Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 20:00, реферат
Платон - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427годах до н. э. в Афинах в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон
Платон
Биография.
Платон - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428—427годах до н. э. в Афинах в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465—-424), восходил, согласно легендам , к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Помимо Платона у Аристона и Периктионы было ещё трое детей: два сына — Адимант и Главкон, и дочь Потона.
Сначала Платон учился
у Кратила, последователя Гераклита. Затем
в возрасте двадцати лет стал учеником
Сократа, оказавшего на него решающее влияние.
После смерти Сократа в З99 г. он удалился
на некоторое время в Мегару, к также учившемуся
у Сократа Евклиду, основателю Мегарской
школы, а затем возвратился в Афины. Несколько
лет спустя он предпринял великое путешествие.
Сперва Платон отправился в Египет, и эта
древняя цивилизация произвела на него
глубокое впечатление. Из Египта перебрался
в Южную Италию, задержавшись в Кирене у математика
и астронома Феодора. В Италии он вступил
в контакты с пифагорейцами, которых было
много в этих краях (эта философская школа
переживала тогда период расцвета). Из своего
пребывания среди пифагорейцев он извлек
величайшую любовь к жизни и общественному
благу. Затем Платон переехал в Сицилию,
где царствовал тиран Дионисий I. Он подружился
с молодым зятем тирана, Дионом, пылким
и великодушным принцем, которого вдохновили
нравственные и политические идеалы Платона.
Но Дионисий враждебно отнесся к тому, что
Платон обрел такое влияние на Диона, и философу
пришлось покинуть Сиракузы: его высадили
на острове Эгина, находившемся в состоянии
войны с Афинами, и продали в рабство. К счастью,
он был выкуплен гражданином Кирен, который
находился на острове и узнал Платона.
Таким образом Платон смог вернуться в Афины,
и тогда-то, в возрасте сорока лет, он основал
Академию, в которой преподавал до конца
своих дней, лишь дважды покинув Афины
ради двух новых путешествий на Сицилию.
Академия была обращена в сторону Востока.
Ученики Платона были даже из Вавилона.
Платон не сделал, подобно Сократу, философию
предметом социальной беседы; напротив,
он жил в уединении, ограничившись кругом
своих учеников. Однако, благодаря престижу
его имени, несколько греческих городов
просили его составить для них свод законов,
и в некоторых случаях Платон делал это.
Его последние годы были омрачены трагической
смертью Диона. Платон умер в 348 или 347 г.
до н. э. в возрасте восьмидесяти лет, до конца
жизни сохранив всю полноту своего могучего
ума. Его тело погребено в Керамике, неподалеку
от Академии.
Философия Платона.
Платон был родоначальником объективного идеализма. Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах). Чувственные вещи объективного мира изменчивы и непостоянны, они для Платона лишь тени мира идей, вечных и неизменных. Согласно Платону, существует два мира: мир идей, (который философ называл действительным, истинным), и мир вещей, или теней, который он считал ложным и зависимым от мира идей. Именно идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.
Для объяснения
многообразия чувственного
Душа человека
представляется у Платона в образе колесницы
с всадником и двумя лошадьми, белой и черной.
Возница символизирует разумное начало
в человеке, а кони: белый — благородные,
высшие качества души, черный — страсти,
желания и инстинктивное начало. Когда
человек пребывает в ином мире, он (возница)
получает возможность вместе с богами
созерцать вечные истины. Когда же человек
вновь рождается в мире материальном, то знание
этих истин остается в его душе как воспоминание.
Поэтому, согласно философии Платона,
единственный для человека способ знать —
это припоминать, находить в вещах чувственного
мира «отблески» идей. Когда же человеку
удается увидеть следы идей — через красоту,
любовь или справедливые дела — то, по словам
Платона, крылья души, когда-то утерянные ею,
вновь начинают расти.
Отсюда — важность учения Платона о Красоте,
о необходимости искать ее в природе, людях,
искусстве или прекрасно устроенных законах.
Второй силой,
не менее преобразующей человека и способной
поднять его до мира богов, является Любовь.
И философия, и любовь дают возможность
рождения чего-то прекрасного: от создания
прекрасных вещей до прекрасных законов
и справедливых идей.
Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры»
к свету идей, поскольку способность видеть
свет духовного Солнца (то есть созерцать
истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению,
мы смотрим не в том направлении.
В социологии Платона
этика и политика тесно связаны: государство
подобно человеку, а человек – государству,
справедливость в государстве и в человеке
одинакова. Поэтому человек может быть
нравственно совершенным только в правильно
организованном государстве. Платон осуждает
все существующие формы государственного
устройства: демократию, тиранию, олигархию
и тимократию. Он предлагает свой образ
совершенного государства, который он
называет также «прекрасным городом».
Подобно тому, как в
душе человека три части,
так и в государстве
должно быть три сословия: сословие
правителей – философов; сословие
воинов (стражей); сословие
земледельцев и ремесленников.
Интересные факты.
Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл. Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». По свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса и борьбы.
Особое место в «Государстве»
Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию,
которое должно сочетать в себе две части:
мусическую и гимнастическую. Гимнастическое
воспитание позволяет подчинить страсти
разумному началу и развить в себе качество
воли. А мусическое — позволяет смягчить
яростный дух и подчинить его законам ритма
и гармонии.