Жизнь и путь философского творчества Л. Фейербаха

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 16:03, реферат

Описание работы

Свою философию Фейербах называет философией будущего. Одну из работ он так и озаглавил: «Основные положения философии будущего» (1843). Среди его работ также: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1842), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).
Понимание сущности религии и Бога Л. Фейербахом.

Содержание

Введение. Жизнь и путь философского творчества Л. Фейербаха.

Понимание сущности религии и Бога Л. Фейербахом.
Учение о человеке. Антропологический материализм, его сущность и принципы.
Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Фейербах.doc

— 60.00 Кб (Скачать)
 
 

Содержание:

Введение. Жизнь и путь философского творчества Л. Фейербаха.

  1. Понимание сущности религии и Бога Л. Фейербахом.
  2. Учение о человеке. Антропологический материализм, его сущность и принципы.

Заключение 

Список литературы

 

Введение.

       Путь философского творчества Л. Фейербаха.

    Людвиг  Андреас Фейербах родился в 1804 году в баварском городе Ландсгуте, в семье известного правоведа Ансельма Фейербаха.

          «Благодаря  Гегелю, - считал Фейербах, - я осознал  самого себя, осознал мир», и Гегель «стал моим вторым отцом, а Берлин – моей духовной родиной». Именно под влиянием гегелевских лекций Фейербах счел своим жизненным призванием занятие философией, оставив предшествующую юношескую мечту сосредоточиться на теологии. Философские размышления Фейербаха 1824 – 1838 гг. запечатлено медленное, но неуклонное вызревание в лоне «немецкого классического идеализма», достигшего вершины в гегелизме, его натуралистического и антропологического отрицания, в чем, собственно, и выразилась имманентная диалектика развития немецкой классической философии в целом.

          При первом же знакомстве с гегелевскими лекциями Фейербах обратил внимание на наличие в них наряду со спекулятивными построениями интереса к «обыкновенным представлениям», и гегелевское рассмотрение последних особенно привлекло его, и было высоко оценено им как схватывающее суть дела. Уже в 1827 – 1828 гг. он выражал сомнения в правильности идеалистического панлогизма Гегеля. Размышляя над тем, «как мышление относится к бытию, как логика относится  к природе», Фейербах обеспокоенно спрашивал: «Обоснован ли переход от одной к другой?», и приходил к выводу, гегелевское утверждение о самоотчуждении логической идеи в природу не обоснован: поскольку абсолютная идея провозглашается Гегелем находящейся первоначально в стихии «чистого мышления», она может знать лишь о нем и ни о чем другом.

      В те же годы чувство неприязни к  теологии, стимулированная в известной  мере самой гегелевской философией, переросла у Фейербаха в несогласие с Гегелем по вопросу о соотношении  философии и религии. Сомневаясь в правомерности утверждении Гегеля о «согласии философии с религией, именно с учением христианской религии»,  Фейербах писал: «Во всяком случае, существующие религии заключают бесконечно много отвратительного и несовместимого с истиной». Он ставил вопрос и о том, «не следовало ли бы самую религию понять в более общем смысле» и иначе, чем как гегелевскую необходимую ступень духа». Сущность религиозных представлений лежит, по мнению Фейербаха, в чувстве зависимости людей от окружающего их мира. Если эта зависимость крайне высока, то она порождает ощущение бессилия, и оно-то провоцирует создание фантазий и вымыслов. Подчиняя им свою жизнь, человек осознано или бессознательно отказывается от стремления к лучшему в реальности. Потребность в изменениях заменяется покорностью и ожиданием сверхъестественного воздаяния. Человек - существо многомерное. Он не только носитель холодного рассудка, но и обладатель физического тела, ему свойственны эмоции и чувства, волевые действия и потребности. И вся эта целостность превратно отражается в религии. Страх за себя творит абсолютных богов, которые как бы служат нашему эгоизму, удовлетворяя человеческие желания.

     Человек сам создал Бога, подобного себе, и все свои свойства в крайней степени их развития перенес на него. Таким образом, основой всего является человек, познавая которого, можно постичь все, в том числе и тайны религиозной веры. Антропология предоставит возможность выделить критерий живого.

   Свою  философию Фейербах называет философией будущего. Одну из работ он так и озаглавил: «Основные положения философии будущего» (1843). Среди его работ также: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1842), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).  
Понимание сущности религии и Бога Л. Фейербахом.
 

   Человек - существо природное. Ощущая свою зависимость  от среды, он ее обожествляет, точнее очеловечивает. Постепенно от естественных видов религии происходит переход к духовным ее формам, из которых христианство - наиболее законченная, ибо включает в себя неограниченные желания и потребности личности. Так как Бог бесконечно выше мира, то богословие важнее познания. Таким образом, религия может привести только к умственному застою, она противоречит культуре.

Именно  человек выводит из чувственного мира абстрактные понятия, а не наоборот. И не случайно, что религия защищает все виды идеализма, так как они союзники и питают друг друга, трактуя природу в соответствии со своими потребностями. Идеалисты отрывают единичное от общего и возводят абстракцию на пьедестал истинного существования. Религия только обещает, а дать совет, определить путь в современном мире может одна философия. Но философия новая. Она «превращает человека, включая и природу как основу человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку».

   В истории религии всех народов  Фейербах находил свидетельства того, что «природа есть первый, изначальный объект религии», объясняя это тем, что первоначально, на заре своего осмысленного существования, люди чувствовали себя всецело зависимыми именно от природы: от земли, воды и солнца, от физических стихий, от растений и от животных.

   "Бесконечная  или божественная сущность, - пишет Фейербах в сочинении "Сущность христианства", - есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо". Так возникает трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец Бога - человек - рассматривается как творение Бога, ставится в зависимость от последнего и таким образом лишается свободы и самостоятельности. Человек непроизвольно и бессознательно превращает природное существо в существо душевное. По мнению Фейербаха в отношении самых грубых, низших форм религии, «в которых человек почитает наиболее отдаленные, не схожие с ним предметы – звезды, деревья, камни, даже клешни раков и раковины улиток», «подтверждается высказанное в «Сущности христианства» положение, что человек в религии  обращается лишь к самому себе, что его Бог есть только его собственная сущность». 

   Немецкий  мыслитель вынужден согласиться  с выводом предшествующих атеистов, что фундаментальной религиогенной  эмоцией является страх.

 

  1. Учение о человеке. Антропологический материализм, его сущность и принципы.

     Свою философию он назвал философией человека, антропологией. Что же такое человек, какова его сущность, по мнению Фейербаха? Человек — это жизнь ума и сердца, человек неотделим от всего многообразия его эмоций, переживаний. Человек — совершенное создание природы, но не осознает этого, относясь к себе с позиций искусственно сконструированных образцов: «в психологии все мы найденыши». Человек может ошибаться, однако природа человека наделила еще одним удивительным свойством — способностью к общению. Можно сомневаться в том, что вижу я. один, говорит Фейербах, но если это видят и другие, то мое знание достоверно. Человек — существо родовое, все свои способности он реализует сообща, и в этом залог его будущего величия. Человек — это страдающее, нуждающееся, познающее, чувствующее существо. Какие чувства человек обнаруживает в себе? — Способность ощущать, любовь к жизни, эгоизм, стремление к счастью, интерес, потребность в общении.

     На  первый взгляд, Фейербах идет по пути, проложенному просветителями. Человек, говорит он, стремится к приятному и полезному для себя, хочет удовлетворения своих потребностей, то есть счастья. Вещи, к которым мы так стремимся, мы и называем добром; злом мы называем то, что препятствует человеческому счастью. Эгоизм естествен. Однако, говорит

Фейербах, у человека есть еще одна «природная»  потребность— это потребность в общении, в любви, любящий человек не может быть счастлив в одиночку. Любовь есть отношение к человеку как к высшей ценности, любовь сама себе довлеет, это не любовь-эгоизм, это любовь ради любви. Отсутствие внешней необходимости в любовном отношении делает это чувство свободным, человек уподобляется Богу: «Человек человеку бог — таково высшее практическое основоначало, таков и поворотный пункт всемирной истории». Человек обязан любить в себе и в другом Человека Бога. Несовпадение идеала — образа родового Человека — с его реальными возможностями порождает зло: наши пороки — неудавшиеся добродетели. В естественных обстоятельствах стремление к идеалу приобретает уродливые формы.

    Философия Фейербаха обычно классифицируют как «антропологический материализм» (от греч. «антропос» - человек, «логос» - слово, понятие, учение). Немецкий мыслитель считает, что не «мыслящее Я», не «абсолютная идея», а природа есть объективно обоснованное подлинное начало философии. Он не отвергает принципа тождества бытия и мышления, но в отличие от Гегеля – понимает его материалистически, усматривая в гегелевской трактовке данного принципа только тождество мышления с самим собой.

    Согласно Фейербаху, единство бытия и мышление истинно и имеет смысл только тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется Человек, а несверчеловеческое Я.

    По  мнению Фейербаха, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек – не творение бога, а часть – и притом наиболее совершенная – вечной природы. Материализм Фейербаха не случайно характеризуется как антропологический. Он существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. В центре внимания Фейербаха – не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого «Я»; духовное начало в человеке не может быть отдельно от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него – не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.

          Согласно  Марксу, человек является историческим и социальным существом, а потому его сущность «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Поскольку общественная жизнь людей является по существу практической, поскольку Фейербах, отвлекающийся как раз от социально-исторического определения человека, упускает из виду именно роль практики, как в ходе исторической жизни человека, так и в процессе познания. В теории познания Фейербах выступает как сенсуалист, пологая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью.

          антропологический материализм Фейербаха возник как  реакция на идеализм, и прежде всего  на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени.  Фейербах встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в большой мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которое от последнего неотъемлемо.

    Учение  Фейербаха, несмотря на его односторонность, сыграла важную роль в формировании философских взглядов у К. Маркса и Ф. Энгельса.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Заключение. 

      Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:

• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

• попытка  объяснить Бога и религию с  материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

• материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

• большой  интерес к социально-политическим вопросам;

• убеждение  в познаваемости окружающего  мира.

     Философия Фейербаха стала водоразделом между  немецкой

классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной. 
 

 

    Список  используемой литературы:  

    История философии [Текст]: учебник. / ответ. ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. – 2-е  изд. – Ростов- на –Дону: Феникс, 2002. 

    Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия [Текст]: учебник. / В.Н. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2003.  

    Философия [Текст]: учебник. /под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проспект, 2003.  

    Философия [Текст]: учебник. /под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000.  

Информация о работе Жизнь и путь философского творчества Л. Фейербаха