Жизнь и смерть в духовном опыте человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:06, контрольная работа

Описание работы

Смысл жизни человека составляет, пожалуй, основной вопрос философии. Во всяком случае, большинство остальных философских проблем так или иначе замыкаются на нем. Кроме того, этот вопрос предельно философичен постольку, поскольку не имеет общепринятого и окончательного решения. Хотя постановка и обсуждение этого вопроса отнюдь не сводится в хаотическому своеволию мысли и чувства отдельной личности. Смысл жизни непременно есть у каждого человека. Только каждый человек по-разному понимает, определяет его в разные периоды своей жизни, даже в разном состоянии и настроении. Нередко то, что человек думает об этом смысле расходится с поступками той же личности, а мысли и действия человека в свою очередь иначе оцениваются окружающими его людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Смысл жизни с различных точек мировоззрения…………………………….5
2. Религия о жизни, смерти, бессмертии………………………………………...8
3. Смысл бессмертия с точки зрения философии……………………………...10
4. Право на смерть……………………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...17

Работа содержит 1 файл

Жизнь и смерть в духовном опыте человечества.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Смысл бессмертия с точки зрения философии

Определяя понятие  смысла жизни, необходимо отметить как  минимум три его "измерения". Первое связано с понятием "святости жизни" как таковой, что является ныне предметом такой дисциплины, как биоэтика. Всё живое (в том  числе и во Вселенной) имеет право на жизнь в силу самого факта рождения. Необходимо принять мысль, которая подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что в мире не возможно полное уничтожение даже элементарной частицы, а действуют законы сохранения. Сохраняется вещество, энергия и, как полагают, информация и организация сложных систем.

Следовательно, частицы нашего "я" после смерти войдут в вечный кругооборот бытия  и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше "я". Более того, Этот вид бессмертия обретается человеком в течение всей жизни. Можно даже сказать в форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клетки эпителия на наших слизистых, выпадают волосы и т.д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе не возможно ни в действительности, ни в мысли. Это две стороны одной медали. Также можно выделить биологическое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия, ибо эти состояния являют по сути дела различные стороны одного феномена.

Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного  наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства  в подходящих условиях2. Известное определение Энгельса: "Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу, в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел", акцентирует космический аспект жизни. Рождаются, живут и умирают звёзды, туманности, планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл этого вселенного кругооборота.

 Материалистические  концепции строятся на феномене  самопорождения жизни и самопричинения, когда, по словам Энгельса, "с  железной необходимостью" порождаются  жизнь и мыслящий дух в одном  месте Вселенной, если в другом  он исчезает. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с её биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение. Эта идея святости жизни, права на жизнь для любого живого существа уже в силу самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. В пределе, вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые существа, а вмешательство в ещё плохо познанные законы их жизни чревато экологическим кризисом. Человек предстаёт как малая частица этой живой Вселенной, микрокосмос, вобравший в себя всё богатство макрокосмоса. Даже, если биологическая, телесная жизнь считается неподлинной, транзитной формой человеческого существования, то и в этих случаях (например, в христианстве) человеческая плоть может и должна обрести иное, цветущее состояние. Второе измерение связано с уяснением специфики именно человеческой жизни, поскольку единственный реальный факт в жизни любого человека - предстоящая смерть. Известно, что Л.Н. Толстой мучительно вопрошал: "Есть ли в моей жизни тот смысл, который не уничтожается неизбежно предстоящей смертью? К чему воспитывать детей, которые вскоре очутятся в таком же критическом состоянии, как и их отец? Зачем же им жить? Зачем мне любить их, расти и блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, - всякий шаг ведёт их к познанию этой истины. А истина - смерть".

 В рамках  рационалистического подхода ответить  на эти вопросы невозможно, и  приходится искать ответ на путях интуитивного постижения смысла своего бытия и определения - что же для личности является высшей ценностью - Бог, человечество, близкие и родные, дети, справедливость... Третье измерение - идея обретения бессмертия, которая рано или поздно становится в центр внимания человека, особенно если он достиг зрелого возраста.

Выделяют несколько  видов бессмертия.3

Первый - связан с бессмертием в потомках и  осуществляется путём передачи генного  аппарата родителей детям, внукам и  т.д., близок большинству людей. Кроме принципиальных противников брака и семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влечений человека является стремление увидеть свои черты в детях, внуках и правнуках. С этим связывается наследование не только физических принципов, но и нравственных принципов семейного занятия или ремесла.

Второй - сохранение тела умершего, то есть мумификация  или криогенизация. Опыт ещё египетских фараонов, практика современного бальзамирования  говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижения техники конца 20-го века сделали возможной криогенизацию тел умерших с расчётом на то, что медики будущего их оживят и вылечат ныне неизлечимые болезни.

Третий - вхождение  частиц нашего распавшегося тела в кругооборот вещества, энергии и информации во Вселенной, своеобразное "слияние с природой", упование на "растворение" тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое "тело", в вечный круговорот материи. Это характерно для ряда восточных цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская модель отношения к жизни и смерти и разнообразные материалистические или точнее натуралистические концепции. Здесь речь идёт об утрате личностных качеств и сохранении частиц бывшего тела, способных войти в состав других организмов. Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для большинства людей и эмоционально отвергается.

Четвёртый определяется итогами деятельности человека, в  плодах материального и духовного  производства, которые входят в копилку человечества. Для этого, прежде всего, нужна уверенность в том, что человечество бессмертно и идёт космическое предназначение в духе идей К.Э.Циолковского и других космистов. Если для человечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, а также вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остаётся открытым. Среди идеалов и движущих сил такого вида бессмертия чаще всего фигурируют борьба за освобождение человечества от классового и социального гнёта, борьба за национальную независимость и обретение государственности, борьба за мир и справедливость, и т.п. Это придаёт жизни таких борцов высший смысл, который смыкается с бессмертием. Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайших тиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о неоднозначности оценки масштабов личности человека. Создаётся впечатление, что, чем большее количество человеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на совести того или иного исторического персонажа, тем больше у него шансов попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на жизнь сотен миллионов людей, "харизма" власти вызывает у многих состояние мистического ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению.

Пятый путь связан с достижением различных состояний, которые наука называет "изменённые состояния сознания". В основном они являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой в восточных религиях и цивилизациях. Тут возможны: "прорыв" в иные измерения пространства и времени, путешествие в прошлое и будущее, экстаз и просветление, мистическое ощущение причастности к Вечности. Можно упомянуть и о других концепциях обретения бессмертия, направленных на изменение законов природы, достижение "жизни после смерти", а также многочисленные мистические течения, основанные на реальном наличии потустороннего мира и возможности общения с ушедшими. Более того, появляются сведения о наличии у каждого человека своеобразного энергетического фантома, который покидает человека незадолго до физической смерти, но продолжает существовать в других измерениях. Это вообще ведёт к иному типу понимания проблемы бессмертия, что связано с необходимостью самоопределения в вечном мире информационно-энергетических сущностей.

Русские философы прошлого считали, что смерть человека величайшая несправедливость, свидетельство  несовершенства мира. Но сделает ли бессмертие человечество счастливей и лучше - вопрос. Одни убеждены, что прогресс обеспечивается только сменой поколений. Другие считают иначе. Годам к 40-50 мыслительные способности человека достигают высшей точки. А физические силы уже истощены. 4

Бессмертие  открыло бы перед каждым грандиозные  возможности духовного и интеллектуального  развития. Ещё один аргумент в пользу бессмертия: умершие не несут правовой ответственности. Многие рассуждают: "После  нас - хоть потоп!". Вечная жизнь заставила бы людей быть ответственными перед будущими поколениями. Контраргумент: бессмертие ввергнет мир в пучину безнравственности. Все заповеди основаны на запрете причинить вред себе, другим людям, в конечном счете на страхе смерти. Если смерти не будет, человечество утратит "тормоза".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Право  на смерть 

Современная танатология (учение о смерти) представляет собой  одну из "горячих" точек естественнонаучного  и гуманитарного знания. Особое внимание в последние годы привлекает эвтаназия (дословно "счастливая смерть") как новое явление в жизни общества, требующее глубокого философского размышления. 5

Сам термин появился еще со времен Ф. Бэкона, который  предложил так называть легкую смерть с целью прекращения страданий  при неизлечимых болезнях. Очевидно, что в основе этого явления лежит понятие права человека не только на жизнь, но и на смерть, что относится и к феномену самоубийства. Прежде всего, следует уточнить, что под эвтаназией понимается не просто легкая безболезненная смерть, а смерть, которая соответствует желанию самого умирающего (либо его родственников и близких, если умирающий безвозвратно потерял сознание) и происходит при содействии - активном или пассивном медика.

Решая вопрос о  законности и моральной обоснованности эвтаназии, медикам приходится решать дилемму, известную еще со времен Гиппократа: с одной стороны, врач не должен быть убийцей, даже по просьбе пациента, а с другой стороны, он должен облегчить участь страждущего. Противниками эвтаназии выдвигают такие аргументы: во-первых, это возможность ошибочной постановки диагноза о неизбежной смерти больного.

 Сюда же  можно отнести и другой, но  в чем-то сходный довод: всегда  существует вероятность того, что  будет найден новый способ  лечения и болезнь, считающаяся  неизлечимой, завтра отступит перед новейшими достижениями медицины. Человек сохраняет надежду и никто не вправе лишать его этой надежды.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, сегодня философские размышления  о жизни и смерти оказываются  необходимыми и для решения конкретных проблем, возникающих в связи с развитием биологии, медицины и здравоохранения.

Но все же, поиск и обретение смысла жизни  и деяний каждого человека носит  сугубо индивидуальный личностный характер. Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни.

Очевидно, что  эти вопросы решаются различно, в  зависимости от ведущей духовной установки той или иной цивилизации. Но вопрос о смысле человеческой жизни  имеет и другую сторону, относящуюся к реальной, природно-биологической бесконечности человечества и бессмертию его разума, а также к возможности других форм жизни и разума, других, внеземных цивилизаций в бесконечной Вселенной.

Эта чрезвычайно  интересная сторона вопроса интенсивно обсуждается в современной научной и философской литературе.

Космизация  человечества, выход его в будущем  в бесконечные просторы Вселенной  изменят во многом и наши представления  о времени, что, по-видимому, будет  связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия, приведет к осознанию космического предназначения и ответственности человека и человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЦ  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: "Феникс", 1995. 576 с.

 

  1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2/Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М.: Политиздат, 1989. 639 с.

 

  1. Волков Генрих Николаевич. У колыбели науки. М., "Молодая гвардия", 1971. 224 с., с илл.

 

  1. О человеческом в человеке / Под общ. ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат: 1991. 384 с.

 

  1. Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное.-М.: 1998.-288 с.

 

  1. "Аргументы и факты на Енисее", № 41, 2000 г. 1 2

1 Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное.-М.: 1998.-288 с.

2 Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: "Феникс", 1995. 576 с.

3 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2/Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. М.: Политиздат, 1989. 639 с.

4 Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: "Феникс", 1995. 576 с.

5 "Аргументы и факты на Енисее", № 41, 2000 г. 1 2




Информация о работе Жизнь и смерть в духовном опыте человечества