Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:47, реферат
Целями реферата является рассмотрение воли в воззрениях Шопенгауэра.
Задачей данного реферата является анализ нижеперечисленных тем:
1. Жизненный путь А.Шопенгауэра.
2. Философия А.Шопенгауэра.
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Жизненный путь Артура Шопенгауэра……..……………………….……...4
Глава 2. Философия Артура Шопенгауэра…………………………..……….........…6
2.1. Воля как основа бытия………………..……………………………………...……7
2.2. Понятие «Свободы»…………………..……………………………….………......9
2.3 Эстетика А.Шопенгауэра………………..……………………………….……….11
2.4 Этика А. Шопенгауэра…………………..…………………………………….….12
Выводы...…………………………………………………………………………...….13
Список использованных источников……………………………………..……….....14
2.2 Понятие
«Свободы»
Следует
отметить еще один немаловажный момент
в философии Шопенгауэра –
проблему свободы, без осмысления которой
невозможно понять его правовую концепцию.
Воля человека в шопенгауэровской трактовке
выступает одновременно и как
источник беспредельного эгоизма
Следовательно, родовая сущность человека не социальна, а биологична, человек есть вечно неизменное, злое, эгоистическое существо и как источник беспредельного эгоизма, и как изначальная свобода – фундамент идеального единства всего сущего.
Однако шопенгауэровский человек не способен осуществить своей свободы, хотя и служит проявлением свободной воли. Свобода человека – условная свобода, которая при ближайшем рассмотрении совпадает с необходимостью, т.е. человек делает все, что хочет, но делает это по необходимости.
Шопенгауэр говорит о трех видах условной свободы: физическая свобода – свобода силы и мощи, примером может служить политическая свобода прав человека, причем право выступает как мощь, ограниченная нравственными нормами и юридическими законами; интеллектуальная свобода – свобода разума и духа, необходимая для познания ситуации, для оценки и выбора мотивов действия. По мнению Шопенгауэра, с этой свободой считается «уголовное правосудие», противопоставляя в своих законах мотивам для совершения несправедливого такие мотивы, которые действуют сильнее и поэтому должны детерминировать волю к воздержанию от несправедливого. И наконец, нравственная свобода состоит в воображаемой возможности делать или не делать все, что хочешь. Однако все поступки определяются образом мыслей и хотением, выбором мотива для совершения какого-либо поступка, т.е. детерминируются нравственными нормами [1].
Итак,
человек, помещается Шопенгауэром одновременно
в два мира: воли и представления,
в первом он свободен в своих хотениях
и велениях, во втором же, действующем
мире он строго определен причинно-
2.3 Эстетика
А.Шопенгауэра
Воля
человека проявляется как
Может ли человек приблизиться к абсолютной воле? Первую видимость безотносительной воли можно наблюдать в эстетическом переживании прекрасного и возвышенного. Критерием эстетического созерцания является идея Канта об отсутствии интереса. В эстетическом познании, где отсутствует интерес, индивид становится чистым, безотносительным субъектом познания, тем самым сливается с волей. Субъект проник в сущность мира, охватил собою все, соединился с окружающим миром. Охватить все собою означает соединить свою сущность (волю как проявление мировой воли) с сущностью мира (мировой волей).
В
таком эстетическом чувстве субъект
как форма объективации воли сливается
с иными формами объективации
воли - неорганической и органической
природой, что свидетельствует о
прикосновении к воле эйдосу, к сущности
воли, к воле в себе. Единение воли человека
(формы объективации воли) с самой волей
(сущностью) в эстетическом чувстве - только
мостик для утверждения свободы.
2.4 Этика
А.Шопенгауэра
Что касается этики Шопенгауэра, то она предельно проста: страдание есть продукт целенаправленной воли, а именно, воли к жизни. Страдание есть необходимость, действие вопреки воле - это свобода.
История жизни отдельного индивида - это история его страданий. Индивиды есть существа страдательные, т.е. выражающие волю, ее слепую игру. Поскольку в человеке бушует воля, он хочет жить. Жажда жизни исходит не от самого человека, а от слепой воли, проявлением которой являются все человеческие желания, в том числе и желание жить [4].
Воля реализует свое бессознательное начало и проявляется в принципе жизни каждого живого существа – «войне против всех». Жажда жизни, поэтому есть проявление несвободы человека, его подчиненности слепой воле, его зависимости. Чтобы обрести свободу, надо действовать и уничтожить волю (а заодно и саму жизнь, как форму объективации воли).
Жизнь (или настоящее) и смерть (или прошедшее), индивида - это формы проявления воли. Смерть не бывает без жизни, а жизнь не бывает без смерти. Противоположностью смерти является не жизнь, а рождение. Если смерти противопоставляется рождение, то жизни - действительная борьба с волей, т.е. аскетизм. Аскетизм - это борьба с объективированной волей. Индивид, утверждающий волю к жизни одновременно утверждает смерть. Индивид, который борется с волей, (а воля выражается как в жизни, так в смерти), является свободным.
Аскетизм
(отречение) - вот истинная противоположность
истинной воли, т.е. противоречие желанию
и хотению, проявлениям воли. Именно
аскетизм, встречающийся в жизнеописании
святых, как «преднамеренное сокрушение
воли через отказ от приятного и поиски
неприятного, самобичевание ради полного
умерщвления воли»,- есть уничтожение
отдельного проявления воли, а значит
освобождение [5].
Выводы
В заключении можно сказать, что в основе философии Артура Шопенгауэра лежит учение о воли как первоначале бытия. Шопенгауэр полагал, что существует некая неизвестная сила, которая участвует во всех замечаемых нами явлениях природы и человеческого общества, она зовет, побуждает и властвует нашим миром, нашим рассудком.
Гений,
однако, представляет такое состояние,
в котором достигается господство
интеллекта над волей и жизнь управляется
разумом, а не импульсами. Воля предстаёт
как человеческий эгоизм, преодоление
эгоистических импульсов осуществляется,
по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали
т.к. мораль - это орудие свободы, а искусство
- это состояние слияния с прекрасным,
когда человек находится в рамках чистого,
незаинтересованного созерцания, именно
тогда он ощущает себя вне потока времени
и всяких других отношений, оторванный
от желаний, он отдаётся чистому безвольному
познанию, вступает в другой мир, где
нет уже ничего того, что бы волновало
нашу волю и так сильно потрясает нас.
Список
использованных источников