Жизнь. Смерть. Бессмертие

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

Жизнь и смерть – две вечные темы духовной культуры человечества. О них
размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели
искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдётся взрослый человек,
который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования,
предстоящей смерти и достижении бессмертия. Только раннее детство или
старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.
Как бы то ни было, ответов на вопрос “Что такое жизнь?” – имеется слишком
много.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 44.40 Кб (Скачать)

Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой,

поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с

точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы. Разрушение всей

Вселенной в день Справедливого  суда предполагает творение нового совершенного

мира. О каждом человеке будет представлена «запись» деяний и мыслей, даже

самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом,

восторжествует принцип  верховенства законов морали и разума над физическими

закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном

положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает

самоубийство. Описания рая  и ада в Коране полны ярких  подробностей, дабы

праведники могли полностью  удовлетвориться, а грешники получить по заслугам.

     Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от

христианского и мусульманского восприятия. Сам Будда отказывался  отвечать на

вопросы: бессмертен ли познавший  истину или смертен он, может ли познавший быть

смертным и бессмертным  одновременно? В сущности, признаётся только один вид

«дивного бессмертия»  – нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия,

Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов. Поскольку личность понимается как

сумма дхарм, находящихся  в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует

нелепость, бессмысленность  цепи природных рождений. Выходом  является путь

обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и  достижение

просветления, блаженного «острова», находящегося в глубине  сердца человека, где

«ничем не владеют» и  «ничего не жаждут». Известный символ нирваны – гашение

вечно трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийского  понимания

смерти и бессмертия. Как говорил Будда: «Один день жизни человека, видевшего

бессмертную стезю, лучше  столетнего существования человека, не видевшего высшей

жизни».

Спокойное и умиротворённое отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление

к просветлению и освобождению от зла характерно и для других восточных

религий и культов. В  этой связи меняется отношение к  самоубийству; оно

считается не столь греховным, сколько бессмысленным, ибо не освобождает

человека от круга рождений и смертей (сансара), а только приводит к рождению

в более низком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность  к своей

личности, ибо, по словам Будды, «природа личности есть непрерывная  смерть».

Избавление при жизни  от источников страдания, «омрачённых  действий и скверн»

(эгоизма, злобы, гордости, ложных взглядов и т. д.) и  власти своего «я» –

лучший путь обретения  бессмертия.

Второй подход во главу  угла ставит субъективность человека, его

самодеятельность, творчество. Сущность его хорошо выражают афоризмы: «Человек

– мерило всем вещам», «Человек – творец самого себя», «Творю, следовательно,

существую».

В истории духовной жизни  человечества было немало концепций  жизни, смерти и

бессмертия, основанных на безрелигиозном и атеистическим подходе к миру и

человеку. Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них

земная жизнь – это  всё, а смерть – непреодолимая  трагедия, которая, в

сущности, делает жизнь  бессмысленной. Л.Н.Толстой в своей  знаменитой исповеди

мучительно пытался найти  в жизни тот смысл, который  бы не уничтожался

неизбежно предстоящей  каждому человеку смертью.

Разумеется, «в чистом виде»  эти подходы характеризуют полярные позиции, а в

реальной жизни приходится считаться и с объективными условиями  бытия, и с

миром своих субъективных творческих потенций.

Для верующего тут всё  ясно, а для не верующего возникает  альтернатива

возможных путей решения  этой проблемы.

Определяя понятие смысла жизни, необходимо отметить как минимум  три его

«измерения». Первое связано  с понятием «святости жизни» как  таковой, что

является ныне предметом  такой дисциплины, как биоэтика. Всё живое (в том

числе и во Вселенной) имеет право на жизнь в силу самого факта рождения. Эта

витальность первична для человека. Необходимо принять мысль, которая

подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что  в мире не возможно

полное уничтожение даже элементарной частицы, а действуют  законы сохранения.

Сохраняется вещество, энергия  и, как полагают, информация и организация

сложных систем. Следовательно, частицы нашего «я» после смерти войдут в

вечный кругооборот бытия  и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не

будут обладать сознанием, душой, с которой связывается  наше «я». Более того,

Этот вид бессмертия обретается человеком в течение  всей жизни. Можно даже

сказать в форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно  умираем.

Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клетки эпителия на наших  слизистых,

выпадают волосы и т. д. Поэтому зафиксировать жизнь  и смерть как абсолютные

противоположности в принципе не возможно ни в действительности, ни в мысли.

Это две стороны одной  медали.

Также можно выделить биологическое  измерение проблемы жизни, смерти и

бессмертия, ибо эти состояния  являют по сути дела различные стороны  одного

феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного  наличия

жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства  в подходящих

условиях. Известное определение Энгельса: «Жизнь есть способ существования

белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу, в

постоянном самообновлении химических составных частей этих тел», акцентирует

космический аспект жизни. Рождаются, живут и умирают звёзды, туманности,

планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто

и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии  и

мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом

понять смысл этого  вселенного кругооборота. Материалистические концепции

строятся на феномене самопорождения жизни и самопричинения, когда, по словам

Энгельса, «с железной необходимостью»  порождаются жизнь и мыслящий дух в

одном месте Вселенной, если в другом он исчезает.

Осознание единства жизни  человека и человечества со всем живым  на планете, с

её биосферой, равно как  и потенциально возможными формами  жизни во Вселенной

имеет огромное мировоззренческое  значение.

Эта идея святости жизни, права  на жизнь для любого живого существа уже в силу

самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов  человечества. В

пределе, вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые существа, а

вмешательство в ещё  плохо познанные законы их жизни  чревато экологическим

кризисом. Человек предстаёт  как малая частица этой живой  Вселенной,

микрокосмос, вобравший  в себя всё богатство макрокосмоса. Даже, если

биологическая, телесная жизнь  считается неподлинной, транзитной формой

человеческого существования, то и в этих случаях (например, в  христианстве)

человеческая плоть может  и должна обрести иное, цветущее состояние.

Второе измерение связано  с уяснением специфики именно человеческой жизни,

поскольку единственный реальный факт в жизни любого человека –  предстоящая

смерть. Известно, что Л.Н.Толстой  мучительно вопрошал: «Есть ли в  моей жизни

тот смысл, который не уничтожается неизбежно предстоящей смертью? К чему

воспитывать детей, которые  вскоре очутятся в таком же критическом  состоянии,

как и их отец? Зачем же им жить? Зачем мне любить их, расти  и блюсти их? Для

того же отчаяния, которое  во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу

скрывать от них истины, - всякий шаг ведёт их к познанию этой истины. А

истина – смерть». В  рамках рационалистического подхода  ответить на эти

вопросы невозможно, и приходится искать ответ на путях интуитивного

постижения смысла своего бытия и определения – что  же для личности является

высшей ценностью –  Бог, человечество, близкие и родные, дети, справедливость.

Третье измерение - идея обретения бессмертия, которая рано или поздно

становится в центр  внимания человека, особенно если он достиг зрелого

возраста. Выделяют несколько  видов бессмертия.

Первый – связан с  бессмертием в потомках и осуществляется путём передачи

генного аппарата родителей  детям, внукам и т. д., близок большинству людей.

Кроме принципиальных противников  брака и семьи и женоненавистников, многие

стремятся увековечить  себя именно этим способом. Одним из мощных влечений

человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках.

С этим связывается наследование не только физических принципов, но и

нравственных принципов  семейного занятия или ремесла.

Второй – сохранение тела умершего, то есть мумификация  или криогенизация.

Опыт ещё египетских фараонов, практика современного бальзамирования  говорят о

том, что в ряде цивилизаций  это считается принятым. Достижения техники конца

20-го века сделали  возможной криогенизацию тел умерших с расчётом на то, что

медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.

Третий – вхождение  частиц нашего распавшегося тела в  кругооборот вещества,

энергии и информации во Вселенной, своеобразное «слияние с  природой»,

упование на «растворение»  тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в

космическое «тело», в вечный круговорот материи. Это характерно для ряда

восточных цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская

модель отношения к  жизни и смерти и разнообразные  материалистические или

точнее натуралистические  концепции. Здесь речь идёт об утрате личностных

качеств и сохранении частиц бывшего тела, способных войти в состав других

организмов. Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для

большинства людей и  эмоционально отвергается.

Четвёртый определяется итогами  деятельности человека, в плодах материального

и духовного производства, которые входят в копилку человечества. Для этого,

прежде всего, нужна уверенность  в том, что человечество бессмертно и идёт

космическое предназначение в духе идей К.Э.Циолковского и других космистов.

Если для человечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической

катастрофе, а также вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом

случае вопрос остаётся открытым. Среди идеалов и движущих сил такого вида

бессмертия чаще всего  фигурируют борьба за освобождение человечества от

классового и социального  гнёта, борьба за национальную независимость  и

обретение государственности, борьба за мир и справедливость, и т.п. Это

придаёт жизни таких  борцов высший смысл, который смыкается  с бессмертием.

Увековечиваются герои  и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и

изобретатели. Навечно сохраняются  в памяти человечества и имена  жесточайших

тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о неоднозначности  оценки

масштабов личности человека. Создаётся впечатление, что, чем  большее

количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на

совести того или иного  исторического персонажа, тем больше у него шансов

попасть в историю и  обрести там бессмертие. Способность  влиять на жизнь сотен

миллионов людей, «харизма» власти вызывает у многих состояние мистического

ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды  и предания,

которые передаются от поколения  к поколению.

Пятый путь связан с достижением  различных состояний, которые наука  называет

«изменённые состояния  сознания». В основном они являются продуктом системы

психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и  цивилизациях. Тут

возможны: «прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествие в

прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к

Вечности.

Можно упомянуть и о  других концепциях обретения бессмертия, направленных на

изменение законов природы, достижение «жизни после смерти», а  также

многочисленные мистические  течения, основанные на реальном наличии

потустороннего мира и  возможности общения с ушедшими. Более того, появляются

сведения о наличии  у каждого человека своеобразного  энергетического фантома,

который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает

существовать в других измерениях. Это вообще ведёт к  иному типу понимания

проблемы бессмертия, что  связано с необходимостью самоопределения  в вечном

мире информационно-энергетических сущностей.

Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из

«горячих» точек естественнонаучного  и гуманитарного знания.

                               Заключение.                              

Но все же, поиск и  обретение смысла жизни и деяний каждого человека носит

сугубо индивидуальный личностный характер.

Можно сказать, что смысл  смерти и бессмертия, равно как  и пути его

достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, что

эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки

Информация о работе Жизнь. Смерть. Бессмертие