Марси́лио
Фичи́но, Marsilio Ficino (лат. Marsilius Ficinus; 19 октября
1433, Фильина-Вальдарно, близ Флоренции
— 1 октября 1499, Кареджи, близ Флоренции)
— итальянский гуманист, философ и астролог,
основатель и глава флорентийской Платоновской
академии. Один из ведущих мыслителей
раннего Возрождения, наиболее значительный
представитель флорентийского платонизма
— направления, связанного с возобновлением
интереса к философии Платона и
направленное против схоластики, в особенности
против схоластизированного учения Аристотеля.Следуя
направлению мысли Плифона, Фичино пытался
в своем творчестве синтезировать христианство и платонизм.
Исходя из представления о том, что Платон
опирался в своем творчестве на таких
представителей «древнего богословия»
как Гермес Трисмегист, Орфей и Зороастр,
Фичино начал свою переводческую деятельность
с текстов, приписываемых этим авторам.
В начале 1460-х гг. он перевел с греческого
языка на латынь «Гимны» и «Аргонавтики»
Орфея. Затем в 1461 перевел и опубликовал
трактаты Герметического корпуса. И только
после этого он в 1463 приступил к диалогам
Платона.По мысли Фичино, философия есть «озарение
ума», а смысл философствования состоит
в предуготовлении души и интеллекта к
восприятию света божественного откровения.
С этой точки зрения философия и религия совпадают,
а их истоком оказываются священные мистерии
древности. Легендарные пророки (Гермес
Трисмегист, Орфей, Зороастр) оказались
в свое время «просвещены» божественным
светом. Впоследствии к этим же мыслям
пришли Пифагор и Платон. Воплотивший
«Слово» Иисус Христос достроил здание
откровения. Тексты и Герметического корпуса,
и платоновской традиции, и христианской
доктрины, по мысли Фичино, проистекают
из единого Божественного Логоса.
Фичино
пишет о душе: «В итоге этому
естеству вменена необходимость подчиняться
следующему порядку: дабы она следовала
после Бога и ангелов, которые неделимы,
то есть вне времени и протяженности, и
которые выше того, что обладает телесностью
и качествами, и того, что исчезает во времени
и в пространстве, она определена как лицо,
опосредованное адекватным термином:
термином, который бы некоторым образом
выражал подвластность течению времени
и в то же время независимость от пространства.
Она есть то, что существует среди смертных
вещей, сама не будучи смертной… И поскольку
в то время, как управляет телом, она примыкает
также к божественному, она является госпожой
тела, а не компаньонкой. Она — высшее
чудо природы. Другие вещи под Богом, —
каждая в себе, — суть отдельные предметы:
она является одновременно всеми вещами.
В ней образы вещей божественных, от которых
она зависит, она же есть причина и образец
для всех вещей низшего порядка, которые
она некоторым образом сама же и производит.
Будучи посредницей всех вещей, она имеет
способности всех вещей… Ее справедливо
можно назвать центром природы, посредницей
всех вещей, сцеплением мира, лицом всего,
узлом и связкой мира».В 1473 Фичино принял
сан священника и впоследствии занимал
ряд важных церковных постов. В трактате
«О христианской религии» (1474) он фактически
возобновил традицию раннехристианской
апологетики.В 1492 Фичино пишет трактат
«О солнце и свете» (опубликован 1493), а
в 1494 завершает обширные толкования к
нескольким диалогам Платона. Умер Фичино
за комментированием «Послания к римлянам»
апостола Павла.
Влияние Фичино на мировоззрение эпохи Возрождения
было столь значительным, что, например,
Бруно, читая лекции в Оксфордском университете,
представлял третью часть его трактата
«О жизни», посвященного проблемам магии
и магического, как собственное оригинальное
сочинение.
- Общая
характеристика эпохи
Сами деятели Ренессанса противопоставляли
новую эпоху Средневековью как периоду
темноты и невежества. Но своеобразие
этого времени скорее составляет не движение
цивилизации против дикости, культуры
- против варварства, знания - против незнания,
а проявление другой цивилизации, другой
культуры, другого знания. Эпоха Возрождения
- это переворот в первую очередь в системе
ценностей, в оценке всего сущего и отношении
к нему. Возникает убеждение в том, что
человек - высшая ценность. Такой взгляд
на человека обусловил важнейшую черту
культуры Ренессанса - развитие индивидуализма
в сфере мировоззрения и всестороннее
проявление индивидуальности в общественной
жизни. Одной из характерных черт духовной
атмосферы этого времени стало заметное
оживление светских настроений. Козимо
Медичи - некоронованный правитель Флоренции
- говорил, что упадет тот, кто на небе ищет
опоры для лестницы своей жизни, и что
он лично всегда укреплял ее на земле.
Светский характер присущ и такому яркому
явлению культуры Возрождения, как
- гуманизм.
В широком смысле слова гуманизм представляет
собой образ мышления, который провозглашает
идею блага человека главной целью социального
и культурного развития и отстаивает ценность
человека как личности. В такой трактовке
этот термин употребляется и в наше время.
Но как целостная система взглядов и широкое
течение общественной мысли гуманизм
возник в эпоху Возрождения. В формировании
ренессансного мышления огромную роль
сыграло античное культурное наследие.
Следствием возросшего интереса к классической
культуре стало изучение античных текстов
и использование языческих прототипов
для воплощения христианских образов,
собирательство камей, скульптур и прочих
древностей, а также восстановление римской
традиции портретных бюстов. Возрождение
античности, собственно, дало название
всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится
как возрождение). Особое место в духовной
культуре этого времени занимает философия,
и ей присущи все те черты, о которых было
сказано выше. Важнейшая особенность философии
Возрождения - антисхоластическая направленность
взглядов и сочинений мыслителей этого
времени. Другая ее характерная черта
- создание новой пантеистической картины
мира, отождествляющей Бога и природу.
Наконец, если философия Средневековья
теоцентрична, то характерная особенность
философской мысли Возрождения - антропоцентризм.
Человек - не только важнейший объект философского
рассмотрения, но и центральное звено
всей цепи космического бытия. Обращение
к человеку и его земному существованию
знаменует начало новой эпохи, которая
зародилась в Италии, а на рубеже XV-XVI вв.
становится общеевропейским явлением.
2. Гуманистическая мысль эпохи
Возрождения
Термин “гуманизм” происходит от латинского
“humanitas” (человечность), употреблявшегося
еще в I в. до н.э. известным римским оратором
Цицероном (106-43 до н. э.). Для него humanitas
- это воспитание и образование человека,
способствующее его возвышению. В совершенствовании
духовной природы человека основная роль
отводилась комплексу дисциплин, состоящему
из грамматики, риторики, поэзии, истории,
этики. Именно эти дисциплины стали теоретической
базой ренессансной культуры и получили
название “studia humanitatis” (гуманитарные
дисциплины). Родоначальником гуманизма
единодушно считается поэт и философ Франческа
Петрарка (1304-1374). В его творчестве - начало
многих путей, которыми шло развитие ренессансной
культуры в Италии. В трактате “О невежестве
собственном и многих других” он решительно
отвергает присущую Средневековью схоластическую
ученость, по отношению к которой демонстративно
провозглашает свое якобы невежество,
ибо считает такую ученость совершенно
бесполезной дня человека его времени.
В упомянутом трактате проявляется принципиально
новый подход к оценке античного наследия.
По убеждению Петрарки, прийти к новому
расцвету литературы, искусства, науки
позволит не слепое подражание мыслям
замечательных предшественников, а стремление
подняться до высот античной культуры
и в то же время переосмыслить и в чем-то
превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой,
стала ведущей в отношении гуманизма к
античному наследию. Первый гуманист считал,
что содержанием подлинной философии
должны стать науки о человеке, и во всем
его творчестве звучит призыв переориентировать
философию на этот достойный объект познания.
Своими рассуждениями Петрарка заложил
основу формирования личностного самосознания
эпохи Возрождения. В разные эпохи личность
осознает себя по-разному. Средневековый
человек воспринимался тем ценнее как
личность, чем более его поведение соответствовало
нормам, принятым в корпорации. Он утверждал
себя через максимально деятельное включение
в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный
порядок - такова общественная доблесть,
требовавшаяся от индивида. Человек эпохи
Возрождения постепенно отказывается
от универсальных средневековых понятий,
обращаясь к конкретному, индивидуальному.
Гуманисты вырабатывают новый подход
к пониманию человека, в котором огромную
роль играет понятие деятельности. Ценность
человеческой личности для них определяется
не происхождением или социальной принадлежностью,
а личными заслугами и плодотворностью
ее деятельности. Ярким воплощением этого
подхода может служить, например, разносторонняя
деятельность известного гуманиста Леона
Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором,
живописцем, автором трактатов об искусстве,
сформулировал принципы живописной композиции
- равновесия и симметрии цвета, жестов
и поз персонажей. По мнению Альберта,
человек способен одержать верх над превратностями
судьбы лишь собственной активностью.
“Легко побеждает тот, кто не желает быть
побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто
привык подчиняться”. Однако было бы неправильным
идеализировать гуманизм, не замечать
его индивидуалистических тенденций.
Подлинным гимном индивидуализму можно
считать творчество Лоренцо Валлы (1407-1457).
В главном своем философском сочинении
“О наслаждении” неотъемлемым свойством
человека Валла провозглашает стремление
к наслаждению. Мерилом же нравственности
у него выступает личное благо. “Я не могу
в достаточной степени понять, почему
кто-то хочет умереть за родину. Ты умираешь,
так как не желаешь, чтобы погибла родина,
словно с твоей гибелью не погибнет и она”.
Подобная мировоззренческая позиция выглядит
как асоциальная. Гуманистическая мысль
второй половины XV в. обогатилась новыми
идеями, важнейшей из которых стала идея
достоинства личности, указывающая на
особые свойства человека по сравнению
с другими существами и особое его положение
в мире. Джованни Пико делла Мирандола
(1463-1494) в своей яркой “Речи о достоинстве
человека” помещает его в центр мира:
“Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места,
ни определенного образа, ни особой обязанности,
чтобы и место, и лицо, и обязанности ты
имел по собственному желанию, согласно
своей воле и своему решению”. Утверждается,
что Бог (вопреки церковной догме) не создал
человека по своему образу и подобию, но
предоставил ему возможность творить
самого себя. Кульминацией гуманистического
антропоцентризма становится мысль Пико
о том, что достоинство человека заключено
в его свободе: он может стать тем, кем
пожелает. Прославляя мощь человека и
его величие, восхищаясь его удивительными
творениями, мыслители эпохи Возрождения
неизбежно приходили к сближению человека
с Богом. “Человек укрощает ветры и побеждает
моря, знает счет времени... Кроме того,
он с помощью светильника ночь превращает
в день. Наконец, божественность человека
раскрывает нам магия. Она руками человека
творит чудеса - как те, которые может сотворить
природа, так и те, которые может сотворить
только бог”. В подобных рассуждениях
Джанноццо Манетти (1396-1472), Марсилио Фичино
(1433-1499), Томмазо Кампанеллы (1568-1639), Пико
(1463-1494) и др. проявилась важнейшая характеристика
гуманистического антропоцентризма -
тенденция к обожествлению человека. Однако
гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами.
Наоборот, в подавляющем большинстве они
оставались верующими. Но если христианское
мировоззрение утверждало, что на первом
месте должен стоять Бог, а затем - человек,
то гуманисты выдвигали на первый план
человека, а затем говорили о Боге. Присутствие
Бога в философии даже самых радикально
настроенных мыслителей Возрождения предполагало
вместе с тем критическое отношение к
церкви как социальному институту. Гуманистическое
мировоззрение, таким образом, включает
и антиклерикальные (от лат. anti - против,
clericalis - церковный) взгляды, т. е. воззрения,
направленные против притязаний церкви
и духовенства на господство в обществе.
В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо
Бруни (1374-1444), Поджо Браччолини (1380-1459),
Эразма Роттердамского (1469-1536) и др. содержатся
выступления против светской власти римских
пап, разоблачения пороков служителей
церкви и нравственной развращенности
монашества. Однако это не помешало многим
гуманистам стать служителями церкви,
а двое из них - Томмазо Парентучелли и
Энеа Сильвио Пикколомини - даже были возведены
в XV в. на папский престол. Надо сказать,
что до середины XVI в. преследования гуманистов
со стороны католической церкви - явление
крайне редкое. Поборники новой светской
культуры не боялись костров инквизиции
и слыли добрыми христианами. И только
Реформация заставила церковь перейти
в наступление.
Идеал
человека
За
время существования человечества
минуло много исторических эпох. Бурные
ветры перемен сметали песочные
замки старинных устоев и повесть
жизни начинала новый виток спирали.
Каждое время формировало свой идеал человека,
которого прославляли в веках современники.
Поскольку сегодня наш взор обратился
в сторону тех лет, которые историки называли
средневековьем, попытаемся сначала определить,
что же такое средневековье.
Согласно
словарю Брокгауза и Эфрона средневековьем
называется тысячелетие 476 - 1492г., от падения
западной Римской империи до открытия
Америки. Развитие феодализма и католицизма.
С одной стороны, короли в союзе
с горожанами вступают в войну
с феодалами и побеждают, с другой, гуманизм
эпохи Возрождения выдвигает против католической
духовной тирании идеи о правах личности,
начала свободной мысли против начал авторитета
слепой веры, античную жизнерадостность
против христианского аскетизма. Развивается
наука - изобретено книгопечатание, открыт
порох, плывут в сторону американского
материка корабли. Противоречивое и романтическое
время, не правда ли?
Каким
же должен быть идеал человека - личности
в такой момент, каким его видят
служители лиры и простые люди?
Конечно, прежде всего свободным. Свободным
физически и духовно. Герои отправляются
в дальние странствия, ищут славы, удачи,
счастья. Им чужд затхлый мир феодального
подворья, пусть даже сами они - феодалы.
Князь Игорь отправляется в Половецкие
земли. Кто он - завоеватель, освободитель?
Современнику это почти неважно, главное,
князь - великий Воин, готовый бросить
вызов любому грозному врагу.
Бесстрашный
Тристан едет в далекую Ирландию,
не смотря на грозящие ему опасности.
Безусловно, средневековый герой
храбр и легок на подъем. Если раньше примером
для подражания должны были служить жития
святых, то сейчас у мальчишек горят глаза
при упоминании о живых людях из плоти
и крови.
К
цели ведет не фанатичная вера в
некие нематериальные и абстрактные
идеалы. В образе героя появилась новая
отличительная черта, присущая опять-таки
живому человеку - любовь. Любовь, как самое
возвышенное и сильное из всех чувств,
толкает на еще более дерзкие и отчаянные
поступки, чем жажда приключений.
Вспомним
Ромео и Джульетту. Любовь заставляет
забыть многолетнюю кровавую вражду двух
родов. И, как ни парадоксально, хотя трагичнее
конец для этой потрясающей истории придумать
трудно, в читателе, помимо грусти, к последней
странице рождается какое-то огромное
светлое чувство, готовое подхватить человека
на свои могучие крылья и сделать во сто
крат сильнее.
Честь
звания, мундира, рода, имени много
значит для нашего героя. Любое неосторожное
слово и даже взгляд могут стать
основанием для кровавого поединка.
Здесь прослеживается довольно странное
противоречие. С одной стороны, власть
любви, с другой стороны, власть силы. Не
секрет, что далеко не всякий, кто лучше
других владеет шпагой, на самом деле также
часто оказывается прав. Но противоречие
это только видимое. На самом деле,
потому и нередко заканчиваются литературные
произведения счастливым концом, что автор
вкладывает всепоражающий меч в руки правого
с единственной целью - покарать виноватого.
По
всей Европе идет охота на ведьм, свирепствуют
болезни и невежество, горят костры
инквизиции. В такой ситуации людям
жизненно необходима спасительная соломинка,
ухватившись за которую можно спастись
от безумства окружающего мира. И вот приходит
он, герой. Сильный, отважный, честный,
добрый, справедливый, всепобеждающий.
И все сразу же становится на свои места.
Трепещет поверженный злодей, в мире воцаряется
порядок и справедливость. Множество примеров
такого чудесного спасения от всех напастей
можно найти в историях времен войны Алой
и Белой розы.
Вы
не находите, что такая ситуация
очень уж напоминает наш сегодняшний
день? В момент, когда люди теряют моральные
ориентиры, им обязательно нужен герой
- избавитель. Однако, горький исторический
опыт показывает, что чем дольше ждать
чудесного избавления, тем тяжелее придется
добывать его потом своими руками. Вот
это как раз не мешало бы понять как можно
раньше. Иначе может оказаться, что за
шесть веков костры инквизиции не на столько
остыли, как может показаться на первый
взгляд.