Жизнь и труды Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:00, реферат

Описание работы

Платон - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427годах до н. э. в Афинах в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон

Работа содержит 1 файл

Платон.docx

— 23.00 Кб (Скачать)

Платон

Биография.

Платон - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428427годах до н. э. в Афинах  в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465—-424), восходил, согласно легендам , к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Помимо Платона у Аристона и Периктионы было ещё трое детей: два сына — Адимант и Главкон, и дочь Потона.

Сначала Платон учился у Кратила, последователя Гераклита. Затем в возрасте двадцати лет стал учеником Сократа, оказавшего на него решающее влияние. После смерти Сократа в З99 г. он удалился на некоторое время в Мегару, к также учившемуся у Сократа Евклиду, основателю Мегарской школы, а затем возвратился в Афины. Несколько лет спустя он предпринял великое путешествие. 
Сперва Платон отправился в Египет, и эта древняя цивилизация произвела на него глубокое впечатление. Из Египта перебрался в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика и астронома Феодора. В Италии он вступил в контакты с пифагорейцами, которых было много в этих краях (эта философская школа переживала тогда период расцвета). Из своего пребывания среди пифагорейцев он извлек величайшую любовь к жизни и общественному благу. Затем Платон переехал в Сицилию, где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился с молодым зятем тирана, Дионом, пылким и великодушным принцем, которого вдохновили нравственные и политические идеалы Платона. Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что Платон обрел такое влияние на Диона, и философу пришлось покинуть Сиракузы: его высадили на острове Эгина, находившемся в состоянии войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью, он был выкуплен гражданином Кирен, который находился на острове и узнал Платона. 
Таким образом Платон смог вернуться в Афины, и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал Академию, в которой преподавал до конца своих дней, лишь дважды покинув Афины ради двух новых путешествий на Сицилию. Академия была обращена в сторону Востока. Ученики Платона были даже из Вавилона. Платон не сделал, подобно Сократу, философию предметом социальной беседы; напротив, он жил в уединении, ограничившись кругом своих учеников. Однако, благодаря престижу его имени, несколько греческих городов просили его составить для них свод законов, и в некоторых случаях Платон делал это. 
Его последние годы были омрачены трагической смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г. до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку от Академии.

Философия Платона.

Платон был родоначальником объективного идеализма. Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах). Чувственные вещи объективного мира изменчивы и непостоянны, они для Платона лишь тени мира идей, вечных и неизменных. Согласно Платону, существует два мира: мир идей, (который философ называл действительным, истинным), и мир вещей, или теней, который он считал ложным и зависимым от мира идей. Именно идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи  лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

 Для объяснения  многообразия чувственного мира  Платон вводит понятие материи,  которая существует вечно и  идеями не творится. Любая вещь – воплощение множества идей. Но идеи сами по себе безжизненны, они дают только форму, эталон, стандарт для вещи. Безжизненна и платоновская материя. Платон вводит в свою систему третье, наряду с материей и идеями, начало – душу космоса, мировую душу. Душа космоса объемлет мир идей и мир вещей, связывает их. Она заставляет вещи подражать идеям, а идеям - присутствовать в вещах.  Тела живых веществ, по Платону, созданы из частиц огня, земли, воды и воздуха, заимствованных из Космоса. Назначение тела – быть временным вместилищем души. Как тело, так и душа сотворены богом, но тело – смертно, а душа – бессмертна. От тела зависит характер души. Сотворив души, боги поместили их на звездах. Находясь на небе, души обладают истинным знанием, поскольку питаются созерцанием идеального мира. Сойдя на землю и вселившись в тела, они забывают о идеальном мире, поскольку их питает не сверхчувственное умозрение, а чувственное восприятие, которое не может быть источником знания.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти. 
Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах.

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей. 
Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении. 
В социологии Платона этика и политика тесно связаны: государство подобно человеку, а человек – государству, справедливость в государстве и в человеке одинакова. Поэтому человек может быть нравственно совершенным только в правильно организованном государстве. Платон осуждает все существующие формы государственного устройства: демократию, тиранию, олигархию и тимократию. Он предлагает свой образ совершенного государства, который он называет также «прекрасным городом». Подобно тому, как в душе человека три части, так и в государстве должно быть три сословия: сословие правителей – философов; сословие воинов (стражей); сословие земледельцев и ремесленников.

Интересные  факты.

Согласно  Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл. Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». По свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса и борьбы.

Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии. 
 
 
 

 

Информация о работе Жизнь и труды Платона