………………………………………………………………….……3Учение о либидо и детской сексуальности……………………………………..7 Заключение……………………………………………………………………….10
Мне представляется, что отказ от идеи единства "Я" чреват серьезными последствиями, ибо влечет за собой пересмотр не только некоторых идей Просвещения, но многих основ европейской культуры в целом и ставит под
6
сомнение возможность ответственного поведения. Я думаю, что более перспективной является концепция, согласно которой "Я" может быть понято как результат коммуникативных отношений с другими. В рамках этих отношений "Я" не только существует, но и поддерживается. Единство "Я" тоже может существовать (или может разрушиться) только в этом контексте. В этих же коммуникативных рамках может быть понято и взаимоотношение сознания как специфического дискурсивного образования с нерефлектируемыми слоями психики. Такой подход, сохраняя идею единства "Я" как некоего заданного нашей культурой идеала, позволяет показать его сложность и многослойностъ, возможность коллизий между его разными слоями и вместе зависимость этого единства от взаимоотношений "Я" и других. Подобный подход развивается ныне рядом исследователей в разных странах.
Словом, в этом отношении Фрейд задал такую
проблематику, которая является сегодня
очень актуальной и которая, вместе с тем
оказалась более сложной, чем это ему представлялось.
УЧЕНИЕ
О ЛИБИДО И ДЕТСКОЙ
СЕКСУАЛЬНОСТИ
Другим краеугольным камнем
Учение Фрейда, не будучи строго
философским, имеет
7
мнению Фрейда, на реальные события в истории человечества, памятью о которых выступают данные психические феномены. С этих же позиций Фрейд подступается к проблеме лидерства. Он считает, что связь людей в группе имеет либидную основу. Эта либидная связь есть идентификация индивидов с лидером, который становится внутрипсихическим идеалом для каждого. Усваивая это идеал, человек отказывается от части собственного "Я" (идеал "Я") и объясняется с другими через общий всем групповой идеал — вождя.
Краткий очерк этой теории Фрейда, по моему мнению, не отражает всего ее богатства и сложности постулатов (Объем информации слишком велик, чтобы осветить все вопросы данной тематики в одинаковой мере). Достаточно сказать, что учение Фрейда лежит в основе современной культурологии. Однако уместно высказать несколько критических замечаний в отношении этой теории. Следует признать, что Фрейд недооценивал влияние культурной среды на половое развитие. В частности, культурно-антропологические исследования показали, что Эдипов комплекс не является универсальным явлением. Кроме того, многие критики считают, что Фрейд имел искаженные представления о женской сексуальности (Millet, 1970; Sherfey, 1972; Tennov, 1975; Frieze et al., 1978). Наконец, сам Фрейд признавал неполноту многих своих выводов и отмечал необходимость их пересмотра по мере появления новых данных.
Что касается религиоведческой концепции З. Фрейда, на мой взгляд, она представляет собой смесь реальных фактов и откровенных домыслов, истины и заблуждения, науки и мифотворчества.
Антиисторизм, непонимание социальной природы религии свели на нет научную ценность его исследований. Современные теологи в психоанализе Фрейда нашли для себя не только наукообразное обоснование иррационализма и пессимизма, но и мощное подспорье в своей активной деятельности, Акцентируя внимание на тех сторонах психоаналитического учения, которые работают на религию, они в тоже время фальсифицируют атеистические аспекты творчества Фрейда. Судьба Фрейда и его религиоведческого наследия говорит о том, что последовательный атеизм возможен лишь на базе диалектико-материалистического мировоззрения.
Культурологическое понимание учения Фрейда связано прежде всего с выявлением последовательности перехода ученого от узконаучного знания к формированию комплекса идей, которые относятся к философии, эстетике, этике, религии, шире – теории и истории всей человеческой культуры.
Фрейд – атеист. Он склонялся к выводу о врожденном характере религиозной потребности, рассматривая религию как «коллективный невроз навязчивости», как «массовую иллюзию». Религия – спасительное средство от индивидуальных форм невротизации.
8
Помимо обращения к мировым культурным вершинам, Фрейд не обходит вниманием и низовые сферы культуры (например, опыт создания различных сонников), и факты, связанные с обыденным сознанием.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получили
научное признание, а многие его положения
на сегодняшний день кажутся принадлежащими
скорее истории, чем современной психологической
науке, невозможно не признать, что его
идеи повлияли на развитие мировой культуры,
не только психологии, но и искусства,
медицины, социологии. Фрейд открыл целый
мир, который лежит за пределами нашего
сознания и в этом его огромная заслуга
перед человечеством.
9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная заслуга Фрейда, как я думаю, заключается
в том, что он сумел разрушить некоторые
глубоко укорененные традиции мышления
в науках о человеке и по существу открыл
новый континент проблем. Что касается
его решений, то одни из них выдержали
проверку временем, другие нет. Лучшая
форма уважения к наследию этого великого
человека - обсуждение поставленных им
проблем, их критический анализ. А проблемы
эти связаны ни много ни мало, как с современным
пониманием человека.
10
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
11