Жизнь и труды Николая Кузанского

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:05, реферат

Описание работы

Основными источниками философии Николая Кузанского были неоплатонизм, номинализм, философия Фомы Аквинского, а также мистические учения средневековья.

Главные проблемы его философии — отношение Бога к миру, место и роль человека в мире, а также природа познания. Николай Кузанский сблизил бесконечного Бога и конечный мир.

Работа содержит 1 файл

осн.docx

— 14.04 Кб (Скачать)

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-64) - философ, богослов и ученый раннего Возрождения; церковный деятель.  

     Жизнь и труды  

     Родился в семье виноградаря и рыбака. О детстве Николая Кузанского достоверных сведений мало. Убежав из родного дома, нашел прибежище  у графа Теодориха фон Мандершайда, который, став его покровителем, отдал  жаждущего знаний подростка в  школу в Девентере (Нидерланды). Здесь  юный Николай изучал теологию, философию, латинский и греческий языки. Учился в Гейдельбергском, Падуанском, Кельнском университетах, где познакомился с античной философией, углубил свои знания по средневековой философии  и приобрел основательные знания по естествознанию, математике, медицине, астрономии и географии.

     В 1423 стал доктором канонического права. В 1426, стал священником, потом настоятелем церкви.

     В 1440 выходит его первая и самая  известная философская книга  «Об ученом незнании». В 1442-45 Николай  Кузанский пишет небольшие сочинения: «О сокрытом боге», «Об искании бога», «О даре Отца светов», «О становлении».

     В 1448 получает сан кардинала. В 1450 —  епископ Бриксена (Тироль) и одновременно папский легат в Германии. В  последние годы жизни написал  следующие труды: «О берилле», «О не ином», «Об охоте за мудростью», «Об  игре в шар», «О видении бога»  и другие. Умер в Италии.  

     Основные  идеи философии  

     Основными источниками философии Николая  Кузанского были неоплатонизм, номинализм, философия Фомы Аквинского, а также  мистические учения средневековья.

     Главные проблемы его философии — отношение  Бога к миру, место и роль человека в мире, а также природа познания. Николай Кузанский сблизил бесконечного Бога и конечный мир.

     Согласно  Николаю Кузанскому, Бог есть одновременно центр и окружность, он пребывает  везде и нигде. Мир также имеет  свой центр повсюду и нигде. Философ, выдвинув в качестве основного принципа своей философии положение о  «совпадении противоположностей», поставил под сомнение незыблемость закона непротиворечия, установленного Аристотелем, и тем самым расшатал устои средневековой схоластики. Вместо монотеистического принципа творения из ничего он выдвинул принцип  ограничения «абсолютного максимума», в силу чего возникает неисчерпаемое  многообразие единичных вещей. Иной конкретизацией той же мысли Николая  Кузанского, был принцип развертывания Бога в мир и свертывания мира в лоно божественного абсолюта. Николай Кузанский возродил античный взгляд на человека как на существо, соединяющее в себе божественное и земное.

     Особенно  примечательны гносеологические принципы Николая Кузанского, которые предвосхитили  многие идеи немецкой классической философии. Познание осуществляется, по Николаю  Кузанскому, благодаря взаимодействию чувств, воображения, рассудка и разума. Чувственное познание, которым обладают и животные, является ограниченной способностью ума. Рассудок, опираясь на материал, поставленный чувствами, образует общие, абстрактные понятия. Николай Кузанский диалектично  подходил к истине, видя ее неотделимо связанной с заблуждениями.  

     Николай Кузанский — ученый  

     Николай Кузанский был видным математиком  своего времени. Он внес значительный вклад в развитие математики, в  частности, в решение вопроса  о квадратуре круга, в исчисление бесконечно малых. Николай Кузанский  подчеркивал методологическое значение математики для познания природы  и исходил из необходимости активного  использования количественных характеристик (счета, измерения и взвешивания) в науке, выступая тем самым предтечей  экспериментального естествознания Нового времени. При решении сложных  теологических и философских  вопросов он использовал математические аналогии.

     Он  плодотворно занимался астрономией. Николай Кузанский отказался  от устоев средневекового мировоззрения, согласно которому мироздание конечно  в пространстве и Земля является его центром. Он предложил реформу  юлианского календаря, которая была осуществлена только через полтора  века, и составил одну из первых географических карт Центральной и Восточной  Европы.

Информация о работе Жизнь и труды Николая Кузанского