Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 01:25, реферат
Проблема становления древнегреческой, древнекитайской и древнеиндийской философии из дофилософской мировоззренческой культуры занимает все более важное место в историко-философской науке. Постановка проблемы, с одной стороны, вызвана научным интересом исследователей найти истоки философского знания, с другой – всем ходом развития самой философии. З
План
1.Введение
2.Восточная философия
3.Индийская философия
4.Китайская философия
5.Заключение
6.Литература
Китайская
Философия
Главный
интерес китайской философии
— это отношения между
Китайские философы, равно как и их коллеги из других регионов, пристальное внимание уделяли единству мира. В этой связи вводилось представление тянъ (небо) и дао (закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в одном случае им придавалось надмировое значение (Лао-цзы), в другом — по преимуществу этическое (Конфуций). Тянь — безличная, сознательная, высшая сила. Дао — закон изменения вещей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны религиозные мотивы, тем не менее по сравнению с западной и индийской философией они приглушены.
Радикальная демифологизация осуществлялась в китайской культуре как бы изнутри мифосознания - через переосмысление мифологической модели мира при сохранении ее общей структуры. Прежде всего сохранялся принцип единосущности микро- и макрокосмоса: человека и Вселенной. Поэтому для мировоззрения древних китайцев были характерны антропоцентризм - ориентированность на человека и натурализм, при котором исключалась всякая двойственность (дуализм) в понимании человека, подразумевающая возможность раздельного существования души и тела. Вся культура Запада постоянно обращается к этому дуализму души и тела. Для китайского мировосприятия, напротив, изначальной аксиомой является их единство: "не может быть нематериального духа, не может быть обездушенного, но живого тела". При этом человек мыслился как частица Мироздания, микрокосм, состоящий из взаимопереходящих друг в друга трех психических энергий (трех цветков): семени - цзин, дыхания - ци и духа - шэнь. Поэтому геометрическим символом человека служит треугольник.
Ци - это универсальный субстрат
мира - непрерывная среда
Текущее положение дел должно
оцениваться по отношению к
изначальной гармонии великой
триады: Небо - Человек - Земля и
должно приводиться в
Состояние
всеобщего благоденствия
Соблюдать дао — это означает, по Конфуцию, быть не низменным человеком, пренебрегающим общими интересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь — человечность, спокойно-уравновешенное уважение и любовь к другим: будь благопристойным, ненавязчивым; чжи — мудрость, интеллект; и — следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отношений в семье (отец — сын, муж — жена, старший брат — младший брат) и на службе (старший — младший; начальник — подчиненный); ли — послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо — покорность воле родителей.
В конце
первого тысячелетия до нашей
эры в Китае начали складываться
предпосылки возникновения
Древняя философия
Расцвет
древнекитайской философии
Школа "даоцзя" (даосизм, основатель - Лаоцзы);
Школа служилых людей (конфуцианство, основатель - Кунцзы (латинизированное имя - Конфуций));
Школа "фацзя" (легизм или школа законников);
Школа "моцзя" (моизм - последователи философа Моцзы);
Школа "минцзя" (школа имен или номиналисты (от латинского "nomina" - имя);
Школа
иньянцзы (учение об инь и ян, иньянистика,
школа натурфилософов).
Средневековая философия
Начинается с проникновения в
Китай из Индии идей буддизма.
Через несколько столетий
Новая и новейшая философия
В XIX веке Китай подвергся мощной
экспансии со стороны западных
стран и был вынужден
Свое начало китайская философия ведет от учений Лаоцзы (VI в. до н.э.), Конфуция (латинизированный вариант китайского имени Кунцзы) (551-479 до н.э.) и авторов "Книги Перемен" (VIII -IV вв. до н.э.).
Они заложили основы важнейших
направлений древнекитайской
Каждое из направлений
В даосизме философия
Учение "Книги Перемен" вырабатывает
свой термин и понятие
Все направления и школы китайской философии вырастают из общей основы, которую можно назвать культурой Дао. Слово Дао несет множество смыслов. Первоначальное значение слова "дао" - путь, дорога, которой ходят люди. В переносном смысле - закон, которому подчиняется все сущее, и сама сущность жизни. Культура Дао вызревала на этапе существования в Китае родового строя, но сохранялась и развивалась в период перехода от рода к государству. В тот период Дао выступает не как теоретическое понятие, но как живой образ вселенского организма, в который вовлечено и который должно деятельно поддерживать все человечество.
Согласно древним философским представлениям Дао рождается в космической пустоте, в которой действуют вселенские ритмы инь и ян. Исходно эти слова означали пасмурную и солнечную погоду, или теневую и солнечную стороны. Древнекитайские мыслители использовали бинарность данного противопоставления для выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности, мужского и женского начал, неба и земли. Каждая вещь содержит в себе начала инь и ян, которые поочередно доминируют и обеспечивают пульсацию перемен. Обозначаются инь и ян прерывистой и сплошной чертами.
Под действием ритмов инь-ян
изначальная пустота
Под действием собственного
Динамически жизненные функции
Дао поддерживаются
Сливающиеся в центре
В Китае
конфуцианство было официальной
идеологией до 1912 и духовно доминировало
до 1949, ныне подобное положение сохранилось
на Тайване и в Сингапуре. После
идеологического разгрома в 1960-е годы
(кампания «критики Линь Бяо и Конфуция»)
начиная с 1980-х годов оно успешно реанимируется
и в КНР как носитель ожидающей востребования
национальной идеи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Философская
мысль Древнего Востока своеобразна
и уникальна. И, как было сказано, она –
не столько собственно философия, сколько
мудрость – в слове описанный образ жизни
и мысль мудреца. Она органично пронизана
религиозным (но максимально не церковным)
сознанием. Ее представители мало озабочены
созданием самостоятельной теоретической
«вселенной» философии, не соотносят ее
с «идеальным планом» действительности,
противопоставленным «реальному плану»,
не одержимы идей Абсолюта. И философия
Индии, и философия Китая – это, прежде
всего, философия жизни, и лишь потом философия
идей.
Сосредотачиваясь
на нравственно-политических (древнекитайская
философия) и созерцательно-
Поэтому
и онтологические аспекты этой философии
связаны не столько с острой постановкой
проблемы бытия, сколько с космологизмом,
эволюционизмом в описании божественно-духовного
универсума. В неизбывных эволюционных
круговоротах этого универсума восточная
мудрость стремиться «прописать» особую
(непрометеевскую) культуру своеобразной
безнапряженной, (не натужной, рвущейся
на пределе) духовности человека.
Литература
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Торчинов Е.А. Даосизм. СПб, 1998
История китайской философии. М., 1989
Избранные произведения прогрессивных мыслителей нового времени (1840–1897). М., 1960
Древнеиндийская философия.. М., 1990