Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 21:14, реферат
Джордано Бруно (1548—1600 гг.) родился в местечке Нола недалеко от Неаполя. Позднее, по месту рождения, он сам называл себя Ноланцем. Бруно происходил из семьи мелкого дворянина, но уже в ранние годы увлекся науками, теологией и еще юношей стал монахом доминиканского монастыря. Впрочем, исключительно богословское образование, которое Бруно мог получить в монастыре, вскоре перестало удовлетворять его поискам истины. Ноланец увлекся идеями гуманизма, стал изучать философию, как древнюю, прежде всего античную, так и современную.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
“Белорусский государственный университет транспорта"
Кафедра
Философии, истории
и политологии
по философии:
«Жизнь
и философские взгляды Джордано Бруно»
Выполнила: | Проверил: |
студентка группы ГК-22 | преподаватель |
Квасова Д.С. | Елопов А.П. |
Гомель 2010 г.
Джордано
Бруно
Джордано
Бруно (1548—1600 гг.) родился в местечке
Нола недалеко от Неаполя. Позднее, по
месту рождения, он сам называл
себя Ноланцем. Бруно происходил из
семьи мелкого дворянина, но уже
в ранние годы увлекся науками, теологией
и еще юношей стал монахом доминиканского
монастыря. Впрочем, исключительно
богословское образование, которое
Бруно мог получить в монастыре,
вскоре перестало удовлетворять
его поискам истины. Ноланец увлекся
идеями гуманизма, стал изучать философию,
как древнюю, прежде всего античную,
так и современную. Уже в юные
годы четкое выражение приобрела
одна характерная черта Джордано
Бруно — обладая
Один из таких конфликтов, случившийся у молодого монаха с начальством монастыря, привел к тому, что Бруно пришлось бежать из обители. В течение нескольких лет он скитался по городам Италии и Франции. Лекции, которые Бруно посещал в университетах Тулузы и Парижа, тоже нередко заканчивались жаркими спорами Ноланца с профессорами и студентами. Более всего итальянского мыслителя возмущала приверженность преподавателей университетов схоластике, которая, как он считал, уже давно изжила себя. Конфликты с ученым сообществом продолжались и в Англии, где Бруно посещал Оксфордский университет.
В
эти же годы Джордано Бруно плодотворно
работает над собственными сочинениями.
В 1584—1585 гг. в Лондоне были опубликованы
шесть его диалогов на итальянском
языке, в которых он изложил системы
своего мировоззрения. Именно в этих
сочинениях впервые прозвучали идеи
множественности миров, отрицающие
традиционное представление о Земле,
как центре Вселенной. Эти идеи вызвали
резкое неприятие у Римско-
В 1591 году Бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно. 27 февраля 1593 года Бруно был перевезён в Рим. В Римских тюрьмах он провёл шесть лет, не соглашаясь признать свои научные и религиозные убеждения ошибкой. 9 февраля инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был лишён священнического сана и отлучён от церкви. Его передали на суд губернатора Рима, поручая подвергнуть его «самому милосердному наказанию и без пролития крови», что означало требование сжечь живым. В ответ на приговор Бруно заявил судьям: «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», и несколько раз повторил:«Сжечь — не значит опровергнуть!» По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов (итал. Campo dei Fiori). Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай.
В 1603 г. все произведения Бруно были зачислены в Индекс запрещенных книг, а его имя запретили даже упоминать. Лишь в конце XIX столетия вновь заговорили о бесстрашном философе. 9 июня 1889 г. в Риме на месте казни торжественно открылся памятник Джордано Бруно. Начались и публикации его сочинений на разных языках, в том числе и на русском языке.
Перу Джордано Бруно принадлежит большое число произведений, причем некоторые из них не опубликованы до сих пор и хранятся в рукописях. В философском отношении наиболее значимыми являются диалоги "О причинах, начале и едином" и "О бесконечности, вселенной и мирах".
Философские
воззрения Ноланца
Философским контрапунктом учения Джордано Бруно является учение о совпадении противоположностей, почерпнутое им у Николая Кузанского. Размышляя о совпадении бесконечного и конечного, высшего и низшего, Бруно развивает учение о совпадении максимума и минимума. Используя в том числе и математические термины, он приходит к выводу, что, раз максимум и минимум совпадают, то минимум, как наименьшее, является субстанцией всех вещей, "неделимым началом". Но так как минимум — это "единственная и коренная субстанция всех вещей", то "невозможно, чтобы она имела точное определенное имя и такое название, которое обладало бы положительным, а не отрицательным значением". Поэтому сам философ подчеркивает, что следует различать три рода минимумов: в философии — это монада, в физике — атом, в геометрии — точка. Но разные наименования минимума не отменяют главного его качества: минимум, как субстанцией всех вещей, является основой всего, в том числе и максимума: "Так, субстанция вещей нисколько не изменяется, она является бессмертной, ее не рождает никакая возможность и никакая не уничтожает, не портит, не уменьшает и не увеличивает. Благодаря ей рождаются рожденные и в нее они разрешаются".
Учение
о совпадении минимума и максимума
переносится Бруно и в
Учение о совпадении противоположностей, пантеистическая трактовка сущности Бога, и признание всемирной одушевленности материального бытия, приводят Джордано Бруно к утверждению идеи абсолютного единства мира: "Вселенная едина, бесконечна, неподвижна. Едина говорю я, абсолютная возможность, едина действительность, едина форма, или душа, едина материя, или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее". Поэтому он приходит к выводу, что "все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах; мы в ней, она — в нас". Именно единство — это "единое вечное" в мире.
Познание единства мира, по убеждению Джордано Бруно, является главной целью познания вообще. "Те философы, — пишет он, — которые нашли это единство, обрели себе в подруги мудрость". И продолжает: "Мудрость, истина, единство фактически являются одной и той же вещью".
Сами
способы познания и их взаимоотношения,
Бруно определяет также, как и
Николай Кузанский: чувственное
познание (sensus) служит основой рассудочного
познания (ratio), которое, с вою очередь,
является фундаментом разумного
или интеллектуального познания
(intellectus). Правда, Бруно придает гораздо
меньшее значение чувственному познанию,
зато он верил в бесконечные
Космологические представления Джордано Бруно также определялись его учением о единстве вселенной. Используя мысль Николая Кузанского о том, что центр универсума находится повсюду, а окружности у него в сущности нет нигде, Бруно не только дополняет теорию Коперника, но и развивает ее, утверждая в духе Демокрита идею множественности миров. Иначе говоря, Солнце не может быть центром вселенной, ибо центр находится повсюду. И границ вселенной не существует. Следовательно, не только наша Земля является одной из планет Солнечной системы, но и само Солнце — это лишь одна из бесчисленных звезд. Следуя этой логике, Бруно пришел к выводу, что и у других звезд, также как и Солнца, должны существовать планетные системы.
Более
того, множество миров, существующих
во вселенной, являются столь же одушевленными,
поскольку одушевленным является и
наш мир. Таким образом, Бруно
приходит к убеждению, что миры вселенной
не просто одушевлены, но и населены,
ибо необходимы носители Души Мира.
При этом итальянский мыслитель
предполагал существование
Учение Джордано Бруно стало логическим завершением развития всей гуманистической мысли Западной Европы XIV—XVI вв. доведя до абсолюта философский потенциал, заложенный в гуманизме. В дальнейшем западноевропейская философия стала развиваться по пути углубленного познания естественных причин существования мира.
Контрольные вопросы:
Литература:
Информация о работе Жизнь и философские взгляды Джордано Бруно