З. Фрейд. Тотем и Табу

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

“ТОТЕМ И ТАБУ” (Totem und Tabu) — одна из основных работ 3. Фрейда, опубликованная в 1913 году , посвященная прояснению позиций психоанализа в области социальных наук. Книга имеет подзаголовок “О соответствиях в душевной жизни дикарей и невротиков” (в русском переводе менее точно: “Психология первобытной культуры и религии”).

Работа содержит 1 файл

философия реферат тотем и табу.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

З. Фрейд  «Тотем и табу»                                                                       

  


 

 

 

 

 

“Тотем и  табу”   Зигмунд Фрейд

decembrie 12

2012

“Холодной зимой дикообразы тесняться друг к другу,чтобы  защититься от замерзания. Однако вскоре чувствуют уколы,заставляющие их отдалиться друг от друга.Когда же потребность  в теплоте приближает их друг к другу,повторяется та же беда,так что они мечутся между двумя этими невзгодами…”

Согласно знаменитому  сравнению Шопенгауэра относительно дикообразов, ни один человек не переносит  слишком интимной близости другого.




 

 

 

 

 

 

 

Зигмунд Фрейд “Тотем и  табу”


 

 

                       1.Анализ избранного произведения

 

“ТОТЕМ И ТАБУ” (Totem und Tabu) — одна из основных работ 3. Фрейда, опубликованная в 1913 году , посвященная прояснению позиций психоанализа в области социальных наук. Книга имеет подзаголовок “О соответствиях в душевной жизни дикарей и невротиков” (в русском переводе менее точно: “Психология первобытной культуры и религии”).

    

Одной из главных задач З. Фрейд  видел во внедрении своего метода для изучения психологии первобытных народов, он считал, чтоэтнографам ( этнологам) это даст новый инструмент, а психоаналитики смогут получить ценный этнографический материал .

Отправной точкой ученый называет доклад К. Г. Юнга:

У всякого принимающего участие  в развитии психоаналитического  исследования остался достопамятным  момент, когда К. Г. Юнг на частном научном съезде сообщил через одного из своих учеников, что фантазии некоторых душевнобольных (Dementia praecox — раннее слабоумие) удивительным образом совпадают с мифологическими космогониями древних народов, о которых необразованные больные не могли иметь никакого научного представления.

Таким образом, З. Фрейд делает вывод, что «душевнобольной и невротик сближаются с первобытным человеком, с человеком отдаленного доисторического времени, и если психоанализ исходит из верных предположений, то должна открыться возможность свести то, что у них общего, к типу инфантильной душевной личности».

 Основным этнографическим материалом  в работе служат труды Дж. Фрэзера и В. Вунда.

Четыре эссе, составившие эту  книгу, были первоначально опубликованы в издаваемом Фрейдом журнале “Imago”:

1 Боязнь инцеста

2 Табу и амбивалентность чувств

3 Анимизм, магия и всемогущество  мысли

4 Инфантильное возвращение тотема

 

 

 

 2.Каковы особенности культурной ситуации времени в данном философском произведении

 

 

 Задаваясь вопросом о том, что и почему ограничивает человека в проявлении его врожденных биологических инстинктов, Фрейд обращается к истокам культуры, к возникновению религиозных верований. Обнаруженные закономерности влияния внешней среды на мышление, поведение, деятельность человека позволили Фрейду дать свою трактовку таким важнейшим вопросам как генезис и предназначение культуры, соотношение природных и  культурных начал  в  структуре личности, истоки нравственности и т.д.

Фрейд изучал жизнь племен патриархального уровня развития, еще сохранившихся в Азии, Австралии Африке и Америке. Понятие «культура» содержит целый комплекс значений, так и не обретших законченного бесспорного определения. Очевидно лишь, что механизм культуры есть путь отвлечения от природы. Чем дальше развивается человечество, тем основательнее его отрыв от органической основы жизни. Таким образом, Фрейд рассматривал культуру в этом узком смысле как систему ограничений и запретов («культурных запретов»), которые вытесняют известные влечения человека в сферу бессознательного, упорядочивают отношения людей между собой, распределяет достигаемые материальные блага. Он видел параллелизм онтогенетического и филогенетического развития и в духовной жизни человека и предполагал, что обратившись к истокам культуры, к анализу ее архаических признаков, можно разглядеть тайну происхождения культуры.

 

 

                3.Каким образом в работе присутствует проблема бытия и “что такое мир?”

 

 

В современной научной литературе понятие бытия рассматривается  в 2-х значениях:

1)в широком смысле: Бытие - всё  существующее и совпадает с  понятиями: Универсум и Мир  в целом и включает в себя  виды бытия:

а)Материальное бытие-все многообразие предметов и явлений;

б)Идеальное бытие-т.е. мир культуры, созданный деятельностью человека;

в)Духовное бытие-внутренний мир человека;

2)в узком смысле: Бытие - первооснову  мира, его исходное основание  и конкретизируется в понятиях:Субстанция  и Материя.

 

В книге З. Фрейда проблему бытия лучше всего рассматривать  как идеальное бытие, то есть мир культуры, созданный деятельностью человека.

 

Рассматривая  племена туземцев Австралии, которые  этнографы считали самыми дикими, несчастными и жалкими, Фрейд  заметил с какой тщательной заботливостью  и мучительной строгостью они  избегают инцестуозных половых отношений. Более того, вся их социальная организация направлена на избегание инцеста или с ним как-то связана.

Вместо всех отсутствующих религиозных  и социальных установлений у австралийцев имеется система тотемизма. Австралийские племена распадаются на маленькие семьи или кланы, из которых каждая носит имя своего тотема. Что же такое тотем? Чаще – животное, идущее в пищу, безвредное или опасное, внушающее страх, реже – растение или сила природы (дождь, вода), находящиеся в определенном отношении ко всей семье. Тотем считается праотцем всей семьи, кроме того, ангелом хранителем или помощником, предрекающим будущее  и узнающим и милующим своих детей, даже если он, как правило опасен для других.

Принадлежность к тотему лежит  в основе всех социальных обязательств австралийцев; с одной стороны она выходит за границы принадлежности к одному племени и, с другой стороны, отодвигает на задний план кровное родство (тотем связывает крепче, нежели кровные или родственные узы в нашем современном понимании). Тотем не связан ни с областью, ни с месторасположением. Лица одного тотема живут раздельно и мирно уживаются с приверженцами других тотемов.

 

 

                       4.Как трактуется автором проблема счастья

 

 

На мой взгляд, очень сложно подобрать  ответ на данный вопрос, так как проблема счастья в данной книге расскрывается не совсем типично. Фрейд очень бережно ведет нас по стадиям развития племен, описывает возникновение и мотивы появления нравственности. Мне кажется, что можно рассматривать счастье в контексте именно этого положения. Возникновление запретов у различных народов говорит о том,что человечество эволюционировало не только на физическом плане,но и душевном. Это было первая ступень зарождения парного брака и соответственно начало духовного развития человека как социальной единицы, которому не чуждо пробуждение  всего спектра чувств  в том числе и счастья.

 

 

 

                          5.Ставится ли в работе социальные проблемы,теологические или проблемы познания?

 

 

По Дарвину, изначальное состояние человеческого общества — первичная орда. В орде тотемизма еще нет, как нет ни религии, ни социальной организации. Там есть вожак, жестокий ревнивый отец, владеющий всеми самками и изгоняющий подрастающих сыновей. Тотемизм здесь возникает следующим образом. “В один прекрасный день изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили т. о. конец отцовской орде... Жестокий отец был, несомненно, образцом, которому завидовал и которого боялся каждый из братьев. В акте поедания они осуществляют отождествление с ним, каждый из них усвоил себе часть его силы. Тотемистическая трапеза, может быть, первое празднество человечества, была повторением и воспоминанием этого преступного деяния, от которого многое взяло свое начало: социальные организации, нравственные ограничения ирелигия” (с. 331).

 

 

    Результатом убийства отца стало  появление нравственности. Собственно, оба табу тотемизма и есть начало нравственности. Одно из них — запрет убийства тотема — покоится на эмоциональных мотивах. Отцовский комплекс амбивалентен. С одной стороны, отец — предмет ненависти, ибо он — препятствие на пути удовлетворения стремлений к власти и сексуальных влечений. В то же время он — предмет любви и восхищения. Запрещение убивать животное-тотем — это знак сожаления и раскаяния детей.

 

Так возникли зачатки нравственности и социальной организации. Одновременно табу, защищающее жизнь тотемного  животного, представляется первой попыткой создания религии. Если тотем действительно суррогат отца, то в обращении с этим животным заложено нечто большее, чем просто сожаление и раскаяние. Это — стремление загладить вину и осуществить своего рода примирение с отцом. Тотемистическая система — это, по Фрейду, “договор с отцом”. Последний дает все, что может ребенок ожидать от отца: заботу, защиту, покровительство, а сыновья обещают взамен хранить его жизнь, т. е. не повторять того деяния, что в реальности свело в могилу настоящего отца. “При этом создались черты, определявшие впоследствии характер религии. Тотемистическая религия произошла из сознания вины сыновей, как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием. Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему, — различными — в зависимости от культурного состояния, в котором они предпринимались, и от путей, которыми шли, но все они преследовали одну и ту же цель — реакцию на великое событие, с которого началась культура и которое до сих пор не дает покоя человечеству” (с.334).    

Эти идеи были достаточно хорошо обоснованы на уровне биологических, антропологических  и исторических знаний того времени (филогенетический и онтогенетический параллелизм Э. Геккеля, гипотеза первобытной орды Ч. Дарвина, “психология народов” В. Вундта, антропологические студии Л. Моргана, Дж. Фрейзера, У. Робертсона-Смита и др.). Фрейд отмечал, что его гипотеза не дает полного и исчерпывающего объяснения религии, морали, социальной организации

 

 

 

 

 

 

 

                    6.Как автор интерпретирует позицию человека в мире?

 

 

 

  Позицию человека в мире  Фрейд наиболее ясно расскрывает  в третье части книги (“Анимизм, магия и всемогущество мысли”) своей книги. Она представляет собой проведенную  аналогию между основными этапами духовного развития человечества и этапами развития индивидуальной душевной жизни, т. е., по Фрейду, либидонозного развития. Этапы духовного развития человечества — это анимизм, религия и наука. Именно для периода анимизма больше всего характерна магия, определяемая Фрейдом как “всемогущество мысли”, т. е. вера в способность мысли производить изменения во внешнем мире. “В анимистической стадии человек сам себе приписывает это могущество, в религиозной стадии он уступил его богам, но не совсем серьезно отказался от него, потому что сохранил за собой возможность управлять богами по собственному желанию... В научном мировоззрении нет больше места для могущества человека, он сознался в своей слабости и подчинился смерти, как и другим естественным необходимостям” (там же, с. 280).

 

 

    Этапы либидонозного  развития: автоэротизм, нарциссизм, выбор объекта. “Анимистическая стадия соответствует в таком случае нарциссизму, религиозная фаза — ступени любви к объекту, характеризуемой привязанностью к родителям, а научная фаза составляет параллель тому состоянию зрелости индивида, когда он отказывается от принципа наслаждения и ищет свой объект во внешнем мире, приспособляясь к реальности” (там же, с. 282).

 

 

 

                    7.Приведите наиболее яркие мысли(цитаты афоризмы)

 

«Кто преступил табу, сам благодаря  этому стал табу. Известных опасностей, проистекающих от нарушения табу, можно избегнуть, благодаря покаянию и религиозным церемониям».

А неудача, как нам известно, гораздо  больше способствует нравственной реакции, чем удовлетворение.

Христианское причастие, однако, является по существу новым устранением отца, повторением деяния, которое нужно искупить. Мы видим, как верна фраза Frazer'а, что «христианская община впитала в себя таинство более древнего происхождения, чем само христианство».

Ни страх, ни демоны не могут в  психологии иметь значения последних причин, не поддающихся уже далее никакому разложению; было бы иначе, если бы демоны действительно существовали, но мы ведь знаем, что они сами, как и боги, являются созданием душевных сил человека; они созданы от чего-то и из чего-то.

Ибо что такое «совесть»? Как  показывает само название, совесть  составляет то, что лучше всего  известно, в некоторых языках обозначение  совести едва отличается от обозначения  сознания

Искупление посредством воздержания  за нарушение табу доказывает, что в основе соблюдения табу лежит воздержание.

Люди ошибаются, принимая ряд своих  идей за ряд явлений природы, и  отсюда воображают, что власть, которая  у них имеется или, как им кажется, у них есть над их мыслями, позволяет  им чувствовать и проявлять соответствующую власть над вещами.

«Кто преступил табу, сам благодаря  этому стал табу. Известных опасностей, проистекающих от нарушения табу, можно избегнуть, благодаря покаянию и религиозным церемониям».

А неудача, как нам известно, гораздо  больше способствует нравственной реакции, чем удовлетворение.

Христианское причастие, однако, является по существу новым устранением отца, повторением деяния, которое нужно  искупить. Мы видим, как верна фраза Frazer'а, что «христианская община впитала в себя таинство более древнего происхождения, чем само христианство».

Ни страх, ни демоны не могут в  психологии иметь значения последних  причин, не поддающихся уже далее  никакому разложению; было бы иначе, если бы демоны действительно существовали, но мы ведь знаем, что они сами, как и боги, являются созданием душевных сил человека; они созданы от чего-то и из чего-то.

Информация о работе З. Фрейд. Тотем и Табу