Закон перехода качественных изменений в количественные

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Еще в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незаметны¬ми изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут при¬водить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек ста¬новится лысым.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 47.54 Кб (Скачать)

Введение

Еще в  древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незаметными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. Причем граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она прочерчивается резко.

Такого  рода жизненных, практических, а затем  и научных примерок можно привести великое множество. По крупицам накапливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность, мудрость. Незаметно подкрадывается к человеку старость. Коварна граница перехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или наркотика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие вредные воздействия производства на окружающую среду. Начинаясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая, достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или охлаждение тел до определенной температуры меняет их агрегатные состояния.

Гегель  увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона перехода количественных изменений в качественные. В марксистской философии этот закон получил научно-материалистическое осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений в природе и обществе. В природе и обществе все находится в постоянном движении, изменении. В каких же формах происходит это изменение? Ответ на этот вопрос дает один из основных законов диалектики, закон перехода количественных изменений в коренные, качественные. Но прежде чем рассмотреть существо закона, необходимо понять сущность таких категорий, как качество, количество, мера, иначе сущность закона будет трудно уловить. 
 
 
 
 
 
 
 

Качество и свойства

Мир многообразен. Он предстает перед человеком  не скоплением одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и потому имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.

Свойства  бывают существенные и несущественные. Скажем, с деловой точки зрения существенны не цвет глаз, рост человека, стиль его одежды; важно, какой  он специалист, высок или низок  уровень ого профессионализма. Предметы, по тем или иным причинам утратившие существенные свойства, не просто переходят в новое состояние, но становятся другими предметами. Например, потерпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается в металлолом.

Различают также специфические и неспецифические  свойства. Определенное значение атомного веса специфично для данного химического элемента, вес же вообще общая характеристика любых материальных тел, находящихся в ноле тяготения. Специфические свойства, присущие данному явлению, характерные для него, часто называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаруживать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих такими признаками (отпечатки пальцев в ситуации преступления, характерная для данного заболевания сыпь и др.). Некоторые свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и утрачивать. Однако есть также неотъемлемые свойства. В философии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без характеристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутивным свойством является, в частности, намять. Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий облик. Различаются также актуальные и потенциальные свойства. Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые (их называют диспозиционными) носят как бы скрытый характер и развертываются, выявляются постепенно при различных взаимодействиях данного предмета с другими. Такие свойства, как электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и др..проявляются именно таким образом.

Предметы - это не механический набор или простая сумма свойств, по их взаимосвязь, единство. Вот почему познание предметов требует усилия мысли синтеза их многообразных проявлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество. А множественность различных предметов характеризуется как качественное многообразие. Свойства обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон предметов в их отношениях с другими пред метами.

Каждый  предмет многогранен. Он может поворачиваться к другим предметам и к людям  разными сторонами, входить в  par личные связи с другими предметами, по-разному использоваться в человеческой практике. Напомним ленинский пример со ста капом. Стакан сосуд для питья, вместе с тем он может использоваться и для других целей: геометром - как образец цилиндра, зоологом - как' емкость дли заспиртованного насекомого. В домашнем хозяйстве, мы знаем, стакан часто используется как мера для пищевых продуктов и т. д. Так обстоит дело и с другими предметами. Их можно рассматривать с разных точек зрения, в разных аспектах. Умение видеть в предметах разные аспекты, не теряя при этом представления об их единстве, требует навыка. Диалектика приучает к гибкому, многогранному, разностороннему подходу к одним и тем же явлениям.

Сходства  и различия свойств определяют существование  качественно однотипных и разнотипных групп предметов, явлений, процессов. Под качеством понимают целостную, интегральную характеристику предмета (единства его свойств)в системе его связей и отношений с другими предметами

При размышлении  о качестве и свойствах предметов  возникает философский вопрос: носят ли они объективный характер или же зависят от точки зрения, практических целей, особенностей восприятия человека. Этот вопрос (один из многочисленных вариантов основного вопроса философии) встал перед философами давно. Вспомните характерный для XVII - XVIII веков спор о «первичных »  (плотность, протяженность, движение, вес) и «вторичных» (звук, цвет, вкус, запах) «качествах» вещей. Мыслители того времени были склонны относить к объективным лишь первую группу свойств, вторые же рассматривались как субъективные, возникающие в результате воздействия предметов на человеческие органы чувств. Это соответствовало механистическому взгляду на материю как совокупность протяженных тел, частиц, движущихся в пространстве и в разных сочетаниях — по законам притяжения и отталкивания образующих всевозможные вещественные предметы.

Дальнейшие  размышления о реальности или  иллюзорности качественного многообразия мира привели к выводу, что и  «первичные» качества воспринимаются людьми посредством органов чувств (с добавлением к ним все более совершенных приборов). И в этом смысле тяжесть, скорость перемещения, шероховатость или гладкость поверхности и все другие свойства, учитываемые в механике, в случае их чувственного восприятия людьми не менее субъективны, чем восприятие звуков, цветов и других «вторичных» свойств. Иначе говоря, люди телесно (а не только мысленно, духовно) включены в сложные взаимодействия предметов, участвуют в них. Они имеют возможность судить о свойствах, качествах вещей по тому, как они представлены в их опыте. Кант называл это «явлениями» — в отличие от характеристик «вещей самих по себе». Приходится признать, что все свойства вещей познаются нами в форме «субъективных образов объективного мира». Но человеческий опыт заключает в себе реальные возможности нарастания объективных знаний о мире, о различных свойствах и качественном многообразии предметов. Такая возможность обеспечивается многократными контактами с предметами, притом каждый раз в иных условиях, на другой основе. Делу помогают также различные процедуры перекрестных практических проверок получаемых знаний, их историческое накопление, суммирование усилий множества людей.

Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших и малых групп предметов. Оно помогает уяснению качественных границ между природой и обществом, живой и неживой природой, твердыми телами, жидкостями и газами, растительным и животным миром и т. д. Установление качественных границ лежит в основе классификаций минералов, растений, животных, технических устройств, профессий, наций и народностей. Вместе с тем качественное многообразие мира не является застывшим, раз навсегда данным. Оно весьма подвижно. Чем же определяются качественные характеристики предметов, явлений, процессов? Для ответа на этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противоположным ему понятием количества. 

Качество  и количество

Качество- такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. При утрате качественной определенности предмет перестает быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов. Например, расплавленная руда превращается в шлаки и металл; подросток, взрослея, становится юношей, юноша - мужчиной, мужчина со временем делается стариком; поселок, разрастаясь, может стать городом и т. д.

Категория качества была впервые проанализирована Аристотелем, обосновавшим качественный подход к физическому миру (квалитативизм). Представителей средневековой схоластики занимала проблема «скрытых качеств», ссылками на которые объяснялись различные свойства предметов, веществ (лекарство лечит, так как в нем заключена способность лечить, и т. п.). Философы-материалисты XVII -XVIII веков касались данной проблемы в связи с размышлениями о «первичных» и «вторичных» качествах. Однако на протяжении веков складывался и иной, количественный, подход к миру, при котором стиралось его качественное многообразие. Открытие количественных черт бытия имело очень важное значение. Большое внимание этой стороне дела уделили пифагорейцы, разработавшие учение о числах как выражении сути бытия.

Количество характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Обобщая мысли пифагорейцев и других своих  предшественников, Аристотель пояснял:«.Количеством называется то, что делимо на составные части, каждая из которых, будет ли их две или больше, есть по природе что-то одно и определенное нечто. Всякое  количество есть множество, если оно исчислимо, а величина - если измеримо». При всей непривычности этого философского  размышления (его отделяют от нас почти 2.5 тысячи лет) все же понять его суть нетрудно: к количественным причислены здесь те характеристики вещей, что доступны измерению и математическому выражению.

Оценка  количественных характеристик реальных «вещей» начинается с выявления в них общих свойств, присущих как однородным, так и качественно различным по своей природе' «вещам». Такими свойствами, но которым можно сравнивать разнородные предметы, могут быть линейные размеры, скорости движения, масса, температура тел. Для человеческих организмов речь может идти о весе, росте, объеме легких, показателях давления крови и т. д. Лишь вы деление такого рода общих свойств позволяет определить количественные характеристики вещей. «...Различные вещи становятся количественно сравнимыми лишь после того, как они сведены к одному и тому же единству, — пояснял Маркс.— Только как выражения одного и того же единства они являются одноименными, а следовательно, соизмеримыми величинами» '. Невозможность обобщения в единой количественной характеристике качественно совершенно разнородных предметов и явлений передает известная шутка Л. П. Чехова: «Шел дождь и два студента» .

Рассмотрение  различных предметов с количественной точки зрения на основе некоторого общего свойства как бы стирает их качественные различия. Так, качественно различные товары — хлеб, одежда, автомобили — «уравниваются» при их погрузке, разгрузке, транспортировке на основе того, что все они имеют вес и габариты. Аналогично «уравнивает» людей с различием судеб, черт характера, профессий и т.д. Лифт, «учитывает» только их вес. Многообразие видов продукции стерто в суммарном количественном (денежном) выражении их стоимости.

«Уравнивание» качественных различий предметов, приведение их к некоторому единству делает возможным измерение. Процедура измерения той или иной величины предполагает установление соответствующей единицы измерения. Например, метр — единица длины, килограмм - единица массы. Измерить нечто — значит установить количество укладывающихся в нем единиц. Количественные характеристики предметов, явлений, процессов широко применяются в общественной практике: при планировании и финансировании производства, строительства, социального развития, при составлении расписаний движения транспорта, при переписи населения и т. д.

Количественный подход, основанный на нем математический аппарат играют важную роль в современной науке. Имея в виду естествознание и технические науки, Д. И. Менделеев отмечал, что паука начинается там, где начинается измерение. Экспериментальное, математическое естествознание, все точные науки нового времени родились на базе применения количественных методов. Процесс математизации, все более глубокого проникновения математики в разнообразные разделы научного знания и техники особенно усилился во второй половине XX века, с развитием современной технической базы информатики - мощных, быстродействующих электронно-вычислительных машин.

Информация о работе Закон перехода качественных изменений в количественные