Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:38, реферат
Позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические (основанный на опыте, фактах) исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посред
Зарубежная философия XX века: позитивизм и постпозитивизм.
Позитивизм - философское учение и
направление в методологии
Постпозитивизм - общее название для нескольких
школ философии науки, объединённых критическим
отношением к эпистемологическим учениям,
которые были развиты в рамках неопозитивизма
и обосновывали получение объективного
знания из опыта. К постпозитивизму близки
работы школы неорационализма, в особенности
Г. Башляра и М. Фуко. Исторически первым
учением, положившим начало постпозитивизму,
был критический рационализм Карла Поппера.
Выступая против неопозитивизма Венского
кружка, Поппер подверг критике принцип
индукции, указав, что никакое теоретическое
знание из опыта не выводится. Поскольку
кроме опыта, иных источников знания нет,
надежное теоретическое знание невозможно.
Это утверждение получило название принципа
фаллибилизма. В основе теории лежит догадка,
подкрепленная эмпирическими фактами.
Теория должна быть способна предсказывать
новые факты, которые в ходе проверки могут
не подтвердиться (принцип фальсификационизма).
Рано или поздно любая теория оказывается
опровергнутой, а на смену ей приходит
новая теория, более богатая содержанием
(эволюция знания). Поппер обратил внимание,
что эмпирический базис науки - это в значительной
мере продукт рациональной конвенции,
а термины языка науки всегда теоретически
нагружены. Вторая основная линия постпозитивизма
восходит к историческим исследованиям
Т. Куна, которые привели к появлению понятий
«научная парадигма» и «научная революция».
Научное исследование строится в соответствии
с преобладающей системой взглядов на
объект исследования и на саму научную
деятельность. Эта система взглядов приводит
к господству в каждую эпоху некоторой
парадигмы, которая, в свою очередь, в период
революции заменяется другой парадигмой,
причем выбор парадигмы диктуется не неким
«прогрессом знания», а зачастую психологическими
и иными вненаучными факторами. Из теории
Куна следует отрицание кумулятивного
роста научного знания (поскольку парадигмы
несоизмеримы), а также то, что к настоящему
своему положению наука пришла в значительной
степени случайно, и оно могло бы быть
существенно другим, если бы история сложилась
иначе. Продолжая линию Куна, П. Фейерабенд
приходит к выводу, что наука ни по своим
методам, ни по объектам исследования,
ни по целям принципиально не отличается
от мифа и политической демагогии и представляет
собой, по существу, один из инструментов
власти. Эту линию постпозитивизма можно
условно назвать иррационалистической.
Она акцентировала интерес на том влиянии,
которое оказывают на науку вненаучные
факторы. Идеологический пафос этой линии
находится в одной струе с учениями эпохи
«подозрения» (то есть учением Маркса
о том, что надстройка определяется экономическим
базисом, учением Ницше о том, что мораль
определяется ресентиментом, учением
Фрейда о том, что сознательное определяется
бессознательным). «Мягкие» версии иррационалистической
линии ограничиваются изучением этих
факторов (таково, например, учение М. Полани
о неявном знании), «жесткие» же версии
постулируют прямую зависимость науки
от них. Перенеся акцент с развития логики
науки на изучение ее истории, постпозитивизм
способствовал масштабным исследованиям
социальных и культурных аспектов науки.