Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:49, реферат
Как бы то ни было, ответов на вопрос: "Что такое жизнь?"- имеется слишком много. Складывается впечатление, что ни одно из толкований сути жизни не будет убедительным до тех пор, пока не удастся постичь смысл смерти. Что такое смерть? Противостоит ли она жизни или главенствует над ней? Возможно ли бессмертие для живых существ? А есть ли свет иной?
1. О смысле смерти.
2. Вечное мгновение.
3. Реинкарнация.
В природе действует закон
Человек живет среди людей, и его духовному воздействию в той или другой мере подвержены многие окружающие, а они, в свою очередь, оказывают влияние на него. Таким образом, нервно-психическая энергия организуется в форме обобщенной социальной "сверхличности". Она живет задолго до рождения данного конкретного человека и продолжает жить после его смерти. В наше время стало общепринятым: организмы, включая человека, - часть биосферы. Но живые чувствующие создания не могут быть частями бесчувственной неживой механической системы. Ведь они объединены с окружающей средой обменом веществ, энергии, информации.
Сознание, разум, душа – это феномены идеальные. Они проявляются в окружающем материальном мире опосредованно. Уловить их с помощью приборов или органов чувств невозможно.
При всей своей малости и эфемерности мы остаемся воплощением непостижимо сложной, одухотворенной, разумной биосферы Земли, а она в свою очередь – носитель жизни и разума Вселенной. В причастности к вечному бытию и сознанию – залог нашего бессмертия.
Наконец, вспомним о так называемой реинкарнации – перевоплощении душ, передаче памяти о прошлых жизнях в иные поколения. Некоторые исследователи приводят сведения об отдельных случаях воспоминаний – обычно в гипнотическом сне – о событиях давно прожитой жизни. К началу 90-х годов нашего столетия накоплен уже огромный и уникальный материал. Он неопровержимо доказывает, что речь идет не о частных примерах, исключительных ситуациях или патологических случаях. "Покойный" действительно сохраняет связь с земным бытием…
Но что тому причиной? Выдвинуты и проанализированы самые различные версии – религиозные, психологические, биологические, фармакологические,… Но достоверность посмертных видений, связанных с земным существованием, непоколебима. Эти открытия реаниматоров радикально изменили современное представление о смерти. Когда она наступает? При угасании клинически определенных проявлений жизни? После распада мозга? Или только отделение души от тела может свидетельствовать о роковом мгновении? Обсуждение этих вопросов позволяет выдвигать принципиально новые концепции жизни и смерти.
Но суть проблемы не только в зыбкости самого феномена смерти. Современные исследователи все чаще приходят к мысли, что жизнь вообще существует в разных формах. Вполне возможно, что душа, покинув тело, получает иное облачение. Согласно версиям многих ученых, каждый человек имеет три тела, которые в совокуплении образуют некий комплекс, целостность. Во-первых, это плотное внешнее физическое тело, во-вторых, эфирная субстанция и, в-третьих, духовная сущность. Все три тела вполне реальны, но имеют различную природу. Что же происходит с человеком после его смерти? Он освобождается от своей физической оболочки, но продолжает жить в эфирном теле, постепенно переселяется в астральный мир.
Стоило ученым высказать эту
гипотезу, как обнаружились потрясающие
факты. Оказалось, что люди древности
знали об этом и оставили нам поразительные
свидетельства своей
Нет такой эпохи, когда тайна смерти не тревожила бы умы людей. Но неужели человек, испытав земной удел, уходит, чтобы вернуться вновь? Именно так считали мудрецы древности - Платон, Будда. Более того, далекие предки учили опыту умирания и перевоплощения. Об этом говорится в уникальных памятниках прошлого – Египетской Книги мертвых, Тибетской Книге мертвых. К такому выводу подходит постепенно и современная наука.
Общеизвестно, что большинство из нас отождествляет себя со своим телом. Мы, конечно, признаем, что у нас есть также и разум, но большинству разум представляется чем-то значительно более эфемерным, чем тело. Разум, в конечном счете, может быть нечем иным, как результатом электрических и химических процессов, происходящих в мозгу, который в свою очередь составляет часть физического тела. Многие люди просто не могут себе представить, что могут существовать в каком – либо ином состоянии, вне физического тела, к которому они привыкли.
3. РЕИНКАРНАЦИЯ
Перевоплощаются ли люди? С философской точки зрения, идея о том, что личность человека может существовать после смерти тела, кажется фантастической. Эта идея наводит на предположения, что для личности человека его тело не является главным, что после смерти тела личность, душа человека может избрать для себя новое тело и ставить перед собой новые цели.
Несмотря на всю фантастичность подобные идеи, многие серьезные философы, по статусу не ниже Платона, находили аргументы в пользу реинкарнации, при чем не на религиозной почве. Конечно, многие из тех, кто верил в реинкарнацию, основывались на религиозных доводах, это видно уже на примере пифагорейцев, для которых вера в реинкарнацию (то есть в переселение душ) была простой верой, воспринимаемой как религиозная вера.
В конце концов, даже если чья-либо личность и может так или иначе выжить после его биологической смерти, из этого еще не следует, что эта личность перевоплотится. В настоящее время споры о природе человеческой личности значительно осложнились. Мы допускаем, что вера в выживание личности человека после его смерти, по меньшей мере, не абсурд и не невозможное явление. И еще, является ли реинкарнация универсальным свойством людей, или ей подвержены только отдельные люди? Если допустить, что реинкарнации подвержены все люди, какова цена в ее веру? Иначе говоря, помимо того, что вера в реинкарнацию делает неактуальным традиционный вопрос о соотношении сознания и тела и помимо ориентации философских спекуляций в область этики, будет ли она иметь какую-либо ценность и значение для самого человека?
Возможно ли, что человеческое сознание
в неких экстремальных
Вера в загробную жизнь
Эти концепции загробного существования охватывают широкий круг представлений, начиная от совершенно абстрактных состояний сознания и кончая образом загробного мира, сходного с земным существованием. Но во всех этих верованиях смерть рассматривается как переход, или трансформация, а не как полное уничтожение индивидуума.
Отрицание западной наукой концепции
сознательной жизни после смерти
как построения, основанного на суеверии
и страхе смерти, не было, тем не менее,
результатом тщательного
Фрейд был уверен, что в основе
личности лежат две противоположные
силы, сознательное "Я" и подсознательное
"ОНО", и что неврозы возникают
в результате конфликта между
ними. Его система психоанализа в
действительности была обучением биологической
обратной связи, так как он пытался
примирить противоположные
В настоящее время существуют яркие клинические свидетельства в пользу положений религии и мифологии о том, что биологическая смерть – это начало существования сознания в новой форме. Многие описывают последовательности ощущений, переживаемых на уровне клеточного сознания и, очевидно, являющихся отражением существования индивидуума в виде сперматозоида или яйцеклетки в момент "слияния".
Иногда регрессия идет еще дальше,
и человек "вспоминает" эпизоды
из жизни своих предков и даже
видит образы из области расового
или коллективного
Передача подобных сведений по наследству ("генетическая память") исключается. Даже если признать реинкарнацию, придется подчеркнуть ее редкость и загадочность.
В статье американского ученого Кеннета Ринга сказано: "Основная часть исследований предметных состояний свидетельствует о том, что большинство людей ничего не помнит из пережитого в результате предсмертного шока, однако довольно высок процент тех, кто утверждает, что может сознательно описать переживания…" А вывод его таков: "Мы должны подчеркнуть, что десятилетнее изучение предсмертных состояний так и не привело ни к какому общепринятому объяснению даже среди тех, кто годами тщательно их исследовал.…В настоящее время вопрос о том, как можно объяснить подобные переживания – точнее, могут ли они вообще иметь место,- остается окутанным неясностью и спорностью".
Окончательных ответов не и не будет, судя по всему, до самой смерти. Научная мысль – не всесильная волшебница. У нее свои законы и ограничения. Там, где нет объективных фактов, она бессильна. А ведь наша жизнь и наша смерть субъективны, и никому на свете не дано пережить наш индивидуальный неповторимый опыт, нашу бессмертную душу.
- Но ведь она оборвется!
- Воссоединится с жизнью и
разумом окружающей нас
- Но и земная природа не вечна!
- Она воссоединится с иными жизнями и Разумом Вселенной.
- А какая гарантия, что все именно так?
- Никакой. Каждому придется
- Но ведь это полнейший
- Таково одно из проявлений свободы человека.
- Какой же окончательный вывод?
- Никакого. Будет наш личный опыт. Подождем. Каждому дарована
та жизнь и то бессмертие, которых он достоин.
- Так все-таки во что верить?
- В ЖИЗНЬ. В СМЕРТЬ. В БЕССМЕРТИЕ.
Список используемой литературы:
1. Издательство "Знание" – 1992г. Баландин Р.К.
2. Сборник "Жизнь после смерти" – 1990г. Гуревич П.С.