Жизнь и философские взгляды Джордано Бруно

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:14, реферат

Описание работы

Джордано Бруно (1548—1600 гг.) родился в местечке Нола недалеко от Неаполя. Позднее, по месту рождения, он сам называл себя Ноланцем. Бруно происходил из семьи мелкого дворянина, но уже в ранние годы увлекся науками, теологией и еще юношей стал монахом доминиканского монастыря. Впрочем, исключительно богословское образование, которое Бруно мог получить в монастыре, вскоре перестало удовлетворять его поискам истины. Ноланец увлекся идеями гуманизма, стал изучать философию, как древнюю, прежде всего античную, так и современную.

Работа содержит 1 файл

Джордано Бруно.docx

— 22.77 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

“Белорусский  государственный  университет транспорта"

Кафедра Философии, истории  и политологии 
 
 
 
 
 
 

                                                          Доклад

по  философии:

«Жизнь и философские взгляды Джордано Бруно» 
 
 
 
 
 

Выполнила: Проверил:
студентка группы ГК-22 преподаватель
Квасова Д.С. Елопов А.П.
 
 
 

Гомель 2010 г.

     Джордано  Бруно 

     Джордано  Бруно (1548—1600 гг.) родился в местечке Нола недалеко от Неаполя. Позднее, по месту рождения, он сам называл  себя Ноланцем. Бруно происходил из семьи мелкого дворянина, но уже  в ранние годы увлекся науками, теологией  и еще юношей стал монахом доминиканского монастыря. Впрочем, исключительно  богословское образование, которое  Бруно мог получить в монастыре, вскоре перестало удовлетворять  его поискам истины. Ноланец увлекся  идеями гуманизма, стал изучать философию, как древнюю, прежде всего античную, так и современную. Уже в юные годы четкое выражение приобрела  одна характерная черта Джордано Бруно — обладая бескомпромиссным характером, он с юных лет и до конца жизни жестко и бестрепетно  отстаивал свои взгляды, не боялся вступать в споры и диспуты. В этой бескомпромиссности нашел выражение тезис о "героическом  энтузиазме", которое Бруно выдвигал как главное качество истинного  ученого — в борьбе за истину нельзя испытывать страха даже перед  смертью. Но для самого Бруно героическая  борьба за истину всю жизнь служила  источником его бесконечных конфликтов с окружающими.

     Один  из таких конфликтов, случившийся  у молодого монаха с начальством  монастыря, привел к тому, что Бруно  пришлось бежать из обители. В течение  нескольких лет он скитался по городам  Италии и Франции. Лекции, которые  Бруно посещал в университетах  Тулузы и Парижа, тоже нередко заканчивались  жаркими спорами Ноланца с  профессорами и студентами. Более  всего итальянского мыслителя возмущала  приверженность преподавателей университетов  схоластике, которая, как он считал, уже давно изжила себя. Конфликты  с ученым сообществом продолжались и в Англии, где Бруно посещал  Оксфордский университет.

     В эти же годы Джордано Бруно плодотворно  работает над собственными сочинениями. В 1584—1585 гг. в Лондоне были опубликованы шесть его диалогов на итальянском  языке, в которых он изложил системы  своего мировоззрения. Именно в этих сочинениях впервые прозвучали идеи множественности миров, отрицающие традиционное представление о Земле, как центре Вселенной. Эти идеи вызвали  резкое неприятие у Римско-католической Церкви, как еретические, преступающие церковные догматы.

       В 1591 году Бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно. 27 февраля 1593 года Бруно был перевезён в Рим. В Римских тюрьмах он провёл шесть лет, не соглашаясь признать свои научные и религиозные убеждения ошибкой. 9 февраля инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был лишён священнического сана и отлучён от церкви. Его передали на суд губернатора Рима, поручая подвергнуть его «самому милосердному наказанию и без пролития крови», что означало требование сжечь живым. В ответ на приговор Бруно заявил судьям: «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», и несколько раз повторил:«Сжечь — не значит опровергнуть!» По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов (итал. Campo dei Fiori). Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай.

     В 1603 г. все произведения Бруно были зачислены в Индекс запрещенных  книг, а его имя запретили даже упоминать. Лишь в конце XIX столетия вновь заговорили о бесстрашном  философе. 9 июня 1889 г. в Риме на месте  казни торжественно открылся памятник Джордано Бруно. Начались и публикации его сочинений на разных языках, в том числе и на русском  языке.

     Перу  Джордано Бруно принадлежит большое  число произведений, причем некоторые  из них не опубликованы до сих пор  и хранятся в рукописях. В философском  отношении наиболее значимыми являются диалоги "О причинах, начале и  едином" и "О бесконечности, вселенной  и мирах".

     Философские воззрения Ноланца формировались  под влиянием многих предшествующих учений: неоплатонизма, стоицизма, идей Демокрита и Эпикура, Гераклита, гуманистических теорий. Заметно  воздействие концепций арабоязычных философов Аверроэса и Авиценны, а также еврейского философа Авицеброна. Большое значение для Бруно имела теория Коперника о гелиоцентрическом строении Вселенной, послужившая отправной точкой для его собственных космологических представлений. Современные исследователи подчеркивают серьезное влияние философии Николая Кузанского, особенно учения о совпадении противоположностей.

     Философским контрапунктом учения Джордано Бруно  является учение о совпадении противоположностей, почерпнутое им у Николая Кузанского. Размышляя о совпадении бесконечного и конечного, высшего и низшего, Бруно развивает учение о совпадении максимума и минимума. Используя в том числе и математические термины, он приходит к выводу, что, раз максимум и минимум совпадают, то минимум, как наименьшее, является субстанцией всех вещей, "неделимым началом". Но так как минимум — это "единственная и коренная субстанция всех вещей", то "невозможно, чтобы она имела точное определенное имя и такое название, которое обладало бы положительным, а не отрицательным значением". Поэтому сам философ подчеркивает, что следует различать три рода минимумов: в философии — это монада, в физике — атом, в геометрии — точка. Но разные наименования минимума не отменяют главного его качества: минимум, как субстанцией всех вещей, является основой всего, в том числе и максимума: "Так, субстанция вещей нисколько не изменяется, она является бессмертной, ее не рождает никакая возможность и никакая не уничтожает, не портит, не уменьшает и не увеличивает. Благодаря ей рождаются рожденные и в нее они разрешаются".

     Учение  о совпадении минимума и максимума  переносится Бруно и в теологию. Его представления о Боге можно  охарактеризовать как пантеизм: "Бог  есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего", — писал Ноланец. Развивая свои пантеистические  представления, Бруно утверждает: "Природа… есть не что иное, как Бог в  вещах". Таким образом, в теологическом  плане итальянский мыслитель  сближает Бога и природу, а в философском  — форму и материю. В результате саму материю Бруно называет не иначе  как "божественное бытие в вещах", тем началом, которое "все производит из собственного лона". 

     Учение  о совпадении противоположностей, пантеистическая  трактовка сущности Бога, и признание  всемирной одушевленности материального  бытия, приводят Джордано Бруно к  утверждению идеи абсолютного единства мира: "Вселенная едина, бесконечна, неподвижна. Едина говорю я, абсолютная возможность, едина действительность, едина форма, или душа, едина материя, или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее". Поэтому он приходит к выводу, что "все вещи находятся во вселенной  и вселенная во всех вещах; мы в  ней, она — в нас". Именно единство — это "единое вечное" в мире.

     Познание  единства мира, по убеждению Джордано Бруно, является главной целью познания вообще. "Те философы, — пишет  он, — которые нашли это единство, обрели себе в подруги мудрость". И продолжает: "Мудрость, истина, единство фактически являются одной  и той же вещью".

     Сами  способы познания и их взаимоотношения, Бруно определяет также, как и  Николай Кузанский: чувственное  познание (sensus) служит основой рассудочного познания (ratio), которое, с вою очередь, является фундаментом разумного  или интеллектуального познания (intellectus). Правда, Бруно придает гораздо  меньшее значение чувственному познанию, зато он верил в бесконечные возможности  разума.

     Космологические представления Джордано Бруно также  определялись его учением о единстве вселенной. Используя мысль Николая  Кузанского о том, что центр универсума находится повсюду, а окружности у него в сущности нет нигде, Бруно  не только дополняет теорию Коперника, но и развивает ее, утверждая в  духе Демокрита идею множественности  миров. Иначе говоря, Солнце не может  быть центром вселенной, ибо центр  находится повсюду. И границ вселенной  не существует. Следовательно, не только наша Земля является одной из планет Солнечной системы, но и само Солнце — это лишь одна из бесчисленных звезд. Следуя этой логике, Бруно пришел к выводу, что и у других звезд, также как и Солнца, должны существовать планетные системы. 

     Более того, множество миров, существующих во вселенной, являются столь же одушевленными, поскольку одушевленным является и  наш мир. Таким образом, Бруно  приходит к убеждению, что миры вселенной  не просто одушевлены, но и населены, ибо необходимы носители Души Мира. При этом итальянский мыслитель  предполагал существование разных форм жизни, чувственной и разумной, отличной от тех, которые существуют на Земле.

     Учение  Джордано Бруно стало логическим завершением развития всей гуманистической  мысли Западной Европы XIV—XVI вв. доведя до абсолюта философский потенциал, заложенный в гуманизме. В дальнейшем западноевропейская философия стала  развиваться по пути углубленного познания естественных причин существования  мира.

        

Контрольные вопросы:

  1. К какой эпохе относится Джордано Бруно?
  2. Как происходил процесс инквизиции Бруно?
  3. Кто оказал влияние на философские воззрения Бруно?
  4. Каковы космологические представления Бруно?
  5. Каковы представления Бруно о Боге?
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Литература:

  1. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000.
  2. Философско-религиозные истоки науки. Отв. редактор П. П. Гайденко. М.: Мартис, 1997
  3. Книга 100 великих казней: Джордано Бруно. (стр.171 — 176) Москва, издательство «ВЕЧЕ» 2000 г.

Информация о работе Жизнь и философские взгляды Джордано Бруно