Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:46, реферат
Работа состоит из 4 глав. В первой главе рассмотрена личность в философии, во второй главе свобода и ответственность, в третьей религия и свобода, в четвертой вера и знание.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Проблема личности в философии……….………………………………...5
2. Свобода и ответственность – вечная дилемма…………………………...7
3. Религия и свобода совести………………………………………………...9
4. Вера и знание…………………………………………………...…………12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16
Государство
в той или иной форме достаточно
жестко определяло свою политику по отношению
к религии. В Российской империи две религии
делились на три группы: государственную
(православие), терпимые (другие христианские
конфессии, ислам, буддизм и др.) и нетерпимые
(различные секты). Свободомыслие и атеизм
преследовались по закону. В современной
России действует Закон «О свободе совести
и о религиозных объединениях» от 1 октября
1997 г., где под свободой совести понимается
«право исповедовать индивидуально или
совместно с другими любую религию или
не исповедовать никакой, свободно выбирать
и менять, иметь и распространять религиозные
и иные убеждения и действовать в соответствии
с ними». Законом закрепляется и охраняется
как светский характер государства и равенство
всех религий перед законом, так и право
гражданина на свободный выбор своего
отношения к религии. Это особенно важно,
поскольку избрание той или иной системы
ценностей (как религиозной, так и светской)
является сугубо личностным выбором человека,
за который он несет ответственность перед
своей совестью. Более того, нужно подчеркнуть,
что в многонациональном государстве,
каким является Россия, общенациональная
идея должна быть нерелигиозной, светской.
В противном случае невозможна выработка
национального самосознания всех россиян.
4.
Вера и знание
Вышеизложенное позволяет выделить рациональную веру, основанную на предполагаемой вероятности того или иного события и готовности в это поверить, и иррациональную веру, сутью которой является абсолютная убежденность в существовании иного мира по сравнению с нашим обычным, мира потустороннего, не подчиняющегося физическим законам. Этот мир не является параллельным нашему повседневному миру и опыту, а он находится внутри нас («царство Божие — внутри нас») и не менее реален, чем мир обычных вещей и явлений. Более того, этот сверхъестественный мир открывается человеку тем или иным способом, с ним можно общаться и, наконец, он дается человеку в словах и действиях «святых», «учителей», «пророков» и т.д. Именно этот высший мир, данный ему в акте религиозной веры, является той высшей ценностью, которой он отдается полностью.
Законы физического мира мы познаем настолько, насколько далеко и глубоко проникают в микро- и макрокосмос наши приборы и логика мысли ученого. Познание живого уже ограничено хотя бы тем, что мы не можем получить живое из неживого, и классический принцип «каждая клетка из клетки» остается в силе. Тем более ограничено познание человека, о чем говорит весь опыт современной биоэтики, включая возможности генной инженерии, клонирования и др. Что же касается богопознания, то христианская теология говорит нам о том, что человеку открывается только «теофания», т.е. «слава Божья», а не сама сущность Творца мира и человека.
Отсюда понятно, что мир религиозных ценностей в сущности своей есть то, что открыто человеку в качестве исходных посылок для следования воле Божьей и исполнения замысла Творца. Поэтому задавать вопросы Богу по поводу природы этих ценностей или следствий их применительно к человечеству и познанию им мира по меньшей мере бессмысленно. Более того, это греховно, поскольку первоначальное обращение к Богу и его заповедям должно в христианской традиции начинаться с покаяния, т. е. полного пересмотра своей жизненной позиции и отказа от своей воли и гордыни. Человек должен всю жизнь «идти» к Богу, исполнять его волю, совершенствоваться сам в духе той или иной конкретной системы религиозных ценностей. Их источник по-разному понимается в западной и восточной традициях, но их следствия для жизни человека во многом близки, что позволяет утверждать: «Перегородки, разделяющие верующих на земле, не доходят до Неба». Как свидетельствует современная культура, антропология, первые признаки раздвоения мира в сознании человека на реальный и потусторонний, загробный появились около 40 тыс. лет назад. В эту эпоху уже фиксируется обряд захоронения и главным в нем является приготовление тела покойного к будущей жизни (оружие, украшения, пища, предметы обихода).
Далее формируются достаточно разветвленные системы ценностей в национальных и мировых религиях, возникают синкретические и нетрадиционные культы, делаются попытки создания единой мировой религии. В последние десятилетия набирает силу экуменическая тенденция, сутью которой является попытка сближения разных христианских и других мировых и национальных религий для решения глобальных общечеловеческих проблем. Действительно, разные системы религиозных ценностей имеют немало общего, особенно в сфере религиозной морали. Независимо от исповедования или неисповедования какой-либо религии люди хотели бы жить в мире, благополучии, безопасности, любви к семье и детям и т.д. Кроме того, у любого человека в той или иной степени есть стремление к духовным ценностям. Духовность — это синтез Истины, Красоты и Добра с акцентом на последнем, ибо его человек способен творить сам. В христианской философии это выражается триадой Веры, Надежды, Любви и обнимающей их Софии, т. е. мудрости.
В последние годы немало ученых-естествоиспытателей и богословов обосновывают идею взаимодополнительности веры и разума, религии и науки. Эта проблема гносеологического характера имеет и важный моральный аспект. Нужно особо подчеркнуть существенное различие в моральном отношении человека к Богу и к людям. В первом случае мы имеем дело с абсолютным неравноправием (человек есть творение Бога, но ни в коем случае не сам Бог), из чего вытекает необходимость служения Богу как высшему идеалу. В то же время верующий в Бога и любящий его всеми силами души не может не ненавидеть его антипода — Дьявола и не может не бороться со злом прежде всего в своей душе. В отношениях с другими людьми на первый план выходит идея равноправия и равноценности, где вражда и борьба принципиально недопустимы. Однако другой человек может быть носителем зла, противником моего отношения к Богу и, следовательно, с ним нужно вести борьбу, иногда смертельную. Для разрешения этого парадокса в христианстве есть формула: «Ненавидь грех, но возлюби грешника».
Соотнесение
Бога как высшего идеала и нравственной
ценности с ценностью жизни и духовного
мира каждого человека чревато еще одной
труднейшей проблемой. Речь идет о том,
что пламенная вера в тот или иной идеал
(религиозный или светский) может вести
к жестокости и бесчеловечности, когда
миллионы человеческих жизней приносятся
в жертву этому идеалу. Говоря словами
русского религиозного мыслителя С. Л.
Франка, «ненависть к злу превращается
в ненависть ко всей живой жизни». Вот
почему так трудно отделить добро от зла,
ценность от антиценности, служение идеалу
от поклонения идолу. В этом смысле к человеку
неприложимы абсолютные моральные оценки
с позиций того или иного нравственного
вечного идеала. Деление людей на плохих
и хороших, нравственных и безнравственных,
«наших» и «ненаших» основано на вещном
подходе к человеку, игнорировании его
главного сущностного качества — свободы
и возможности изменения себя. Жесткое
следование нормам религиозной (конфессиональной)
морали в сущности ведет к тому, что представители
других конфессий, а тем более неверующие
люди, заведомо рассматриваются как ущербные,
неполноценные, не овладевшие подлинными
ценностями.
Заключение
В заключение рассмотрения темы необходимо подвести некоторые итоги.
Итак: понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании.
Становление личности происходит в процессе социализации, т. е. усвоения ею опыта и ценностных ориентаций данного общества. Человек учится выполнять социальные роли. Все эти роли сильно зависят от стереотипа мышления.
Одной из важных и наиболее притягательных для человека религиозных ценностей является идея Бога как творца всего сущего в богословском понимании. Бог не только творец мира и человека, но и объект высшего поклонения, бесспорная и безусловная высшая ценность.
Мир
религиозных ценностей в сущности своей
есть то, что открыто человеку в качестве
исходных посылок для следования воле
Божьей и исполнения замысла Творца.
Список
литературы