Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 23:22, контрольная работа
Остановимся на исходных философских понятиях и положениях. Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» – люблю и «софия» – мудрость, и означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580-500 до н.э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27–347 до н.э.).
Возникновение философии, становление ее предмета, круг основных проблем
Для того чтобы понять значение философии
для общества и для каждого человека
в отдельности, необходимо, прежде всего
уяснить, что изучает философия, каков
ее предмет, какое место она занимает в
познании мира наряду с другими отраслями
знания, т.е. определить специфику философского
знания.
Нередко в обыденном сознании философия
представляется как некое абстрактное
знание, максимально удаленное от реалий
повседневной жизни. Это явное заблуждение.
Даже самые глубокие философские проблемы
берут свое начало в реальной жизни. Именно
в реальной жизни находится главное поле
деятельности интересов философии. Заблуждение
в понимании сущности, специфики и значимости
философии напоминает ситуацию с героем
пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве»
господином Журденом, который, узнав, что
такое проза, с удивлением воскликнул:
«… Когда я говорю: «Николь! Принеси мне
колпак и ночные туфли» – я говорю прозой?
… честное слово, я даже не подозревал,
что вот уже в течение сорока лет говорю
прозой». Можно с полным основанием сказать,
что каждый человек не только «прозаик»,
но еще и, хоть чуточку, философ. Если вы
хоть раз в жизни задумывались о себе самом,
о своем отношении к окружающему миру,
о своем месте в обществе, о смысле жизни,
о сущности своего я, о происхождении и
развитии своего сознания, размышляли
о том, что есть наша жизнь – «фатальная
колесница, которой управляет кучер-судьба»
или человек сам «архитектор своего счастья
и несчастья», то вы впрямую ставили перед
собой именно философские вопросы. Но
философия – это не просто постановка
смысложизненных вопросов, но и умение
отвечать на эти вопросы, исходя из сформированных
внутри каждой личности основ, из уже имеющейся
системы объективных знаний об окружающей
действительности. Философски решать
жизненные вопросы – это значит не «выдумывать
из себя» произвольные, чисто субъективные
ответы, а осмысливать действительность
с учетом уже сформированных человеческой
культурой знаний, принципов, оценок, критериев,
соответствующих каждой исторической
эпохе.
Итак, что такое философия? Прежде всего,
обозначим, что философия, как феномен
духовной культуры, выступает в трех ипостасях
(лицах): во-первых, как система знаний,
имеющая свой предмет, понятийный аппарат,
структуру, социальные функции; во-вторых,
– как один из исторических типов мировоззрения,
в третьих, – как специфическая форма общественного
сознания.
Остановимся на исходных философских
понятиях и положениях. Слово «философия»
древнегреческого происхождения. Оно
образовано из двух греческих слов: «филео»
– люблю и «софия» – мудрость, и означает
«любовь к мудрости». Этот термин встречается
уже у древнегреческого философа Пифагора
(580-500 до н.э.). Но в качестве названия особой
отрасли знания о бытии, человеке, смысле
его жизни, познании он был введен Платоном
(428/27–347 до н.э.).
Философия возникла в древности, в первых
классовых обществах Древнего Египта,
Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего
расцвета достигла на первом этапе в античном
мире – в Древней Греции и Древнем Риме.
Она, конечно, черпала мудрость Востока,
культура, которой уходит в глубокую древность,
где еще до греков происходило становление
цивилизации, формировалась письменность,
зачатки науки о природе, развивались
собственно философские воззрения. Но
эти заимствования нисколько не умоляют
удивительной оригинальности и величия
античных мыслителей. Именно в античной
философии были заложены все позднейшие
типы мировоззрения.
Теоретические источники философии различны.
Это и религиозно-мифологические учения,
и элементы как обыденного, повседневного
знания, так и зарождающегося научного
знания. Зарождение философии исторически
совпадает с возникновением зачатков
научного знания (когда эти знания стали
приходить в противоречие с традиционными
верованиями). Социальной предпосылкой
возникновения философии явилось разделение
труда между членами общества, в частности
отделение умственного труда от физического.
Предмет философии не оставался неизменным.
Он изменялся по мере накопления знаний
о мире, по мере развития самого философского
знания, в тесной связи с общественно-исторической
практикой. Вначале философия была нерасчлененным
учением, не дифференцированным на отдельные
отрасли знания, и включала в себя всю совокупность
знаний о мире (астрономических, математических,
географических, исторических, медицинских
и др.). Это была нерасчлененная система
знаний, так называемая «натурфилософия»,
а первые философы были натурфилософами,
т.е. и философами и естествоиспытателями
одновременно.
По мере накопления знаний о мире происходил
процесс их дифференциации (от франц. и
от лат. – разность, различие, т.е. разделение,
расчленение, расслоение целого на различные
части, формы и ступени), выделения в самостоятельные
отрасли исследования. Возникли математика,
астрономия, география, история, медицина
и другие отрасли знания. Процесс дифференциации
наук – явление прогрессивное. Этот процесс
соответствует и потребностям социальной
практики, и потребностям развития самого
научного познания. Надо сказать, что этот
процесс продолжается и поныне. Появляются
все новые и новые отрасли знаний, например
космическая биология, космическая медицина,
информатика, кибернетика, синергетика
и другие. Однако всю историю науки пронизывает
сложное, диалектическое сочетание процессов
дифференциации и интеграции1. Процесс
дифференциации наук не означал, что исчезли
специфические проблемы, которыми занималась
философия. Напротив, происходило развитие,
углубление, обогащение собственно философских
представлений, возникали различные философские
теории и течения. Сформировались такие
философские дисциплины, как онтология
(учение о бытии), гносеология (теория познания),
логика (наука о формах правильного мышления),
философия истории, этика, эстетика, история
самой философии. Философия, как самостоятельная
отрасль знания, сформировалась из потребности
выработки общего взгляда на мир, исследования
его общих начал и законов, из фундаментальной
потребности самоопределения человека
в мире. Ибо, по замечанию русского философа-экономиста
С.Н. Булгакова, человек испытывает духовную
потребность в том, чтобы иметь целостное
представление о мире.
Каков же предмет философии? Существует
множество определений предмета философии.
Так, для Платона философия есть размышление
о мире, человеческой жизни и смерти, смысле
человеческого существования, природе
знания, силе человеческого разума, истине,
справедливости, мужестве и других нравственных
добродетелях2. Аристотель назвал философию
наукой о наиболее общем3. Многие исследователи
и сегодня считают данное определение
наиболее удачным. Ф. Шлегель дает следующую
дефиницию философии: «...познание внутреннего
человека, причин природы, отношения человека
к природе и его связи с ней...»4. Н. Бердяев
определяет философию как «учение о смысле
человеческого существования, о человеческой
судьбе»5. По мнению С. Франка, философия
есть «общее понимание мира и жизни, уяснение
основных свойств и отношений бытия и постижение
смысла человеческой жизни, т.е. назначения
человека и места его в бытии»6 и т.д. По
существу, почти через все определения
проходит проблема человека в мире: или
его место в мире, или способ освоения
мира и т.п. Поэтому в самом общем плане
предмет философии можно определить как
«наиболее общее в системе «мир-человек»»
или как отношение человека (субъекта,
носителя сознания) – к миру (объекту,
материи). Философская картина мира характеризуется
тем, что содержит в себе два мыслительных
хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.
Определяя предмет философии как «наиболее
общее в системе «мир-человек»», следует
иметь в виду, что эта формула чрезвычайно
многогранна. Она включает в себя такие
классические, смысложизненные вопросы
как: какова природа мира? в каком состоянии
он находится? есть ли в нем общие начала,
связи и законы? познаваем ли мир? что есть
человек? какова природа человека? каково
соотношение телесного и духовного, биологического
и социального начал в человеке? Какова
диалектика необходимости и свободы, объективных
условий и субъективного фактора в истории,
личности и общества? Каковы формы взаимодействия
человека с миром? В чем смысл жизни человека?
И многие другие.
Таким образом, философия – это система
самых общих теоретических взглядов на
мир, человека, место человека в мире, уяснение
различных форм отношения человека к миру.
Иногда философское знание рассматривается
как рефлексивное, т.е. такое, в котором
человек познает себя, свои фундаментальные
черты (рефлексия – самообращенность).
Но ведь человек познает себя, глядясь
в мир, отражает себя в характеристиках
мира, в который он «вписан», который выступает
как данность, как жизненно-смысловой
горизонт человека. Таким образом, философия
дает целостное представление о мире и
выступает как знание мировоззренческое.
Мировоззрение – это совокупность взглядов,
представлений, убеждений, норм, оценок,
жизненных установок, принципов, идеалов,
определяющих отношение человека к миру
и выступающих в качестве ориентиров и
регуляторов его поведения и деятельности.
Следовательно, уже из определения мировоззрения
видно, что в его структуру входят следующие
компоненты: познавательный, т.к. мировоззрение
базируется на обобщенной системе знаний;
ценностно-нормативный: мировоззрение
включает в себя убеждения, верования,
нормы, директивные указания, ценности,
идеалы; эмоциально-волевой: все многообразие
чувств, настроений, переживаний, эмоций,
воля, как готовность к действию, как переживание
типа: «надо», «я должен». Это способность
выбрать цель деятельности и концентрировать
усилия на ее осуществлении; практический,
т.к. мировоззрение – это не просто обобщенные
знания, убеждения, идеалы и т.д. но и реальная
готовность человека к определенному
типу поведения в конкретных обстоятельствах.
Например, уже мыслители античности развивали
взгляд на философию как практическое
учение, обеспечивающее человеку счастливую,
безмятежную жизнь.
По характеру формирования и способу функционирования
выделяют следующие основные исторические
типы мировоззрения: мифологическое, религиозное
и философское. А по глубине отражения
и форме выражения следующие уровни: обыденно-практическое
и теоретическое мировоззрение. Обыденно-практическое
порождается непосредственными условиями
жизни людей и передающимся из поколения
в поколение опытом. Оно существует в форме
здравого смысла, стихийных, несистематизированных,
традиционных представлений о мире. Оно
крайне неоднородно. На его формирование
оказывают большое влияние уровень образования
и воспитания, интеллектуальной и духовной
культуры, характер профессиональной
деятельности, семейные, национальные,
религиозные традиции и многие другие
факторы. Этот уровень мировоззрения не
отличается глубокой продуманностью,
систематичностью, обоснованностью. В нем
нередки внутренние противоречия и устойчивые
предрассудки.
Теоретическое мировоззрение отличает
рационалистическая обоснованность, доказательность,
особая системность знания, не просто
упорядоченность как в обыденном знании,
а упорядоченность по осознанным принципам
в форме теории и развернутого теоретического
понятия. Для него также характерна эссенциалистская
направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение
сущности, закономерностей явлений, объектов,
процессов.
Мифологическое (от греч. myphos – предание,
сказание и logos – слово, понятие, учение)
мировоззрение базируется не на теоретических
доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном
переживании мира, либо на общественных
иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием
большими группами людей социальных процессов
и своей роли в них. Мифология – это форма
общественного сознания, способ понимания
мира, характерный для ранних стадий общественного
развития.
Мифы (рассказы, повествования о богах,
героях, демонах, духах и т.д.) отражали
фантастические представления людей о мире,
природе, человеке и обществе. Много мифов
посвящено космическим темам. Формирование
мира понималось как его творение или
развитие из бесформенного состояния.
Большое внимание уделялось происхождению
людей, рождению, стадиям жизни и смерти
человека. Особое место занимают мифы
о культурных достижениях, о добывании
огня, изобретении ремесел, земледелии,
возникновении обычаев и обрядов. Миф
выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая)
форма сознания, включая в себя зачатки
не только религии, но и философии, политических
теорий, различных форм искусства.
Религия (от лат. religio – благочестие, набожность,
святыня) – форма мировоззрения, в которой
освоение мира осуществляется через его
удвоение, разделение на посюсторонний
и потусторонний. Основу религиозного
мировоззрения составляет вера в существование
той или иной разновидности сверхъестественных
сил и в их главенствующую роль в мироздании
и жизни людей. Внешней социально значимой
формой проявления веры служит культ –
система утвердившихся ритуалов и догматов.
Философское мировоззрение в отличие
от других типов мировоззрения носит теоретический
характер, т.е. оно не просто провозглашает
свои принципы, а доказывает, обосновывает,
логически выводит их (в отличие, например,
от религии, положения и догматы которой
не доказываются, а предлагаются человеку
в качестве символа веры). Философское
знание – это не просто набор знаний, а это
система понятий и категорий. Философия
претендует на теоретическую обоснованность
как содержания, так и способов достижения
обобщенных знаний о действительности,
а также норм, идеалов, ценностей, определяющих
цели, средства и характер деятельности
человека. Каждая философская система
дает свой образец системного теоретического
мышления. Через усвоение философии идет
и усвоение этого системного метода мышления.
Однако следует иметь в виду, что не всякое
теоретически оформленное мировоззрение
является научным. Научным может считаться
то мировоззрение, которое опирается на
прочный фундамент научных знаний, общественно-исторической
практики и пользуется научным методом
мышления.
Мировоззрение каждого человека формируется
постепенно. В его формировании можно
выделить следующие ступени: мироощущение,
миропереживание, мировосприятие, миропредставление,
миропонимание, мировоззрение. Естественно,
мировоззрение человека включает в себя
не только философские взгляды. Оно складывается
из специфических политических, исторических,
экономических, нравственных, эстетических,
религиозных или атеистических, естественнонаучных
и других воззрений. Но основу всех взглядов,
в конечном счете, составляют философские
взгляды, так как философия ставит и решает
глобальные, фундаментальные, сущностные
проблемы бытия. Поэтому понятие «мировоззрение»
может быть в известной мере отождествлено
с понятием «философское мировоззрение».
Понятие «мировоззрение» соотносится
с понятием «идеология», но они не совпадают
по своему содержанию. Идеология охватывает
лишь ту часть мировоззрения, которая
ориентированна на социальные явления
и социально-классовые отношения.
Какова роль мировоззрения в жизни человека?
Мировоззрение, как отмечалось выше, определяет
отношение человека к миру и направленность
его деятельности. Оно дает человеку ориентацию
в социальной, политической, экономической,
нравственной, эстетической и других сферах
жизни общества. Поскольку ни одна специальная
наука или отрасль знания не выступает
в качестве мировоззрения, постольку изучение
философии жизненно важно для специалиста
любой отрасли, работника любой специальности.
Наконец, философия предстает как специфическая
форма общественного сознания. На вопрос,
что она отражает, можно ответить: «Весь
мир, включая живущего в нем человека,
зависимого, познающего, овладевающего
и относящегося к нему как ценности»7.
Уже великий античный мыслитель, автор
атомистического учения Демокрит, утверждал,
что «весь Мир – родина для высокого духа»,
образно и точно представив философию
как самую высокую ноту познания, форму
высокого духа, «предметом которого является
весь необъятный мир»8.
ВВЕДЕНИЕ
Философия (от греч. Phileo – люблю и Sophia –
мудрость) буквально означает «любовь
к мудрости». Она зародилась около 2500 лет
назад в странах древнего мира (Индия,
Китай, Египет). Классическая форма - в
др. Греции. Первый человек, называвший
себя философом - Пифагор. В качестве особой
науки философия выделена Платоном. Данная
наука сначала включала в себя всю совокупность
знаний, позже превратилась в систему
общих знаний о мире, имея задачу дать
ответ на наиболее общие и глубокие вопросы
о природе, обществе, человеке.
Кроме познания мира, «любовь к мудрости»
предполагала также раздумья о природе
человека, его судьбе, о разумном устройстве
и целях человеческой жизни. Мудрость
была призвана уравновесить сложные взаимоотношения
человека с миром, привести в согласие
знания и действия, указывала правильный
путь, служила руководством человеческого
поведения и образа жизни.
Для раскрытия специфики философии важно
обратиться к истокам философского мышления,
а также к мифологическому и религиозному
миропониманию как предпосылке, предтече
философии.
Мифология
Первая попытка человека объяснить
происхождение и устройство мира,
причины стихийных явлений и
другое породили мифологию (от греч. Mifos-
предание, сказание и logos-слово, понятие,
учение). В духовной жизни первобытного
общества мифология доминировала, выступала
как универсальная форма общественного
сознания.
Мифы –древние сказания разных народов
о фантастических существах, о богах, о
космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями,
содержат нравственные нормы и эстетические
представления, сочетание реальности
и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек
не выделяет себя из природы.
Мифы разных стран заключают в себе попытки
ответа на вопрос о начале, происхождении
мира, о возникновении наиболее важных
явлений природы, о мировой гармонии, безличной
необходимости и др. Формирование мира
понималось в мифологии как его творение
или как постепенное развитие из первобытного
бесформенного состояния, как упорядочение,
превращение из хаоса в космос, как созидание
через преодоление демонических сил. Существовали
также мифы– эсхатологические, описывавшие
грядущую гибель мира, в ряде случаев с
последующим его возрождением.
Особое место занимали мифы о культурных
достижениях людей – изобретении ремесел,
добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях.
Кроме того много внимания уделялось и
происхождению, рождению людей, стадиям
жизни, смерти человека, различным испытаниям,
которые стоят на его жизненном пути.
Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось
в том, что мысль выражалась в конкретных
эмоциональных, поэтических образах. В
мифологии сближались явления природы
и культуры, человеческие черты переносились
на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись,
очеловечивались космос и другие природные
силы. Эти черты роднят миф с мышлением
детей, поэтов, художников. Вместе с тем
в причудливой ткани мифологических образов
заключалась и обобщенная работа мысли
– анализа, классификаций, особого символического
представления мира как целого.
Действительно, мифологическое сознание
в рамках той исторической эпохи было
основным способом понимания мира. С помощью
мифа прошлое связывалось с настоящим
и будущим, обеспечивалась духовная связь
поколений, закреплялась система ценностей,
поддерживались определенные формы поведения…
Мифологическое сознание заключало в
себе также поиск единства природы и общества,
мира и человека, разрешения противоречий,
гармонии, внутреннего согласия человеческой
жизни.
Через сказки, легенды, исторические предания
мифологические образы вошли в культуру
различных народов – в литературу, живопись,
музыку, скульптуру. Мифами наполнены
мировые религии – христианство, ислам,
буддизм. Кроме того, некоторые особенности
мифологического мышления сохраняются
в массовом сознании и тогда, когда мифология
утрачивает свою прежнюю роль.
С угасанием первобытных форм общественной
жизни миф как особая ступень развития
общественного сознания изжил себя, сошел
с исторической сцены. Но не прекратился
начатый мифологическим сознанием поиск
ответов на особого рода вопросы – о происхождении
мира, человека, культурных навыков, социального
устройства, тайны происхождения и смерти.
Их унаследовали от мифа сосуществующие
в веках две важнейшие формы мировоззрения
– религия и философия.
Религия
Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность,
святыня, предмет культа) – такая форма
мировоззрения, в которой освоение мира
осуществляется через его удвоение на
посюсторонний – «земной», естественный,
воспринимаемый органами чувств, и потусторонний
– «небесный», сверхчувственный.
Религиозное мировоззрение отличается от мифологического
верой в существование
Позднее формируется образ единого Бога
– высшего существа. В зрелых формах религий
идея бога побеждает все демоническое,
освобождается от него. Бог мыслится как
блюститель обычая, традиции, нравственности.
Вера – способ существования религиозного
сознания, особое настроение, переживание.
Внешней, социально значимой формой проявления
веры служит культ – система утвердившихся
ритуалов, догматов.
Религиозные представления невозможно
вывести из чувств, переживаний отдельного
человека. Они – продукт исторического
развития общества. Существовало и существует
множество вариантов религиозных верований.
Такие формы религий, как христианство,
буддизм, ислам, считаются мировыми и по
сей день и имеют большое число приверженцев
в разных странах.
Религия – сложное духовное образование
и общественно-историческое явление, которое
не укладывается в однозначные, прямолинейные
характеристики. Одной из исторических
миссий религии, приобретающих в современном
мире небывалую актуальность, выступало
и выступает формирование сознания единства
человеческого рода, значимости общечеловеческих
нравственных норм, ценностей. С помощью
торжественной, праздничной обрядности
религия культивирует человеческие чувства
любви, доброты, терпимости, сострадания,
милосердия, совести, долга, справедливости
и другие, стремясь придать им особую ценность,
связать с переживанием возвышенного,
священного.
Но в религиозном же мировоззрении могут
выражаться и совсем другие настроения,
идеи: фанатизм, вражда к людям другой
веры, чему немало примеров в прошлом и
настоящем.
Родственность, близость философии и религии
состоит в том, что обе они – общественно-исторические
формы мировоззрения, решающие сходные
задачи мироуяснения и воздействия на
сознание, поведение людей. Но велико и
их различие. Тысячелетиями философски
мыслящие люди составляли ничтожно малую
часть в общем числе глубоко религиозных
людей. Естественно, что мыслить свободно,
самостоятельно способны были только
образованные, интеллектуально развитые
люди. Большинство же черпало свои моральные
и общемировоззренческие установки из
религиозно-церковных источников. Лишь
с ростом образованности, культуры, с научным
прогрессом последних двух столетий философские
знания, исследования получили более широкое
распространение в мире.
Вывод
Философское мировоззрение ориентировано
на рациональное объяснение мира. Общие
представления о природе, обществе, человеке
становятся предметом реальных наблюдений,
обобщения, выводов, доказательства и
логического анализа.
Философское мировоззрение унаследовало
от мифологии и религии совокупность вопросов
о происхождении мира, его строении, месте
человека и т.п., но отличается логической
упорядоченной системой знаний, характеризуется
стремлением теоретически обосновывать
положения и принципы. Бытующие в народе
мифы подвергаются пересмотру с позиций
разума, им придается новое смысловое,
рациональное истолкование.
Таким образом, можно с полной уверенностью
сказать, что истоками философии являются
мифология и религия.
Основной вопрос
философии и способы его
Вопрос о соотношении сознания
и бытия, духа и природы является основным вопросом
философии. От решения этого вопроса,
в конечном счете, зависит истолкование
всех других проблем, определяющих философское
воззрение на природу, общество, а стало
быть, и на самого человека.
При рассмотрении основного вопроса
философии очень важно различать две его стороны.
Во-первых, что является первичным
– идеальное или материальное? Тот или
иной ответ на этот вопрос играет в философии
важнейшую роль, потому что быть первичным
– значит существовать раньше вторичного,
предшествовать ему, в конечном счете,
определять его. Во-вторых, может
ли человек познать окружающий мир, законы
развития природы и общества? Суть этой
стороны основного вопроса философии
сводится к выяснению способности человеческого
мышления верно отражать объективную
действительность.
Решая основной вопрос,
философы разделились на два больших лагеря
в зависимости оттого, что они берут за
исходное – материальное или идеальное.
Те философы, которые признают первичным
материю, бытие, природу, а вторичным –
сознание, мышление, дух, представляют
философское направление, называемое
материалистическим. В философии существует
и противоположное материалистическому
идеалистическое направление. Философы-идеалисты
признают началом всего существующего
сознание, мышление, дух, т.е. идеальное.
Существует еще одно решение основного
вопроса философии – дуализм, который
полагает, что материальная и духовная
стороны существуют отдельно одна от другой
в качестве самостоятельных сущностей.
Только марксистская философия дала всестороннее
материалистическое, научно обоснованное
решение Основного вопроса. Первичность материи она
видит в том, что:
Информация о работе Возникновение философии, становление ее предмета, круг основных проблем