Восприятие времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 17:14, реферат

Описание работы

Если проблема пространства была носительницей основной психологической проблематики на рубеже XIX—XX вв., то проблема времени стала за последние годы одной из центральных проблем современной философии

Работа содержит 1 файл

Восприятие времени.docx

— 24.83 Кб (Скачать)

      А. Лаланд установил, что для тактильных ощущений частота слияния равняется  в среднем 18 раздражений в секунду. Характерно, что частота слияния  этих ощущений оказалась примерно одинаковой для всех точек тела.

      Опыты с животными показали, что величина «момента» неодинакова для разных видов их. Тот факт, что частота  слияния одинакова для зрительных, слуховых и тактильных ощущений, привел к заключению, что эта частота  определяется не устройством периферических органов восприятия, а центральными факторами, действующими на осязание так  же, как на зрение и слух.

      Верхняя граница психологически настоящего времени, заполненного лишь простыми, между собой не связанными чувственными раздражителями, очень ограничена; максимальные размеры интервалов, отмечаемых, например, ударами молотка, которые  мы воспринимаем и непосредственно  сравниваем между собой, равны примерно 5 с. Сравнение интервалов большей  длительности требует уже счета  и опосредованных приемов. При соответствующем  обычным условиям реальной жизни  заполнении нашего времени содержанием, компактно связанным в обширные целые, грани настоящего заметно  расширяются.

      В некоторых патологических случаях  выступает резкое расщепление непосредственного  переживания длительности и опосредованной оценки времени. Поучительной в этом отношении оказалась группа (обследованная  Л. Я. Беленькой) шизофреников (от которых  часто вообще можно слышать заявление, что они «не чувствуют времени»). Испытуемая Ф. (студентка, 25 лет) пишет:

      «Времени  я не чувствую; долго ли это было или мало времени прошло — для  меня это безразлично, безвкусно. Другие говорят: как быстро прошло время  или как медленно, а мне безразлично». Шизофреники этой группы в состоянии  опосредованно оценить время, но не способны его «ощутить». Обнаруживая  полное понимание самых сложных  временных соотношений, они оказываются  не в состоянии определить длительность небольшого интервала, когда приходится сделать это на основании непосредственного  переживания длительности. Так, та же испытуемая Ф. дала такие результаты: время, объективно заданное экспериментатором, — 5, 15, 30; время, указанное испытуемой, — 9, 5, 1.

      Расщепление непосредственного переживания  времени и опосредованной его  оценки, слитых в нормальном восприятии времени, возникает в некоторых  случаях нарушения нормального  заполнения реального времени в  результате патологического отрыва личности от реальности и образования  у нее второго бредового плана  переживания. Иногда это расщепление  отчетливо осознается самим больным. Так, испытуемый Г., актер, 35 лет (из той  же группы шизофреников), говорит: «Я прекрасно  понимаю, что время движется, что  дни сменяются днями, недели неделями, годы годами. Однако субъективно мне  кажется, что время остановилось, замерло, у меня в мозгу засела, застряла одна дата — 10 июля 1925 г. Я  отлично понимаю, что настоящему, текущему моменту соответствует другая, но для того чтобы ее запомнить и закрепить, я должен ее записать и в дальнейшем для самоориентировки во времени должен вести календарный отсчет от этой даты (курсив мой. — С. Р.), ибо иначе снова восторжествует та другая, неподвижная дата, которая не дает разворачиваться времени, которая сковывает его».

      Непосредственные  компоненты переживания и опосредованные компоненты восприятия и ориентировки во времени в данном случае как  бы разведены, и потому каждый из них  выступает с предельной отчетливостью: с одной стороны — искаженное непосредственное переживание течения  времени; с другой — сохранившаяся  нормальная, правильная, опосредованная ориентировка во времени, корригирующая  дефектное непосредственное переживание. В других случаях — у больных  с кортикальными поражениями  и нарушением интеллектуальной деятельности — наблюдалась, наоборот, неспособность  оперировать временными соотношениями  при сохранности непосредственного  переживания длительности, выручающего  в элементарных случаях повседневной жизни2.

Информация о работе Восприятие времени