Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 16:49, реферат
Марксизм – система взглядов и учение Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений 19-го века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества: классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с революционными французскими учениями вообще. Цельной и последовательной системой своих взглядов Маркс заложил основу современного диалектического материализма и научного социализма, как теории и программы рабочего движения всех цивилизованных стран мира.
Введение_______________________________________________________ 3
Глава 1. Условия возникновения марксизма__________________________6
Глава 2. Развитие философии марксизма и основные труды Маркса______7
Глава 3. Основные труды Энгельса________________________________ 13
Глава 4. Историческое значение марксизма_________________________ 16
Заключение____________________________________________________ 18
Список использованной литературы_______________________________ 21
В
1867 году был опубликован первый том
“Капитала”, в котором К. Маркс
доказывал тезис про
С
Парижской Коммуны начался
Можно утверждать, что К. Маркс совместно с Ф. Энгельсом сформулировали в общих чертах политическую концепцию коммунистического радикализма, которая состояла из таких основных идей.
Первое. Они исходили из доминирования классовой борьбы в общественной жизни, в истории всех антагонистических формаций, выдвигали на первый план классовую борьбу как непосредственную движущую силу истории и, особенно, классовую борьбу между буржуазией и пролетариатом. Именно в ней, по словам Ленина В.И., лежит центр тяжести всей системы взглядов К. Маркса. Отсюда ее абсолютизация и упрощенный подход: или диктатура буржуазии, или диктатура пролетариата – кто этого не понимает, тот за словами Ленина В.И. , “ничего не понял ни в экономическом, ни в политическом учении Маркса”.
Второе.
Марксистская идея классовой борьбы была
тесно связана с идеей ведущей роли пролетариата
в этой борьбе: он выполнял роль мессии
– осуществлял революционный переворот
в обществе, ликвидировал эксплуатацию
человека человеком, остаточно уничтожал
деление на классы. “В этом и состояла
б всемирно - историческая роль пролетариата
– его историческое назначение”.
Третье. Исходя из идеи классовой борьбы, К. Маркс свел суть какого – либо государства к фактической диктатуре того или иного класса, чем отрицал свои “грехи молодых лет”, когда считал, что сутью какого – либо государственного строя была демократия. Идея диктатуры пролетариата – центральная идея марксистской концепции. Опираясь на опыт Парижской Коммуны, он утверждал, что сутью диктатуры является единство законодательной, исполнительной и судовой власти.
Четвертое. Основным условием реализации “исторической миссии” пролетариата должна стать политическая революция. Она должна разрушить, сломать старую государственную власть, а уже потом создать новое государство.
Пятое.
К. Маркс и Ф. Энгельс отработали идею пролетарской
демократии как изъявление воли большинства
народа через принуждение незначительного
меньшинства. Подчеркнув, что пролетариату
для овладения политической властью также
необходимы демократические формы, но
для него, как и все политические формы,
демократия только средство достижения
цели.
Шестое. К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что пролетариат, чтобы осуществить свою “историческую миссию” должен создать свою “особенную партию, которая … осознала б себя как классовая партия”. Потому что только с ее созданием пролетариат станет самостоятельной политической силой, пролетарское движение с ее помощью выйдет из своего детства, времени, когда он существовал только как секта. Такая партия может достигнуть успеха, найдя себе союзников среди других слоев трудящих.
Седьмое. Пролетарская партия может стать ведущей силой для пролетариата при условии проведения нею решительной и бескомпромиссной идеологической борьбы с классовыми противниками пролетариата, и беспрерывной борьбы с какими–либо отклонениями в середине партии.
Следует отметить, что марксизм действительно вырос в жестокой борьбе не только с классовым противником, но и с “коллегами” по классу, в рядах самого пролетариата. Возможно, одной из наиболее негативных черт характера самих основателей коммунистического радикализма является их всеобщий критицизм и отрицание всего существующего. Это было свойственно К. Марксу, что определил еще Ф. Меринг. Как утверждает Г. Норт : “… может, и действительно Маркса уничтожило беспощадное критическое отношение к самому себе. Ведь он всю жизнь, беспощадно критиковал всех и, возможно разошелся не на шутку, после 1867 года раскритиковал самого себя так, что его схватил интеллектуальный частичный паралич”.
Еще
одной чертой К. Маркса была неспособность
жить в дружбе и мире “со своими
коллегами – революционерами”.
Но если ученый – теоретик всю жизнь
кого – то критикует, не дав реальной позитивной
альтернативы, это свидетельствует против
него потому, что прокламация лозунгов,
еще никогда не становилась программой.
Как писал Рюлэ: «Для него не существовало
ни одной мудрости, кроме его собственной»;
никакого социализма, коме того, который
он проповедовал сам. Его и только его
работа была примером научной объективности
и глубины. Он был аллахом и пророком в
одной особе”. Кстати, это отметил и один
из последователей К. Маркса Бухарин, который
писал, что марксизм “претендует на исключительность:
он есть воюющее учение, он “нетерпимый”
… он рассматривает себя как единственного
последовательного носителя всех прогрессивных
тенденций эпохи, которые душат капитализм
.Марксизм осознает свое всемирно – историческое
право на идеологическую гегемонию столетий
“. Эта цитата свидетельствует еще про
одну черту марксистской концепции –
ее претензии на абсолютную истинность.
Только что зародившись, не сформировавшись,
марксизм уже начал бороться с христианским
социализмом (П. Леру, Ф. Бюше, Ф. Ламэнне).
На втором этапе деятельности К. Маркс
повел борьбу с государственным и консервативным
социализмом (П. Прудон, Л. Блан). Тогда
же К. Маркс выступил против Ф. Лассаля,
одного из основоположников немецкой
социал-демократии, которого история немецкой
социал-демократии всегда вспоминала
рядом с именем К. Маркса и Ф. Энгельса,
отмечал известный биограф Маркса Ф. Меринг.
Однако сам К. Маркс позволял себе выражаться
про немецкого рабочего лидера значительно
жестче, в письме к Ф. Энгельсу с характерной
для него резкостью К. Маркс писал, что
Лассаль есть “мешанина негра с евреем
…”.
Глава 4. Историческое значение марксизма.
Марксизм,
его политическая концепция были
реалистичной теорией эпохи промышленной
революции, резкой критикой либерализма,
попыткой навязать разрозненные ценности
пролетариата всему европейскому обществу.
Во второй половине ХIХ века марксизм значительно
распространился в многих странах мира,
где разгорелось движение рабочего класса.
Марксизм имел огромное влияние на судьбу
цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса,
выйдя на общественную арену в 40-х годах,
стало значительным идейно-политическим
течением в Европе в 70—90-х годах XIX века.
В России марксизм появился и укрепился
в конце XIX века. К середине XX века он развивался
в различных регионах Азии, получил распространение
в Африке, Латинской Америке.
Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира.
Историческое
значение марксизма было и остается
связанным с деятельностью
Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества.
Но не все идеи социально – политической концепции марксизма выдержал проверку временем. Историческое развитие человечества привело к таким изменениям, которых эта теория не предвидела. Сложились серьезные изменения в составе общественных сил, которые ведут борьбу за социальный прогресс, в способах и методах осуществления социальных перемен. Утратили актуальность идеи конфронтации, революции, вооруженной борьбы. В этих условиях по–другому выглядит и сам процесс общественного развития. Меняются представления про власть и ее носителей, государство и роль насилия, диктатуру и демократию, представления, которые раньше слаживались под влиянием психологии противостояния и борьбы. Они должны быть пересмотрены с позиции современного этапа мирового развития, общечеловеческих интересов.
Общественная
практика показала, что исторически
ограниченным оказалось положение
марксизма о насилии как бабы-повитухи
истории, о всемирно-исторической миссии
пролетариата и его диктатуре, об исчезновении
товарно-денежных отношений в эпоху социализма.
Но и сейчас остаются актуальными диалектический
метод анализа общественных явлений, идеи
социальной справедливости и солидарности,
положение про то, что свободное развитие
каждого является условием свободного
развития всех. В перспективе дальнейшего
развития человечества философские решения
кардинальных мировоззренческих проблем,
предложенные марксизмом и очищенные
от различных догматических и вульгарных
наслоений и истолкований, станут несравнимо
более значимыми и действенными, чем в
предшествующий период истории. Связано
это с тем, что задачи, которые Маркс называл
«всемирно-историческими», а в наше время
называют общечеловеческими, планетарными,
глобальными, только-только выходят на
передний план исторического процесса.
Заключение.
Основную
задачу тактики пролетариата Маркс
определял в строгом