Власть и насилие в политической концепции Н. Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:03, доклад

Описание работы

Никколо́ Макиаве́лли (Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря), автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.

Работа содержит 1 файл

Макиавелли.Власть и насилие..doc

— 43.50 Кб (Скачать)

 

Автономное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Ленинградский государственный  университет им. А. С. Пушкина

 

 

Кафедра общей  и прикладной психологии

 

 

 

 

Доклад

 

Власть  и насилие в политической концепции         Н. Макиавелли

 

 

 

 

 

 

Автор работы: студент (Филичкина О.В., факультет психологии, 1 курс, 721 группа)

 

Руководитель: (Бенда В.Н.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург-Горбунки

 

2013

 

Никколо́  Макиаве́лли (Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря), автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.

 

Политическая  философия Макиавелли полна ренессансного  оптимизма. Человек может все, и  поваленные монархи должны пенять только на себя. Только и личность сильна, умеющая ловко приспосабливаться к изменчивым обстоятельствам.

 

Одной из важнейших  новаций учения Макиавелли стало  рассмотрение политики как совершенно самостоятельной сферы исследования. Здесь впервые проблемы управления рассматриваются независимо от религиозных, теологических, философских и этических учений. У Макиавелли почти нет ссылок на «волю Божью», а говоря о судьбе, он акцентирует своё внимание на способах борьбы с ней; он ничего не говорит о должном поведении, опирающемся на христианские моральные ценности или добродетели. Поведение как правителя, так и подданных не связывается со «спасением души», а только с земными интересами. Сфера политики оказывается полностью автономной, это «политика для политики».

 

Роль  церкви и в истории Италии, и в истории Европы Макиавелли оценивал очень негативно. Макиавелли хорошо видел, чувствовал и сознавал силу религии, её социальную функцию, её консерватизм и власть над умами и сердцами верующих и поэтому призывал всемерно использовать эту силу для общего блага, в особенности для объединения и укрепления государства. Исходя из этого, Макиавелли настоятельно рекомендовал главам республик или царств сохранить основы, поддерживающей их религии. Если они будут поощрять и умножать всё, что возникает на благо религии, хотя бы они сами и считали всё это обманом и ложью, то им будет легко сохранить своё государство религиозным, а значит - добрым и единым.

 

Однако Макиавелли признавал именно практическую пользу религии. Это его слегка пренебрежительное отношение к Римской католической церкви вполне объяснимо. Как христианин он обязан был знать основные догматы христианской веры, как образованный человек своего времени он должен был читать труды отцов церкви, но то, что он видел вокруг себя, ничуть не напоминало мир евангельских заповедей. Распутные и продажные священники, обагрённые кровью руки наместников святого Петра, кардиналы, дерущиеся за власть подобно стае диких псов, - вот то, что было вполне обычным для того времени. Те же, кто пытался бороться с создавшимся положением вещей, чаще всего расставались со свободой, а то и с самой жизнью.

 

Он считает, что управление людьми должно основываться на знании реальной человеческой природы. А человек по своей природе не является ни хорошим, ни плохим, впрочем, как замечал Макиавелли, плохого в нем больше. Следовательно, умелый политик должен больше принимать в расчет слабости и недостатки людей, нежели их положительные качества. Говоря о природе человека, Макиавелли неоднократно подчеркивает, что люди скорее забудут о смерти отца, нежели потерю имущества. Поэтому борьба между людьми достигает особого накала там и тогда, где речь идёт об обладании собственностью. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства.

 

В основе государства лежит сила, не связанная ни с какими моральными нормами, поэтому государство нуждается в аппарате принуждения, и прежде всего в армии. Сам политик должен обладать началами полководца.

 

Было бы, однако, неверно рассматривать политическое учение Макиавелли как проповедь безнравственности. Моральные соображения у Макиавелли всегда подчинены целям политики. Политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет единственный собственный критерий оценки, заключенный в ней самой: критерий этот - польза и успех, достижение поставленных целей. Хорошим и благим флорентийский секретарь объявляет все, что содействует укреплению государства, его похвалы удостаиваются те политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в том числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия.

 

Государь Макиавелли - герой его политического трактата - это разумный политик, применяющий  на практике правила политической борьбы, ведущие к достижению цели, к политическому  успеху. Имея в виду государственный интерес, пользу правления, стремясь «написать нечто полезное», он считает «более верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Он отвергает распространенные в гуманистической литературе сочинения об идеальных государствах и идеальных государях, отвечающих представлениям о должном ходе государственных дел. Цель автора «Государя» иная - практические советы фактическому политику ради достижения реального результата. Только с этой точки зрения Макиавелли рассматривает и вопрос о нравственных качествах идеального правителя - государя. Реальная политическая действительность не оставляет места для прекраснодушных мечтаний. Это не значит, что государь должен нарушать нормы морали, но он должен использовать их исключительно в целях укрепления государства. Поскольку проявлять добродетели на практике «не допускают условия человеческой жизни», государь должен добиваться лишь репутации добродетельного правителя и избегать пороков, особенно таких, которые могут лишить его власти, «по возможности, не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». В сущности, Н. Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило «цель оправдывает средства». Однако целью этой является, по Макиавелли, вовсе не частный личный интерес правителя, государя, но общее благо, которое он не мыслит вне создания сильного и единой национального государства.

 

Идеальный государь — это «лисица и лев», он является и обожаемым народом и внушающим  страх. Но так как этого трудно добиться, то проще всегда держать подданных в страхе. В случае необходимости монарх (особенно придя к власти) может и должен применять крайне жестокие меры, например переселить целые народы, разрушить старые города и построить новые, сделать богатых бедными, а бедных — богатыми. Все меры оправданы, когда речь идет о сохранении стабильности и порядка в государстве. Так, если есть хотя бы возможность бунта, то лучше заранее казнить несколько десятков ни в чем не повинных  людей, которые могли бы возглавить его, чем допустить сам бунт, в котором наверняка погибнут тысячи. Народ должен любить и (больше) бояться правителя. Есть психологические чувства, которые вредны для власти - ненависть и презрение. Нельзя грабить народ. Презрение вызывает бездеятельность правителя, его малодушие. Политика "золотой середины". Правитель должен научиться быть недобрым (умение лгать, убивать). Правитель должен казаться великим человеком (имидж).

 

Суть трактата "Государь" - учение о политике.

А) Политика - это  опытная наука о реальном положении вещей. Изучает мир власти таким, каков он есть.

Б) Политика - наука  о способах захвата и удержания  власти. Первый сформулировал понятие  власти. Власть - состояние господства и подчинения.

В) Политика - целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна - поддержать и предложить власть.

Г) Политика - особая сфера аморальная общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться  моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную  оценку.

Д) Политика автономна по отношению к религии.

Е) Политика - сфера, где всякая цель оправдывает средства.

Ж) Политика - это  искусство. Политике нельзя научить, первостепенное значение имеет личность. В политике нет постоянных средств успеха. Выбор  средств зависит от ситуации.

Гриненко Г.В. История философии : учебник / Г. В. Гриненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 689 с. - (Основы наук)

http://lib.ru/POLITOLOG/MAKIAWELLI/gosudar.txt

http://state.rin.ru/cgi-bin/main.pl?id=27&r=18

http://referat.ru/referats/view/18574

 


Информация о работе Власть и насилие в политической концепции Н. Макиавелли