Жизнь и учение Будды

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:13, реферат

Описание работы

В моей работе будет представлено описание жизни и деятельности этого мудреца древности. Приступая к описанию его жизни, отмечу, что при этом воспользуюсь только строго историческими фактами, отбросив все вымыслы и чудеса, которыми в изобилии снабдила жизнь великого учителя плодовитая и пылкая фантазия его ревностных последователей, и которые заставляют сомневаться в существовании Будды, как исторического лица. Но сомневаться в историческом существовании Шакьямуни нет повода, хотя, конечно, того Будды, о котором идет речь у буддистов, никогда не могло быть в действительности.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

Глава 1: Религия, мораль и философия Индии до Шакьямуни….5 (Будда).

Глава 2: Жизнь Будды и начало формирования учения…………7

Глава 3: Сущность учения Будды…….………………………….13

Заключение………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 41.51 Кб (Скачать)

Познанием «благородных истин» можно достигнуть вечного  покоя, мудрости, просвещения, нирваны. Кроме познания этих четырех истин, люди для достижения нирваны должны освободиться от следующих «десяти  цепей», приковывающих к существованию18: 

От заблуждения, что «я», индивидуальность или душа неизменны; 

От сомнения в том, что существует путь к освобождению от перерождений; 

От убеждения  в том, что разные религиозные  обряды – молитвы, жертвы, почитание  религий и прочие обряды и церемонии  – ведут к спасению; 

От чувственных  страстей и желаний; 

От ненависти  и недоброжелательства к своим близким; 

От любви к  земной жизни; 

От желания  будущей жизни на небе; 

От гордости; 

От высокомерия; 

От неведения.  

Познавший четыре истины спасения и освободившийся от «десяти цепей», по учению Будды, мог  достигнуть последней степени нравственного  совершенства, совершенства Будды и  вместе с тем нирваны. Низшие степени  совершенства, присущие людям, не вполне познавшим истину и освободившимся от 10ти цепей, но близко стоявшим к достижению совершенного познания, давали этим людям  знания архатов (высшая степень) и анагаминов (низшая степень).  

Но этого совершенства может достичь незначительная часть  людей, а именно тех, которые решатся  покинуть мирскую жизнь; большая же часть, преданная суетной мирской жизни, не в состоянии достичь совершенства, а может только, в зависимости от свершенного, улучшить или ухудшить свою будущую жизнь и, следовательно, приблизить или удалить блаженную минуту вечного успокоения в нирване, и только в редких случаях и при особенно благоприятных условиях человек, ведя мирской образ жизни, мог достичь степени анагамина. 

Будда признает верование браминов в переселение  душ и в соединенный с этим верованием закон воздаяний. Им он придавал только нравственное значение. Всякое существование зависело от дел, добрых или злых, совершенных в предыдущие рождения. 

Буддийское представление  о бытии как страдании усугубляется тем, что Будда принимает концепцию  бесконечности перерождений (сансара). Смерть в буддизме, таким образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни  и поэтому – к новым страданиям. 

Этот закон  воздаяний обусловливался моральным  порядком вещей (кармой19), законом связи  причины и следствия.  

Будда придавал большое значение личности человека, его воле – всякий человек, ведя справедливую и строгую жизнь  и исполняя нравственные правила, данные Буддой, мог надеяться достигнуть со временем избавления от страданий. В одном из изречений Будда  советует дорожить формой благородного человека, в которой только и возможно освобождение от переселений и которая достается в удел существу редко, через тысячелетия. 

Будда отвергал первобытный идеалистический пантеизм (он не признавал божества как чего-то неизменного, как и остальные  существа) и все источники браминского  религиозного учения – Веды20 с их объяснениями, всю браминскую теологию21 с ее запутанной, софистической диалектикой, с ее многообразной обрядностью  и жертвоприношениями.  

Будда признавал  в душе творческую силу, так сказать  смысл существования всякого  бытия – она может нисходить  до степени души существа животного  и даже растительного царства  и уничтожиться в нирване, смотря по заслугам. В этом заключалась  догматическая часть учения Шакьямуни. 

Теперь аскетика или нравственность Будды: вместо продолжительных, тяжелых покаяний и жестоких истязаний  браминов, Будда ввел мягкий аскетизм, выражавшийся, главным образом, в  соблюдении нравственной чистоты. 

Будда установил  правила аскетики, которые необходимы для достижения возрождения: 

Охранять жизнь  всякого живого существа и не причинять  ему никакого зла; 

Уважать чужую  собственность; 

Быть целомудренным, правдивым, воздержанным в питье  и еде (Будда запрещает пить спиртные напитки и советует принимать  пищу в определенное время дня  и, по возможности, раз в день)22; 

Удаляться от всех светских удовольствий и развлечений; 

Воздерживаться  от всякого рода украшений, мазей  и т.п. 
 

От своих учеников Будда, кроме исполнения этих правил, требовал еще соблюдения двух следующих: 

 спать на  жестком и низком ложе и  воздерживаться от мясной пищи; 

 жить в  добровольной бедности. 
 

Отсюда видно, что Будда, ясно сознавая, что не все люди способны отрешиться от мира и достигнуть нирваны, попытался  дать им нравственные правила, стремящиеся  сделать более сносными невзгоды обыденной жизни, и внушить людям  живое и искреннее сострадание  к их ближним и тем смягчить, по крайней мере, их горести и  печали. 

Будда учил, что  каждый человек, стремясь уменьшить  тяжесть неизбежного зла для  себя, должен стараться и для себе подобных и вообще для всех одушевленных существ; что люди должны быть кроткими, снисходительными, сострадательными и  делать все, что возможно, для облегчения участи других ввиду своего собственного благополучия; советовал не предаваться  скорби о своих собственных бедах, но заботиться о других людях. Он говорил, что следует быть щедрыми, давать милостыню и творить дала милосердия, доставлять пропитание бедным, заботиться о больных. 

Добрым, совершаемым  без всякой своекорыстной цели, делам  Будда придавал большое значение и относился с презрением к  людям, поступающим хорошо только на словах. 

Ради облегчения участи людей он, кроме того, давал  весьма практические и очень полезные для обыденной жизни советы, например, рассаживать по сторонам дорог целебные травы, садить деревья, разводить рощи и сады плодовых деревьев, где бы бедные путешественники находили плоды  для утоления голода и тень для  отдыха, рыть колодцы, строить гостеприимные  дома и т.п. 

Одна древняя  надпись гласит: «Воздерживайся от всякого зла, твори добро, обуздывай  свои мысли»,- в этих немногих словах, можно сказать, заключается весь смысл учения Будды о нравственности или аскетике. В нем он проповедовал те начала человеколюбия и братства, которые существовали как бы в  зародыше и в законах Ману, но были там совершенно подавлены началом  каст. Провозгласив равенство людей  по происхождению в смысле общедоступности  спасения и кроткое снисхождение к человеку во имя общей для  всех горькой участи бытия, Будда  сильно поколебал авторитет каст. 

Будда преследовал  только одну цель – цель спасения человечества путем его нравственного улучшения.  

Будда положительно отказывался решать некоторые метафизические вопросы, например, откуда произошел  мир и жизнь существа, есть ли начало мира или нет и т.д. 

На подобные вопросы он отвечал, что они не имеют отношения к нравственным обязанностям человека, что драгоценным  и скоротечным временем надо дорожить и не следует тратить его на подобные рассуждения, а необходимо готовиться к достойной встрече  смерти. «Представьте себе человека, - говорил он, - раненного в грудь  стрелой. Спасение его зависит от искусства врача, который легко  может вынуть смертоносное орудие. Неужели раненый станет спрашивать, из какого дерева сделана стрела. В  какой цвет и какой краской она окрашена и какой птицы перья к ней прикреплены?… Неужели он станет заниматься подобными вопросами, зная, что время проходит и ему грозит непременная смерть?»23 

Будда очень  редко произносил длинные речи, что  было результатом его долгой отшельнической жизни, большая часть которой  прошла в безмолвном созерцании; в  большинстве случаев он высказывал свои поучения в кратких, но сильных  афоризмах (сутры), украшая их поэтическими сравнениями и аллегориями. Своим  афоризмам он часто придавал числительную форму, что сильно облегчало их запоминание. Один из его афоризмов: «Три печати моего учения – всякое явление скоротечно, ни в чем нет постоянства, нирвана есть покой». Учил Будда преимущественно на трех туземных наречиях, которые он знал в совершенстве, - магадхском, тамильском и млечча. 

Из неабсолютной значимости для буддизма всего существующего  безотносительно к субъекту следует  вывод о не абсолютности божества. В буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе и прочее, т.е. вообще как в безусловно верховном существе. И, наоборот, дается возможность признания «не высших» божеств. В буддийской концепции нет дуализма божественного и небожественного, бога и творения, бога и мира. Бог как высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему освобождения человеку, что по существу означает тождественность (тождественный – вполне сходный) человека богу. 

Социальная роль буддизма определяется основными положениями  его догматики. Какие бы формы  не принимал буддизм в своем развитии, его центральным принципом является религиозная идея необходимости  освобождения от пут «земного» существования. Всякая связь, в том числе, любая  социальная, рассматривается буддизмом  как зло. Отрешенность буддизма от всего  окружающего, его индивидуалистичность, определяют его глубокую асоциальность. С этим связано устранение последователей буддизма от борьбы за социальные и политические преобразования, от классовой борьбы.  

Заключение. 

Будда как метафизик  смотрел на жизнь и ее явления  сквозь призму субъективного мировоззрения. Глубоко разочарованный в жизни, он пришел к отрицательному, безотрадному и одностороннему взгляду на жизнь  и, как результату этого взгляда, учению о нирване. Он совершенно упустил из виду, что жизнь человека не должна быть пассивной, что цель ее заключается не в бездействии и сне, а в энергичной деятельности и борьбе, в стремлении к развитию нравственных идеалов человека и в уничтожении всего, что противодействует этому развитию, и, смотря на жизнь с собственной точки зрения, создал нравственное учение, высший идеал которого состоит в подавлении всякого жизненного ощущения, в смерти заживо, в уничтожении мысли и чувства. 

Буддизм оказал существенное влияние на все стороны  жизни и, особенно на культуру принявших  его стран. Распространение буддизма способствовало созданию тех синкретических (слитных, нерасчлененных) культурных комплексов, совокупность которых и  образует так называемую буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, литература, буддийская наука и схоластическая образованность), имевших наибольшее значение в эпоху раннего средневековья. 

В своей основе, буддизм религией не является. В  отличие от христианства или ислама, это в первую очередь практическое учение. Не налагающее обязанностей и  обязательств, а всего лишь показывающее один из возможных путей постижения жизни.  

Буддизм можно  сравнить с "Книгой о вкусной и  здоровой пище". Мы вынуждены кушать по несколько раз в день, но как  часто мы пользуемся знаниями из мудрой книги, чтобы наша пища была вкусна и приносила здоровье?  
 

Список использованной литературы:

Антология мировой  философии, т.1, ч.1 М., Наука. 1987

Буддизм: история  и культура. М., Наука. 1989г

Учение Будды. Элиста. 1992г

 Антология  мировой философии, т.1, ч.1, с.128.

Информация о работе Жизнь и учение Будды