Воспоминания о Сократе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Сократ – первый афинский (по рождению) философ. Он происходил из дема Алопека, входившего в Афинский полис и расположенного на расстоянии получаса ходьбы от столицы Аттики. Отец Сократа - Софрониск, ремесленник-камнетес, а мать – Финарета – повивальная бабка. Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал в сражениях, в последний раз - в битве при Амфиподе в 422 г. до н. э., когда спартанцы разбили афинян (этой битвой закончился первый период войны, завершившийся

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………….4
1. Воспоминания о Сократе……………………………………………………..5
1.1. Содержание "Воспоминаний"……………………………………….5
1.2. Историческое значение "Воспоминаний"…………………………..10
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

     На  основании всего вышеизложенного  надо признать все сомнения относительно соответствия действительности мемуаров Ксенофонта недостаточно обоснованными; напротив, в них мы имеем ценный исторический материал, и Ксенофонт должен быть поставлен наряду с Платоном (и Аристотелем) как источник для изучения философии Сократа. Вся древность была такого же мнения о "Воспоминаниях". 1

     В противовес мнениям разных хулителей Ксенофонта приведу мнение проф. Ф.Ф.Зелинского ("Древнегреческая литература эпохи независимости", ч. 1, 1919 г., стр. 149): "Ученики Сократа распадаются на две довольно четко разграниченные группы: одни видели в нем учителя жизни, другие — вождя на пути философских исканий. К первым принадлежали: его ровесник и друг Критон, Алкивиад, Критий…, но еще в большей мере был таковым уже знакомый нам Ксенофонт. Для его справедливой оценки надо помнить это, — что он принадлежал к первой, а не ко второй группе и вовсе не стремился быть творцом в области философского мышления; при этом условии потеряет всякое значение тривиальный вопрос, "понял" ли он или "не понял" своего великого учителя: он брал у него то, в чем сам нуждался, а именно диалектически обоснованную науку жизни. Защищая его впоследствии от нападений софистически настроенных людей, пытавшихся затмить его посмертную славу, он написал свое главное философское произведение, свои благородные "Воспоминания о Сократе" в 4-х книгах. Начиная со скромной и сдержанной защиты Сократа как гражданина, автор в дальнейшем дает ряд сократовских бесед в том виде, в каком они после многих лет остались в его памяти, — о сыновней и братской любви, о дружбе, о долге гражданина, ремесленника, военачальника и т. д. Это — одна из драгоценнейших книг, оставленных нам древностью; она была признана таковою за все время духовного развития человечества и заслуживает этого признания и поныне. Надо только уметь быть справедливым и помнить, что то, что в наших глазах портит ее впечатление, — ее излишнее подчас многословие и пояснение того, что и без того уже ясно, — было неизбежным последствием стремления именно к диалектическому обоснованию нравственных правил при молодости самой диалектической науки".1 

Заключение

   Сократ не только один из величайших философов истории, но и человек, заметно опередивший своё время. Еще в юности он заметно выделялся из общей толпы умением не обращать внимания на внешние невзгоды и лишения, человеком, который мог упиваться духовным миром. Конечно, это отнюдь не значит, что он мог ни есть и ни пить, но он настолько проник в глубины человеческого и собственного познания, что это позволяло ему отчасти не обращать внимания на внешние лишения.

     Я могу согласиться со многими суждениями и афоризмами Сократа, такими как «Мудрость-знание, как преодолеть страсти», т.к. истинно мудрого человека не могут обуревать страсти внешнего мира, или «Храбр тот, кто знает как вести себя в опасности и так поступает», ведь даже самый последний трус знает, что во время опасности надо спасать, прежде всего, своих близких, а не себя, но это совсем не значит, что он сделает именно так! Сократ познавал то, что уже вроде бы было давно познано и принято за абсолютную истину, определено, например, как абсолютное добро или абсолютное зло. Как сказали бы сегодняшние обществоведы, он был приверженцем относительного познания (вспомните, как он ходил по улицам Афин и спрашивал, что же есть дождь)

   Я не думаю, что такой человек как Сократ был бы бесполезен сегодня, но если в те далекие времена он был гением, эдаким первопроходцем, то на сегодняшний день это хоть и актуально, но всё-таки не настолько. Слова Сократа- учебник жизни и человеческого самопознания, где всё самое важное вроде и лежит на поверхности, но не так легко досягаемо, как рыбка в пруду: видишь её, но без специальных навыков не поймать. 
 
 
 
 
 

Библиографический список

1. "История  философии" Под редакцией Г.Ф.  Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина, М.: 2003

    Том  I - Философия античного и феодального  общества.

2. Волков Г. "У колыбели науки", М.: 2002 г. 164 - 195 стр.

3. А.Н.Чанышев.  «Курс лекций по древней философии». Москва. «Высшая школа». 2005

4. Соболевский  С., «Ксенофонт/Сократические сочинения», М.: 2007- 368с.

Информация о работе Воспоминания о Сократе