Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:13, реферат
В моей работе будет представлено описание жизни и деятельности этого мудреца древности. Приступая к описанию его жизни, отмечу, что при этом воспользуюсь только строго историческими фактами, отбросив все вымыслы и чудеса, которыми в изобилии снабдила жизнь великого учителя плодовитая и пылкая фантазия его ревностных последователей, и которые заставляют сомневаться в существовании Будды, как исторического лица. Но сомневаться в историческом существовании Шакьямуни нет повода, хотя, конечно, того Будды, о котором идет речь у буддистов, никогда не могло быть в действительности.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1: Религия, мораль и философия Индии до Шакьямуни….5 (Будда).
Глава 2: Жизнь Будды и начало формирования учения…………7
Глава 3: Сущность учения Будды…….………………………….13
Заключение………………………………………………………..22
Список литературы……………………………………………….20
Познанием «благородных
истин» можно достигнуть вечного
покоя, мудрости, просвещения, нирваны.
Кроме познания этих четырех истин,
люди для достижения нирваны должны
освободиться от следующих «десяти
цепей», приковывающих к
От заблуждения,
что «я», индивидуальность или душа
неизменны;
От сомнения
в том, что существует путь к освобождению
от перерождений;
От убеждения
в том, что разные религиозные
обряды – молитвы, жертвы, почитание
религий и прочие обряды и церемонии
– ведут к спасению;
От чувственных
страстей и желаний;
От ненависти
и недоброжелательства к своим близким;
От любви к
земной жизни;
От желания
будущей жизни на небе;
От гордости;
От высокомерия;
От неведения.
Познавший четыре
истины спасения и освободившийся от
«десяти цепей», по учению Будды, мог
достигнуть последней степени
Но этого совершенства
может достичь незначительная часть
людей, а именно тех, которые решатся
покинуть мирскую жизнь; большая же
часть, преданная суетной мирской жизни,
не в состоянии достичь совершенства,
а может только, в зависимости от свершенного,
улучшить или ухудшить свою будущую жизнь
и, следовательно, приблизить или удалить
блаженную минуту вечного успокоения
в нирване, и только в редких случаях и
при особенно благоприятных условиях
человек, ведя мирской образ жизни, мог
достичь степени анагамина.
Будда признает
верование браминов в переселение
душ и в соединенный с этим
верованием закон воздаяний. Им он придавал
только нравственное значение. Всякое
существование зависело от дел, добрых
или злых, совершенных в предыдущие
рождения.
Буддийское представление
о бытии как страдании
Этот закон
воздаяний обусловливался моральным
порядком вещей (кармой19), законом связи
причины и следствия.
Будда придавал
большое значение личности человека,
его воле – всякий человек, ведя
справедливую и строгую жизнь
и исполняя нравственные правила, данные
Буддой, мог надеяться достигнуть
со временем избавления от страданий.
В одном из изречений Будда
советует дорожить формой благородного
человека, в которой только и возможно
освобождение от переселений и которая
достается в удел существу редко, через
тысячелетия.
Будда отвергал
первобытный идеалистический
Будда признавал
в душе творческую силу, так сказать
смысл существования всякого
бытия – она может нисходить
до степени души существа животного
и даже растительного царства
и уничтожиться в нирване, смотря
по заслугам. В этом заключалась
догматическая часть учения Шакьямуни.
Теперь аскетика
или нравственность Будды: вместо продолжительных,
тяжелых покаяний и жестоких истязаний
браминов, Будда ввел мягкий аскетизм,
выражавшийся, главным образом, в
соблюдении нравственной чистоты.
Будда установил
правила аскетики, которые необходимы
для достижения возрождения:
Охранять жизнь
всякого живого существа и не причинять
ему никакого зла;
Уважать чужую
собственность;
Быть целомудренным,
правдивым, воздержанным в питье
и еде (Будда запрещает пить спиртные
напитки и советует принимать
пищу в определенное время дня
и, по возможности, раз в день)22;
Удаляться от всех
светских удовольствий и развлечений;
Воздерживаться
от всякого рода украшений, мазей
и т.п.
От своих учеников
Будда, кроме исполнения этих правил,
требовал еще соблюдения двух следующих:
спать на
жестком и низком ложе и
воздерживаться от мясной пищи;
жить в
добровольной бедности.
Отсюда видно,
что Будда, ясно сознавая, что не
все люди способны отрешиться от мира
и достигнуть нирваны, попытался
дать им нравственные правила, стремящиеся
сделать более сносными невзгоды
обыденной жизни, и внушить людям
живое и искреннее сострадание
к их ближним и тем смягчить,
по крайней мере, их горести и
печали.
Будда учил, что
каждый человек, стремясь уменьшить
тяжесть неизбежного зла для
себя, должен стараться и для себе
подобных и вообще для всех одушевленных
существ; что люди должны быть кроткими,
снисходительными, сострадательными и
делать все, что возможно, для облегчения
участи других ввиду своего собственного
благополучия; советовал не предаваться
скорби о своих собственных бедах,
но заботиться о других людях. Он говорил,
что следует быть щедрыми, давать милостыню
и творить дала милосердия, доставлять
пропитание бедным, заботиться о больных.
Добрым, совершаемым
без всякой своекорыстной цели, делам
Будда придавал большое значение
и относился с презрением к
людям, поступающим хорошо только на
словах.
Ради облегчения
участи людей он, кроме того, давал
весьма практические и очень полезные
для обыденной жизни советы, например,
рассаживать по сторонам дорог целебные
травы, садить деревья, разводить рощи
и сады плодовых деревьев, где бы
бедные путешественники находили плоды
для утоления голода и тень для
отдыха, рыть колодцы, строить гостеприимные
дома и т.п.
Одна древняя
надпись гласит: «Воздерживайся от
всякого зла, твори добро, обуздывай
свои мысли»,- в этих немногих словах,
можно сказать, заключается весь
смысл учения Будды о нравственности
или аскетике. В нем он проповедовал
те начала человеколюбия и братства,
которые существовали как бы в
зародыше и в законах Ману, но
были там совершенно подавлены началом
каст. Провозгласив равенство людей
по происхождению в смысле общедоступности
спасения и кроткое снисхождение
к человеку во имя общей для
всех горькой участи бытия, Будда
сильно поколебал авторитет каст.
Будда преследовал
только одну цель – цель спасения человечества
путем его нравственного
Будда положительно
отказывался решать некоторые метафизические
вопросы, например, откуда произошел
мир и жизнь существа, есть ли
начало мира или нет и т.д.
На подобные
вопросы он отвечал, что они не
имеют отношения к нравственным
обязанностям человека, что драгоценным
и скоротечным временем надо дорожить
и не следует тратить его на
подобные рассуждения, а необходимо
готовиться к достойной встрече
смерти. «Представьте себе человека, -
говорил он, - раненного в грудь
стрелой. Спасение его зависит от
искусства врача, который легко
может вынуть смертоносное орудие.
Неужели раненый станет спрашивать,
из какого дерева сделана стрела. В
какой цвет и какой краской она окрашена
и какой птицы перья к ней прикреплены?…
Неужели он станет заниматься подобными
вопросами, зная, что время проходит и
ему грозит непременная смерть?»23
Будда очень
редко произносил длинные речи, что
было результатом его долгой отшельнической
жизни, большая часть которой
прошла в безмолвном созерцании; в
большинстве случаев он высказывал
свои поучения в кратких, но сильных
афоризмах (сутры), украшая их поэтическими
сравнениями и аллегориями. Своим
афоризмам он часто придавал числительную
форму, что сильно облегчало их запоминание.
Один из его афоризмов: «Три печати моего
учения – всякое явление скоротечно, ни
в чем нет постоянства, нирвана есть покой».
Учил Будда преимущественно на трех туземных
наречиях, которые он знал в совершенстве,
- магадхском, тамильском и млечча.
Из неабсолютной
значимости для буддизма всего существующего
безотносительно к субъекту следует
вывод о не абсолютности божества.
В буддизме нет надобности в боге
как творце, спасителе и прочее,
т.е. вообще как в безусловно верховном
существе. И, наоборот, дается возможность
признания «не высших» божеств. В буддийской
концепции нет дуализма божественного
и небожественного, бога и творения, бога
и мира. Бог как высшее существо имманентен
(внутренне присущ) достигшему освобождения
человеку, что по существу означает тождественность
(тождественный – вполне сходный) человека
богу.
Социальная роль
буддизма определяется основными положениями
его догматики. Какие бы формы
не принимал буддизм в своем развитии,
его центральным принципом
Заключение.
Будда как метафизик
смотрел на жизнь и ее явления
сквозь призму субъективного мировоззрения.
Глубоко разочарованный в жизни,
он пришел к отрицательному, безотрадному
и одностороннему взгляду на жизнь
и, как результату этого взгляда,
учению о нирване. Он совершенно упустил
из виду, что жизнь человека не должна
быть пассивной, что цель ее заключается
не в бездействии и сне, а в энергичной
деятельности и борьбе, в стремлении к
развитию нравственных идеалов человека
и в уничтожении всего, что противодействует
этому развитию, и, смотря на жизнь с собственной
точки зрения, создал нравственное учение,
высший идеал которого состоит в подавлении
всякого жизненного ощущения, в смерти
заживо, в уничтожении мысли и чувства.
Буддизм оказал
существенное влияние на все стороны
жизни и, особенно на культуру принявших
его стран. Распространение буддизма
способствовало созданию тех синкретических
(слитных, нерасчлененных) культурных
комплексов, совокупность которых и
образует так называемую буддийскую
культуру (архитектура, скульптура, живопись,
литература, буддийская наука и схоластическая
образованность), имевших наибольшее
значение в эпоху раннего средневековья.
В своей основе,
буддизм религией не является. В
отличие от христианства или ислама,
это в первую очередь практическое
учение. Не налагающее обязанностей и
обязательств, а всего лишь показывающее
один из возможных путей постижения
жизни.
Буддизм можно
сравнить с "Книгой о вкусной и
здоровой пище". Мы вынуждены кушать
по несколько раз в день, но как
часто мы пользуемся знаниями из мудрой
книги, чтобы наша пища была вкусна
и приносила здоровье?
Список использованной литературы:
Антология мировой философии, т.1, ч.1 М., Наука. 1987
Буддизм: история и культура. М., Наука. 1989г
Учение Будды. Элиста. 1992г
Антология мировой философии, т.1, ч.1, с.128.