Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:37, реферат
В некоторых своих работах Вебер исследовал российское общество начала 20-го столетия. Здесь мы рассмотрим две первых статьи о России этого социолога, каждая их которых разрослась в целую брошюру, - «О ситуации буржуазной демократии в России» и «Переход России к мнимому конституционализму». Несмотря на то, что, в общем, они не обойдены вниманием западных исследователей, их содержание освоено еще далеко не полностью — как с точки зрения вебероведения, так и с точки зрения изучения первой русской революции и ее восприятия на Западе.
1.Введение – стр. 3
2.Краткая характеристика социальной философии
М. Вебера – стр. 4
3.Взгляды Вебера по отношению к первой русской
революции – стр. 5
4.Заключение – стр. 19
5.Список литературы - стр. 20
Ситуацию,
сложившуюся в мире, где задает
нынче тон «материальное и
вообще высококапиталистическое
Вот почему Вебер так высоко оценивает прежде всего то величайшее напряжение духа, которое продемонстрировало российское освободительное движение и которое, по его убеждению, имеет ценность уже само по себе, способствуя пробуждению от сытой дремы народов, для которых свобода стала чем-то таким же привычным, как ежедневный хлеб. «Никогда еще, — восклицает он, завершая свою вторую статью о русской революции, а тем самым и всю тему, — ... борьба за свободу не велась в таких тяжелых условиях, как российские, никогда с такой степенью готовности к мученической смерти — к чему, как мне кажется, должны испытывать глубокое сочувствие немцы, еше ощущавшие в себе остаток идеализма своих отцов».
Среди тех условий, в каких оказывается освободительная борьба народов, опоздавших на брачный пир свободы и вынужденных вести борьбу в ситуации, когда против нее уже развязана на Запада новая — «тихая» - война, которую, пользуясь современным словоупотреблением можно было бы назвать «холодной», Вебер особо выделяет те, что мешают западному наблюдателю постичь ее истинный пафос и значимость. «...Глаз наблюдателя, к тому же наблюдателя из политически и экономически „сытых" народов, — пишет Вебер, — не приучен к тому, да издалека и не в состоянии сделать это, чтобы сквозь завесу всех программ и коллективных акций разглядеть беззаветный идеализм, непреклонную энергию и метания между бурной надеждой и мучительным разочарованием борцов за свободу в России».
И он стремится, если можно так выразиться, «поставить глаз» этому наблюдателю (подобно тому, как «ставят голос» будущему певцу), обращая его внимание на самое главное, что придает истинный — и далеко не «провинциальный» и не «зпигонски»-партикулярный — смысл российской освободительной борьбе. «...Давление возрастающего богатства, связанного с привычкой мыслить „реально-политически", разрастающейся в систему (систему мышления), — развивает Вебер заключительную тему своих „хроник", — препятствует немцам в том, чтобы симпатически воспринять бурно возбужденную и нервозную сущность русского радикализма. Однако, со своей стороны, мы не должны все-таки забывать, что самое непреходящее мы дали миру в эпоху, когда сами-то были малокровным, отчужденным от мира народом, и что „сытые" народы не зацветают никаким будущим». Таковы заключительные слова второй статьи Вебера о первой русской революции, в которых вырвался наружу и собственный пафос ее немецкого летописца, изнутри высвечивающий все это его предприятие.
В заключение второй статьи, посвященной доказательству того печального для России факта, что вместо подлинного конституционализма она получила мнимый — псевдоконституционализм, Вебер, показав, что подобная метаморфоза вовсе не была случайной, и представляла следствие вполне объективных и рационально постижимых причин, в то же время делает, так сказать «контрфактически» вывод: «Но не будем заблуждаться: эта „конституционная Россия" (в отличие от мнимо-конституционной) так или иначе придет», именно благодаря конституционализму она должна будет стать для Германии «более сильным, а так как станет более чувствительной к инстинктам масс и более беспокойным соседом», чем управляемая «достойным презрения царским правительством», с каждой новой войной подвергающим страну все более «фундаментальной опасности».
Не
говоря уже о том, что это совершенно
недвусмысленное выражение
Нам
достаточно подчеркнуть здесь, насколько
актуально звучит сегодня — именно
сейчас — призыв Вебера: отправляясь от
трезвого учета тех устремлений и сил
русского освободительного движения,
которым принадлежит будущее и которые
все равно рано или поздно пробьют себе
дорогу, несмотря на нынешние победы сил,
противостоящих им как в «верхах», так
и в «низах» российского общества, уже
«теперь скорее справиться мирно-полюбовно
с хаосом вопросов, лежащих между нами,
чем взваливать их на наших внуков». Внуков,
кочорым все равно придется иметь дело
с Россией, сильной своей свободой, а не
слабой по причине ее отсутствия. Ибо поступая
иначе, то есть принимая на веру «информацию»
тех «официозных» российских газет, которые
по-прежнему продолжают выдавать слабость
России за ее силу, — в то же время используя,
кстати, и «тупоголовую вражду наших (германских)
органов прессы, «поддерживающих государство»,
к демократии в качестве средства канализации
ненависти масс (российских) вовне
— против нас», «немецкие реакционные
приверженцы „реальной политики"»
могут достичь весьма неприятных результатов.
Они могут ведь и впрямь „пробудить против
себя", а главное, против всей страны,
чувства, аналогичные тем, что перед 1870
г. вызывал Наполеон III у нас самих». Спрашивается,
так ли уж реалистична была бы подобная
«реальная политика» со своей близорукой
ставкой на антидемократические силы
в России.
Список использованной
литературы: