Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 22:13, реферат
В данной работе рассмотрена одна из наиболее сложных, загадочных и слабо изученных проблем философии ХХ века — проблема жизненного мира. Человек всегда живёт в мире — природном, социальном, культурном. Но мир для него — не «объективная реальность», а реальность жизненная, освоенная, соразмерная с ним. Такой мир не может быть предметом естествознания, — он есть предмет феноменологии.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Что такое мир? Возможные формы его описания, представления.…………………………………………………………………
2. Жизненный мир, как он организуется, бытует, в каких формах он нам явлен и как он соотнесён с данным человеческим сознанием и сознанием людей в целом.……………………………………………………………………………
3. Жизненные экзистенциалы – как фундаментальные структуры мира, как каналы, с помощью которых человек себя реализует и без которых человек не может существовать.……………………………………………................
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В данной работе рассмотрена одна из наиболее сложных, загадочных и слабо изученных проблем философии ХХ века — проблема жизненного мира. Человек всегда живёт в мире — природном, социальном, культурном. Но мир для него — не «объективная реальность», а реальность жизненная, освоенная, соразмерная с ним. Такой мир не может быть предметом естествознания, — он есть предмет феноменологии. Концепт (понятие, которое включает в себя множество разных значений, изменяющихся в зависимости от ситуации, в которой они употребляются) жизненного мира играет важную роль в исследованиях «структур повседневности», «обыденного мира» и т. п. Изучение проблемы жизненного мира имеет непосредственное отношение к вопросам психологии, педагогики, социологии, истории, теории личности и сознания.
1.Что такое мир? Возможные формы его описания, представления
Человек – существо странное: с одной стороны он о себе что-то знает (как то себя знает).
Если нечто дано
нам в форме объекта, оно
всегда будет актуально.
Мир – это то, что нас окружает, т.е. то на что мы обратили внимание в данный момент. Причём направленность нашего сознания очень подвижно (в разное время обращаем внимание на разные вещи).
Таким образом, мир – это не понятие, так как мы не можем дать ему строгое определение, выявить суть. Это слово включает в себя много значений. В философии это слово относится к концептам. (включает в себя множество разных значений, изменяющихся в зависимости от ситуации, в которой это слово употребляется). Но в любом значении и ситуации «мир» фиксирует одну черту – целостность, которая может быть организованна по-разному. Если целостность распадается это означает для человека крайне тяжёлое состояние, когда человек воспринимает себя не как единое целое, а как состоящее из нескольких частей. Экзистенциальные состояния, которые человек переживает в данный момент очень тяжелы, происходит разрушение целостности. Человек не может адекватно себя вести, в соответствии с ситуацией – человек пытается создать для себя новый мир, в котором он попытается восстановить целостность.
Жизненный мир – место пребывания сознания (которое есть местообразование всех возможных смысловых оформленностей жизненного мира).
Жизненный мир – мир человеческого, повседневного опыта, сфера первоначальных очевидностей.
Характеристики жизненного мира:
- он не выступает объектом мышления = объектность
- условие кристаллизации
всех научных, религиозных,
- он индивидуален, так
как коррелятивен (зависим) конкретному
эмпирическому опыту
- он динамичен
- он структурен (первоначальная сфера и интерсубъектная сфера (выходящая за рамки «моего» понятийного мира) образует единый жизненный мир, общий для всех людей). Эти предельные состояния жизненного мира находятся не только в отношении противоречия, но и в отношении взаимодополненности
- он целостный
Человек начинает строить
объяснительные схемы. Т.е мир,
Эта схема МЫ - НЕ МЫ работает всю жизнь, меняются только компоненты внутри МЫ и НЕ МЫ. Если есть МЫ, всегда предполагается НЕ МЫ.
Другой пример объектности мира – социальные структуры:
Есть жизнь частная
(где человек ведёт себя
Всегда существует структурированность мира:
Близлежащее – Вдалилежащее
Очевидное – Неочевидное
Причём элементы, которые мир включает в себя – разнородные.
Таким образом, человек в
своём собственном мире может
оказаться в состоянии
Осмыслить что-либо = придать смысл = организовать = придать целостность = упорядочить = понять – осмысленное становится понятным. И это понятное будет выступать для человека в качестве жизненного мира, т.е. то первичное, исходное, с чего человек начинает и через что смотрит на всё другое.
Человек сам организует свой мир, но организуя его, он берет элементы от другого, только связывает сам.
Другое – общество, социальное. Вне общества человек существовать не может, так как ему не из чего «плести паутину» и ему негде пребывать.
Общество присутствует в человеке так, как человек его организует. Здесь нельзя ставить вопрос – что первично: человек или общество. Стремление выйти за пределы общества означает что человек «рвёт одну паутину» и начинает тут же «плести другую».
Сартр «У человека нет алиби», т.е человек сам организует свой жизненный путь из тех обстоятельств социального характера, которые застаёт родившись, следовательно человек сам отвечает за свою жизнь. Но эти «нити паутины» не являются застывшими, они подвижны, человек может менять общества.
Человек хочет приблизить вдалилежащее и выделиться (отделиться) от близлежащего. (например подросток стремиться отделиться от семьи). Середина – это ровесники. То, что далеко – кумир, то, к чему стремятся, на что ровняются, но чего не достигают.
То, как мы организуем мир зависит от интенций в сознании.
2.Жизненный мир,
как он организуется, бытует, в
каких формах он нам явлен
и как он соотнесён с данным
человеческим сознанием и
«Всё» - всегда в единственном числе.
Во всём много всего. А всё – одно. Всё и мир считаются близкими по смыслу понятиями. Чтобы начать изучать что-либо, нужно сначала «это» выделить, ограничить, определить. Говоря о мире, мы отделяем его от себя, т.е есть всё-мир и есть мы. Получается, что есть два ВСЁ. Но это не так.
Градации миров происходят на фоне (в горизонте) того, что мы называем словом «всё».
В онтогенезе – МЫ и НЕ МЫ (другие), потом Я и МИР, МЫ и ПРИРОДА, МЫ и КОСМОС, МЫ и ОБЩЕСТВО и т.п. появляются миры, которые структурируются нашим сознанием.
Трансцендентальный мир включает в себя не только божественные силы.
Но так или иначе мы всегда себя соотносим (связываем) каким-либо образом с миром. (мирами).
Даже говоря, что мир существует независимо от нас, мы устанавливаем некую связь с ним. (материализм). Но так или иначе мы присутствуем в этом мире. Таким образом человек не может выйти из самого себя и посмотреть на мир со стороны. Он всегда включён в круг своего сознания, с помощью которого он рассматривает и получает информацию о мире. Но это также не означает, что ничего кроме сознания нет.
Невозможность отделить что относится к сознанию, а что нет приводит к ряду проблем.
Сознание всегда организует мир. Мир – форма организации сознания, следовательно может быть сколько угодно много миров. Но опять же человек не может разграничить эти миры (внутренние и внешние).
Именно потому что наше сознание так организованно мы так или иначе относимся к тому или иному.
В свою очередь миры тоже можно организовывать определённым образом. Например, построить иерархию, то есть человек распределяет жизнь по определённым ступеням.
Благоговение перед жизнью
– любая форма жизни ценна.
Здесь уже человек исходит
не из того, что ему выгодно, а
из того, будет ли это полезно
миру. Для европейцев это смешно,
так как они по-другому
Т.е. когда человек пытается размышлять над самим собой, очень многие вещи он отвергает, не потому, что они плохи, а потому что они не соответствуют тому, к чему человек привык. – это догматизм. Он сильно влияет на человека. В большей степени догматизм присущ молодежи. Как правило такой человек не может аргументировать свою позицию, все доказательства построены у него на эмоциях. Всё переходит на эмоциональный уровень, так как этот человек не размышлял, не думал над этой позицией. Человек всегда должен пойти на компромисс, на уступки. Но это должно быть обоюдное решение. Только с одной стороны это ни к чему не приведет.
Любой человеческий шаг, поступок – это результат (квинтэссенция) его предшествующего желания или нежелания. Любое сознание имеет массу мусора, от которого невозможно избавиться, но которую можно уменьшить.
Человек, находясь в мире, так или иначе троит этот мир, который человек хочет сохранить. На самом деле человек начинает его догматизировать. С одной стороны это хорошо, так как человек живёт спокойно, уверенно, с другой стороны если этот мир становится привычным, человек меньше начинает думать о нём, т.е этот мир становится для человека менее значимым. В то же время с этим миром происходят какие-либо преобразования, которые человек на замечает, так как не рефлексирует над этим. Самое близкое и родное становится странным и в результате мир становится чужим, враждебным. Всё начинает рушиться, человеку не на что надеяться.
3. Жизненные экзистенциалы – как фундаментальные структуры мира, как каналы, с помощью которых человек себя реализует и без которых человек не может существовать
Человек – существо экзистенциальное – выходящее за наличное бытие, за границы обыденного.
Творчество – демонстрация человеческой свободы (свобода – рождение того, чего еще никогда не было).
Человек, который являет себя творчески свободное существо – есть самодостаточное существо. Есть такие состояния человека, в которых присутствует только он сам и это только его. И за него это никто не сделает, если он сам не примёт в этом участие.
Паразитизм – если человек переживает эмоции за кого-либо, не участвуя сам в этом, т.е. не принимает никаких усилий (например болельщики в футболе). Паразит – тот, кто не приложив никаких усилий хочет что-то получить. Момент паразитизма присутствует всегда, так как всегда там, где есть творчество, оно всегда избыточно, его слишком много для самого автора. И этот избыток даёт возможность паразитировать. (например Сократ был носителем избытка интеллектуального и нравственного и было создано множество школ его последователей. Платон и Аристотель – последователи Сократа).
Паразитизм всегда присутствует в той или иной форме и в той или иной мере. На творчестве можно паразитировать. Массы – крайне агрессивны, они вытесняют творческое меньшинство. Сами массы только паразитируют, но ничего не могут дать сами, поэтому культура постепенно вырождается. Не может быть, чтобы живое исчезло под влиянием внешних условий, оно умирает, так как исчезает внутри та энергия, т.е все силы исчерпаны. Когда человек паразитирует за счёт других – у человека близок конец. Философия – это творчество. То, что человек получает в конце жизни, будет плодом его усилий.
Сартр: «У человека алиби нет» - ты сам так организовал свой мир и не можешь никого в этом винить.
Заключение
Жизненный мир - это заслуживающая доверия почва повседневной жизненной практики и опыта относительно мира, целостное знание, которое лежит в основании жизненного опыта. Предпосылками жизненного мира являются «телесность» реального индивида, его жизнь в сообществе, его субъективность, спаянная с традицией. Мы смотрим на мир сквозь жизненный опыт, и именно он определяет то, какой мы видим реальность. Всё чем занимается человек - всё это входит в содержание его жизненного мира. Жизненный мир - это и позиция незаинтересованного наблюдателя, своего рода идеализация. Жизненный мир - это и действительный горизонт, и постоянная кулиса повседневной коммуникации, повседневного опыта людей. Жизненный мир не только формирует контекст коммуникативного действия, но это и резервуар, из которого участники коммуникации черпают убеждения, чтобы в ситуации возникшей потребности во взаимопонимании предложить интерпретации, пригодные для достижения консенсуса. В качестве ресурса жизненный мир определен для процессов понимания. ...Мы можем представить себе жизненный мир, поскольку он привлечён к рассмотрению в качестве ресурса интерпретаций, как языково организованный запас изначальных допущений, предпочтений, которые воспроизводятся в виде культурной традиции. Мы не в состоянии выбирать жизненный мир или перекраивать его так, как нам заблагорассудится. Мы можем видоизменять его изнутри, структурировать его, видоизменяясь при этом сами.