Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:31, доклад
Представление о противоречивости развития всего сущего возникло еще в давность (в VI ст. к нашей эре). Фалес Милетский считал, например, что окружающий мир состоит из разных начал: подвижного и недвижимого, холодного и теплого, мокрого и сухого, светлого и темного, видимого и невидимого, земного и небесного, конечного и бесконечного. Гераклит, в отличие от Фалеса, считал, что противоречивые начала присущие самым вещам.
Относительно внешняя
сторона Е. и б. п. состоит в
том, что существуют вне друг друга
полюсы или крайности, такие, как
левое и правое, хорошее и дурное,
плюс и минус, северный и южный
полюсы и т. п. Эти полюсы в равной
мере взаимно предполагают друг друга
(нераздельны, находятся в корреляции)
и исключают один другой (вытесняют,
отталкивают, несовместимы). Рассудочное
мышление, в силу своей ограниченности
(см. Рассудок) познаёт только эту, внешнюю
сторону Е. и б. п. Оно видит в отношениях
между противоположностями только взаимодействие
логически равных крайностей. На основе
этого представления полюсы истолковываются
метафизическими концепциями дуалистически
- как вечные мировые абсолюты ("свет"
и "тьма", абсолютно-положительное
и абсолютно-отрицательное). Диалектика
же, напротив, вовсе не останавливается
на признании того, что противоположности
проявляются как полюсы. Она усматривает
за их взаимодействием неравноправное
отношение противоположностей, возникающих
одна из другой, их переход друг в друга,
взаимопроникновение, доходящее до тождества,
их противоречия (см. Противоречие) и разрешение
через борьбу. "Диалектика есть учение
о том,... как бывают... тождественными противоположности..."
(Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29,
с. 98). С точки зрения разумного диалектического
мышления (см. Разум) действительных противоположностей
не бывает вне единства и тождества, вне
взаимопроникновения и борьбы. Точно так
же не бывает действительного конкретного
единства без специфических противоположностей
(например, нового и старого, традиционного
и творческого и т. п.).
Выражение "борьба
противоположностей" содержит следующий
смысл: 1) всякая органическая система
заключает в себе внутреннее противоречие;
2) это противоречие непрерывно разрешается
и воспроизводится; 3) оно осложняется
тем, что каждая из обладающих относительной
самостоятельностью внешних противоположностей
сама противоречива; 4) только через
полное разрешение таких противоречий
целого возможно прогрессивное преодоление
его и переход к высшей форме.
В обществе развитие
совершается как Е. и б. п., присущих
процессу, в котором люди (классы и т. п.)
делают свою историю. Прогресс материальной
и духовной культуры происходит через
порождение противоречащих друг другу
тенденций, способов деятельности, всё
более многообразных способностей, форм
общения, теорий, ценностей и т. п. "Сосуществование
двух взаимно-противоречивых сторон, их
борьба и их слияние в новую категорию
составляют сущность диалектического
движения" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 136, ср. с. 146). Однако
в условиях классовых формаций созидательная
диалектика процесса человеческой деятельности
скована и изуродована классовым антагонизмом.
Капитализм, последняя
антагонистическая формация, порождает
и формирует рабочий класс, призванный
исторически в конечном счёте преодолеть
мир антагонизмов. Поднимаясь в своём
развитии и образовании, рабочий класс
всё больше становится творчески-революционной
силой, выступающей против всех форм социального
гнёта. Он становится способным также
"... сбросить с себя всю старую мерзость..."
и создать коммунистическое общество
(Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 70).
Марксистское понимание
Е. и б. п. противоречит попыткам абсолютизировать
антагонизмы или истолковать их как некое
фатальное разрушительное начало в истории.
Антагонизм есть лишь ограниченная, преходящая
форма отношений между противоположностями.
Ложная апология антагонизмов приводит
к концепции противоположностей без единства,
без общности происхождения.
Закон Е. и б. п. не совместим
ни с субъективизмом, подменяющим конкретные
решения проблем предвзятыми абстрактными
разграничениями, ни с объективизмом,
не проникающим в противоречивость объективных
процессов. Борцы за коммунизм видят в
Е. и б. п. Философский принцип коммунистического
идеала и метод его реализации в истории.
Информация о работе Закон единства и борьбы противоположностей