Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 15:40, реферат
Жизнь и смерть – две вечные темы духовной культуры человечества. О них
размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели
искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдётся взрослый человек,
который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования,
предстоящей смерти и достижении бессмертия. Только раннее детство или
старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.
Как бы то ни было, ответов на вопрос “Что такое жизнь?” – имеется слишком
много.
Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой,
поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с
точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы. Разрушение всей
Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение нового совершенного
мира. О каждом человеке будет представлена «запись» деяний и мыслей, даже
самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом,
восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими
закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном
положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает
самоубийство. Описания рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы
праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам.
Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от
христианского и мусульманского восприятия. Сам Будда отказывался отвечать на
вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен он, может ли познавший быть
смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признаётся только один вид
«дивного бессмертия» – нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия,
Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов. Поскольку личность понимается как
сумма дхарм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует
нелепость, бессмысленность цепи природных рождений. Выходом является путь
обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение
просветления, блаженного «острова», находящегося в глубине сердца человека, где
«ничем не владеют» и «ничего не жаждут». Известный символ нирваны – гашение
вечно трепещущего огня жизни хорошо выражает сущность буддийского понимания
смерти и бессмертия. Как говорил Будда: «Один день жизни человека, видевшего
бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей
жизни».
Спокойное и умиротворённое отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление
к просветлению и освобождению от зла характерно и для других восточных
религий и культов. В этой связи меняется отношение к самоубийству; оно
считается не столь греховным, сколько бессмысленным, ибо не освобождает
человека от круга рождений и смертей (сансара), а только приводит к рождению
в более низком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к своей
личности, ибо, по словам Будды, «природа личности есть непрерывная смерть».
Избавление при жизни от источников страдания, «омрачённых действий и скверн»
(эгоизма, злобы, гордости, ложных взглядов и т. д.) и власти своего «я» –
лучший путь обретения бессмертия.
Второй подход во главу угла ставит субъективность человека, его
самодеятельность, творчество. Сущность его хорошо выражают афоризмы: «Человек
– мерило всем вещам», «Человек – творец самого себя», «Творю, следовательно,
существую».
В истории духовной жизни человечества было немало концепций жизни, смерти и
бессмертия, основанных на безрелигиозном и атеистическим подходе к миру и
человеку. Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них
земная жизнь – это всё, а смерть – непреодолимая трагедия, которая, в
сущности, делает жизнь бессмысленной. Л.Н.Толстой в своей знаменитой исповеди
мучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался
неизбежно предстоящей каждому человеку смертью.
Разумеется, «в чистом виде»
эти подходы характеризуют
реальной жизни приходится считаться и с объективными условиями бытия, и с
миром своих субъективных творческих потенций.
Для верующего тут всё ясно, а для не верующего возникает альтернатива
возможных путей решения этой проблемы.
Определяя понятие смысла жизни, необходимо отметить как минимум три его
«измерения». Первое связано с понятием «святости жизни» как таковой, что
является ныне предметом такой дисциплины, как биоэтика. Всё живое (в том
числе и во Вселенной) имеет право на жизнь в силу самого факта рождения. Эта
витальность первична для человека. Необходимо принять мысль, которая
подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что в мире не возможно
полное уничтожение даже элементарной частицы, а действуют законы сохранения.
Сохраняется вещество, энергия и, как полагают, информация и организация
сложных систем. Следовательно, частицы нашего «я» после смерти войдут в
вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не
будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше «я». Более того,
Этот вид бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно даже
сказать в форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем.
Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клетки эпителия на наших слизистых,
выпадают волосы и т. д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные
противоположности в принципе не возможно ни в действительности, ни в мысли.
Это две стороны одной медали.
Также можно выделить биологическое измерение проблемы жизни, смерти и
бессмертия, ибо эти состояния являют по сути дела различные стороны одного
феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия
жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих
условиях. Известное определение Энгельса: «Жизнь есть способ существования
белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу, в
постоянном самообновлении химических составных частей этих тел», акцентирует
космический аспект жизни. Рождаются, живут и умирают звёзды, туманности,
планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто
и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и
мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом
понять смысл этого вселенного кругооборота. Материалистические концепции
строятся на феномене самопорождения жизни и самопричинения, когда, по словам
Энгельса, «с железной необходимостью» порождаются жизнь и мыслящий дух в
одном месте Вселенной, если в другом он исчезает.
Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с
её биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизни во Вселенной
имеет огромное мировоззренческое значение.
Эта идея святости жизни, права на жизнь для любого живого существа уже в силу
самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. В
пределе, вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые существа, а
вмешательство в ещё плохо познанные законы их жизни чревато экологическим
кризисом. Человек предстаёт как малая частица этой живой Вселенной,
микрокосмос, вобравший в себя всё богатство макрокосмоса. Даже, если
биологическая, телесная жизнь считается неподлинной, транзитной формой
человеческого существования, то и в этих случаях (например, в христианстве)
человеческая плоть может и должна обрести иное, цветущее состояние.
Второе измерение связано с уяснением специфики именно человеческой жизни,
поскольку единственный реальный факт в жизни любого человека – предстоящая
смерть. Известно, что Л.Н.Толстой мучительно вопрошал: «Есть ли в моей жизни
тот смысл, который не уничтожается неизбежно предстоящей смертью? К чему
воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом состоянии,
как и их отец? Зачем же им жить? Зачем мне любить их, расти и блюсти их? Для
того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу
скрывать от них истины, - всякий шаг ведёт их к познанию этой истины. А
истина – смерть». В рамках рационалистического подхода ответить на эти
вопросы невозможно, и приходится искать ответ на путях интуитивного
постижения смысла своего бытия и определения – что же для личности является
высшей ценностью – Бог, человечество, близкие и родные, дети, справедливость.
Третье измерение - идея обретения бессмертия, которая рано или поздно
становится в центр внимания человека, особенно если он достиг зрелого
возраста. Выделяют несколько видов бессмертия.
Первый – связан с бессмертием в потомках и осуществляется путём передачи
генного аппарата родителей детям, внукам и т. д., близок большинству людей.
Кроме принципиальных противников
брака и семьи и
стремятся увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влечений
человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках.
С этим связывается наследование не только физических принципов, но и
нравственных принципов семейного занятия или ремесла.
Второй – сохранение тела умершего, то есть мумификация или криогенизация.
Опыт ещё египетских фараонов, практика современного бальзамирования говорят о
том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца
20-го века сделали возможной криогенизацию тел умерших с расчётом на то, что
медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.
Третий – вхождение частиц нашего распавшегося тела в кругооборот вещества,
энергии и информации во Вселенной, своеобразное «слияние с природой»,
упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в
космическое «тело», в вечный круговорот материи. Это характерно для ряда
восточных цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская
модель отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или
точнее натуралистические концепции. Здесь речь идёт об утрате личностных
качеств и сохранении частиц бывшего тела, способных войти в состав других
организмов. Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для
большинства людей и эмоционально отвергается.
Четвёртый определяется итогами деятельности человека, в плодах материального
и духовного производства, которые входят в копилку человечества. Для этого,
прежде всего, нужна уверенность в том, что человечество бессмертно и идёт
космическое предназначение в духе идей К.Э.Циолковского и других космистов.
Если для человечества
реально самоуничтожение в
катастрофе, а также вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом
случае вопрос остаётся открытым. Среди идеалов и движущих сил такого вида
бессмертия чаще всего фигурируют борьба за освобождение человечества от
классового и социального гнёта, борьба за национальную независимость и
обретение государственности, борьба за мир и справедливость, и т.п. Это
придаёт жизни таких борцов высший смысл, который смыкается с бессмертием.
Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и
изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших
тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о неоднозначности оценки
масштабов личности человека. Создаётся впечатление, что, чем большее
количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на
совести того или иного исторического персонажа, тем больше у него шансов
попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на жизнь сотен
миллионов людей, «харизма» власти вызывает у многих состояние мистического
ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды и предания,
которые передаются от поколения к поколению.
Пятый путь связан с достижением различных состояний, которые наука называет
«изменённые состояния сознания». В основном они являются продуктом системы
психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях. Тут
возможны: «прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествие в
прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к
Вечности.
Можно упомянуть и о других концепциях обретения бессмертия, направленных на
изменение законов природы, достижение «жизни после смерти», а также
многочисленные мистические течения, основанные на реальном наличии
потустороннего мира и
возможности общения с
сведения о наличии у каждого человека своеобразного энергетического фантома,
который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает
существовать в других измерениях. Это вообще ведёт к иному типу понимания
проблемы бессмертия, что связано с необходимостью самоопределения в вечном
мире информационно-энергетических сущностей.
Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из
«горячих» точек естественнонаучного и гуманитарного знания.
Заключение.
Но все же, поиск и обретение смысла жизни и деяний каждого человека носит
сугубо индивидуальный личностный характер.
Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его
достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, что
эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки