Ж.-П. Сартр. «Экзистенциализм – это гуманизм»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:13, контрольная работа

Описание работы

1. Что, по мнению Сартра, объединяет всех экзистенциалистов?
2. Что значит «существование предшествует сущности»?

Работа содержит 1 файл

филос.docx

— 16.70 Кб (Скачать)

Тема 19: Ж.-П. Сартр. «Экзистенциализм – это гуманизм»

1. Что,  по мнению Сартра, объединяет  всех экзистенциалистов?

     Существуют две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты, к которым я отношу Ясперса 2 и исповедующего католицизм Габриэля Марселя 3; и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты, к которым относятся Хайдеггер 4 и французские экзистенциалисты 5, в том числе я сам. Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта

2. Что  значит «существование предшествует  сущности»?

     Атеистический экзистенциализм, представителем которого являюсь я, более последователен. Он учит, что если даже бога нет, то есть по крайней мере одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или, по Хайдеггеру, человеческая реальность. Что это означает "существование предшествует сущности"? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется.

3. Какую  ответственность возлагает экзистенциализм  на каждого человека?

     Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально  ничего собой не представляет. Человеком  он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает  себя сам. Таким образом, нет никакой  природы человека, как нет и  бога, который бы ее задумал. Человек  просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку  он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет  волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков  первый принцип экзистенциализма. Это  и называется субъективностью, за которую  нас упрекают. Но что мы хотим  этим сказать, кроме того, что у  человека достоинства больше, нежели у камня или стола? Ибо мы хотим  сказать, что человек прежде всего существует, что человек – существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. Не таким, каким он пожелает. Под желанием мы обычно понимаем сознательное решение, которое у большинства людей появляется уже после того, как они из себя что-то сделали. Я могу иметь желание вступить в партию, написать книгу, жениться, однако все это лишь проявление более первоначального, более спонтанного выбора, чем тот, который обычно называют волей. Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.

4. Как  Сартр объясняет то, что в экзистенциализме  понимается под тревогой?

     Под тревогой понимается. Экзистенциалист охотно заявит, что человек - это тревога. А это означает, что человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности. Правда, многие не ведают никакой тревоги, но мы считаем, что эти люди прячут это чувство, бегут от него. Несомненно, многие люди полагают, что их действия касаются лишь их самих, а когда им говоришь: а что, если бы все так поступали? - они пожимают плечами и отвечают: но ведь все так не поступают. Однако на самом деле всегда следует спрашивать, а что бы произошло, если бы все так поступали? От этой беспокоящей мысли можно уйти, лишь проявив некоторую нечестность (mauvaise foi). Тот, кто лжет, оправдываясь тем, что все так поступают, - не в ладах с совестью, так как факт лжи означает, что лжи придается значение универсальной ценности. Тревога есть, даже если ее скрывают. Это та тревога, которую Кьеркегор 8 называл тревогой Авраама.

5. Какое  знаменитое выражение Сартр считает  исходным пунктом экзистенциализма?

     Достоевский как-то писал, что «если бога нет, то все дозволено». Это - исходный пункт  экзистенциализма 10. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему  не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего у него нет оправданий. Действительно, если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма 11, человек свободен, человек - это свобода.

6. Как  Сартр объясняет то, что в экзистенциализме  понимается под заброшенностью?

     Чтобы пояснить на примере, что такое заброшенность, я сошлюсь на историю с одним из моих учеников, который пришел ко мне при следующих обстоятельствах. Его отец поссорился с его матерью; кроме того, отец склонялся к сотрудничеству с оккупантами. Старший брат был убит во время наступления немцев в 1940 году. И этот юноша с несколько примитивными, но благородными чувствами хотел за него отомстить. Мать, очень опечаленная полуизменой мужа и смертью старшего сына, видела в нем единственное утешение. Перед этим юношей стоял выбор: или уехать в Англию и поступить в вооруженные силы «Сражающейся Франции» 13, что значило покинуть мать, или же остаться и помогать ей. Он хорошо понимал, что мать живет им одним и что его уход, а возможно и смерть, ввергнет ее в полное отчаяние. Вместе с тем он сознавал, что в отношении матери каждое его действие имеет положительный, конкретный результат в том смысле, что помогает ей жить, тогда как каждое его действие, предпринятое для того, чтобы отправиться сражаться, неопределенно, двусмысленно, может не оставить никакого следа и не принести ни малейшей пользы: например, по пути в Англию, проезжая через Испанию, он может на бесконечно долгое время застрять в каком-нибудь испанском лагере, может, приехав в Англию или в Алжир, попасть в штаб писарем. Следовательно, перед ним были два совершенно различных типа действия, либо конкретные и немедленные действия, но обращенные только к одному человеку, либо действия, направленные на несравненно более широкое общественное целое, на всю нацию, но именно по этой причине имеющие неопределенный, двусмысленный характер и, возможно, безрезультатные.

7. Что  значит: «человек осужден быть  свободным»?

     Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие  свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и  навсегда данное («человек осужден  быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую  к бездействию, а как свободу  выбора, которую никто не может  отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа. Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки.

8. Как  Сартр объясняет то, что в экзистенциализме  понимается под отчаянием?

     Сартр объясняет, что отчаяние, с точки  зрения экзистенциалистов, означает то, что человек существует постольку, поскольку он существует. Он зависит  только от себя, и все зависит  только от человека. Человек не может  ни на что надеяться и не может  ни на что рассчитывать, даже на остальных  людей, ибо остальные люди также  абсолютно свободны и на них нельзя опереться.

Информация о работе Ж.-П. Сартр. «Экзистенциализм – это гуманизм»