Вл. Соловьев

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

Вл. Соловьев (1853—1900)– крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских концессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Содержание

Введение
Биография В.Л. Соловьева
2.1 Семья
2.2 Детство
2.3 Образование
2.4 Преподавание
2.5 Кончина
3. Философские взгляды В.Л. Соловьева
4. Философия «Всеединства» ВЛ. Соловьева
5. Заключение
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 52.07 Кб (Скачать)

     Сам В.С. Соловьев так сформулировал  суть теории всеединства: «Всеединство, по самому понятию своему, требует  полного равноправия, равноценности  и равноправности между единым и  всем, между целым и частями, между  общим и единичным». При этом философ  призывает различать два вида всеединства — истинное и ложное: «Я называю истинным или положительным  всеединством такое, в котором единое существует не за счет всех или в  ущерб им, а в пользу всех. Ложное, отрицательное единство подавляет  или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким  образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия». Нетрудно заметить, что принцип всеединства как воплощение некоей божественной воли повсеместно проявляет себя в окружающей вселенной и в частности в природе, общественной жизни и теории познания (гносеологии).

     Так, Соловьев следующим образом объясняет  одно из его проявлений в природе: «Сама индивидуальная жизнь животного  организма уже содержит в себе хотя бы ограниченное подобие всеединства, поскольку здесь осуществляется почти полная солидарность и взаимосвязь  всех частных органов и элементов в единстве живого тела». Действительно, признание биологической взаимозависимости и равновесия как применительно к отдельному живому существу, так и ко всей природе, в свете нынешних экологических проблем становится одним из главнейших условий нашего существования. Философия всеединства легко применима и к жизни общества. «Как бы то ни было... — пишет Соловьев, — требуется, прежде всего, чтобы мы относились к социальной и всемирной среде как к действительно живому существу, с которым мы, никогда не сливаясь до безразличия, находимся в самом тесном и полном взаимодействии». В этой связи философ призывал человеческую личность не «подчиняться» общественной среде и не «господствовать» над нею, а быть с нею «в любовном взаимодействии», «служить для нее деятельным, оплодотворяющим началом движения» не только в интересах какой-то группы, собственного народа, но и всего человечества. В самом деле, в общественной жизни России своего времени Соловьев был поборником социальной гармонии, резко критиковал ее нарушения со стороны государства и официальной церкви, выступал против национализма, классовой непримиримости и любых видов разобщения людей. Кстати, слово «борьба», столь милое нашим революционерам, почти не не употребляется в его сочинениях, а если и употребляется, то главным образом как синоним слова «вражда».

     Требование  всеединства для отечественной  культуры и для самого существования  нашего государства является определяющим. Именно истинное всеединство, когда  «единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех», должно было сплотить российские народы в дружную семью; его-то и  добивались соратники Соловьева  применительно к Российской империи. Что же касается ложного единства, которое «подавляет или поглощает  входящие в него элементы» (сословия, классы и народы), то за примером ходить недалеко: такое единство стало идеалом  и звериной практикой большевизма и сталинизма, что привело к деградации культуры и распаду некогда могучего государства.

     В известной работе «Русская идея» (1888) Соловьев, прежде всего, стремился ответить на вопрос: каков смысл существования  России во всемирной истории? Рассматривая человечество как «великое собирательное  существо», «социальный организм», живые члены которого представляют собой различные нации, Соловьев считал, что специфическая функция  России в этом организме — способствовать осуществлению в мировом масштабе идеи теократии — некоего «вселенского христианства», свободного от односторонности  и религиозного догматизма, как Востока, так и Запада. Исходя из представления  о Церкви как о «живом теле Христа», для которого все люди равны и  «нет ни эллина, ни иудея», Соловьев выводил  необходимость органического всемирного братства народов, объединенных верой  и исключающего любые проявления и национализма, и космополитизма. Видя в, национализме коллективный эгоизм, а в космополитизме — отречение  народа от собственной, данной ему Богом  души, Соловьев в то же время говорил, что «национальные различия должны пребыть до конца веков», хотя высший смысл существования наций «не  лежит в них самих, но в человечестве». Если перевести мысли русского философа на язык современной геополитики, то всемирно-историческая миссия России состоит в том, чтобы бескорыстно поставить на службу многочисленным евразийским народам свою высокую материальную и духовную культуру, весь свой государственный опыт, не требуя ничего взамен, уважая их самобытность и тем самым, способствуя сохранению истинного, а не ложного, единства огромной страны, ныне, по выражению того же Соловьева, раздираемой «эпидемическим безумием национализма». Призывая в духе христианства любить все другие народы как свой собственный, Соловьев учил, что ниспосланная свыше миссия любой великой державы заключается не в ее исключительности и господстве, а в том, чтобы служить другим, более слабым народам, а следовательно, и всему человечеству.

     Вопрос  о применении принципа всеединства  в гносеологии (теории познания) на первый взгляд кажется чисто философским  и не имеющим прямого отношения  к культуроведению. Однако, как мы увидим далее, от того, каким образом  человек стремится познавать  мир, во многом зависит судьба отдельных  обществ и человечества в целом. В. Соловьев обосновывал и развивал мысль о том, что наиболее полное и адекватное представление о  мире («истинное», «цельное» знание о нем) возможно лишь на путях органического  синтеза (единства) таких форм общественного  сознания, как религия, философия  и эмпирическая наука. В совокупности они образуют «свободную теософию»  — мыслительную деятельность, которой  себя и посвятил Соловьев. В этой триаде богословия, философии и научного знания высшей формой, по мнению «всеединцев», была вера, откровение, ниспосланные Богом, хотя сам Соловьев и выступал против «слепой веры», не подкрепленной данными науки. Вера не враждует со знанием, напротив, сплошь и рядом сливается с ним, переходит в него. Выступая не против разума, а в союзе с ним, она — «особое ясновидение сердца». «Точные знания, метафизика и религия должны находиться в некотором гармоническом отношении между собой, установление такой гармонии и составляет задачу философии каждого времени», — утверждал С.Н. Булгаков. По словам В. Соловьева, к истине — цели «свободной теософии» — можно идти, отправляясь от ее любой составной части. Сам он пришел к идее всеединства через философию, С.Н. Булгаков — руководствуясь преимущественно верой, а П.А. Флоренский, особенно в последние годы жизни, тесно связывал свои теософские идеи с точными науками, в частности, предвосхитив семиотику.

     Стремление  к гармонии, органическому синтезу  между религией философией и опытной  наукой имеет огромное значение не только для судеб любой национальной культуры, но и для человеческой цивилизации в целом. В первом случае оно способствует сглаживанию искусственного и гибельного противостояния между духовенством и творческой интеллигенцией, между «физиками» и «лириками», в конечном счете, между «элитой» и «народом», разлад между которыми чреват революцией и гибелью культурных ценностей; во втором случае — позволяет нейтрализовать разрушительные последствия «чистой» науки, современной технократии, часто лишенных духовных тормозов и уже сейчас ведущих человечество к гибели. Стоит только вообразить, что было бы с нами, если бы научные гении типа Эйнштейна и Сахарова были бы одновременно и бездушными политиками-нигилистами типа Гитлера или Сталина! С этой точки зрения философия всеединства и в наше время представляется весьма актуальной. В тесной связи с религиозным характером учения В. Соловьева находится и преобладание в нем нравственного начала, хотя он и его последователи много внимания уделяли как практическим научным изысканиям, так и вопросам эстетики. Подобно Паскалю и Канту, с его «категорическим императивом», Соловьев был убежден, что каждая душа «по природе — христианка». Лучше всего христианское мироощущение Соловьева было выражено им в таких строках: Смерть и время царят на земле, Ты владыками их не зови. Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви. По Соловьеву, три «кита», на которых покоится наша нравственность, — это свойственные человеку от природы чувства стыда, жалости и благоговения. При этом под чувством стыда Соловьев понимал, прежде всего, человеческую совесть, которая стоит выше ума и делает человека венцом творения. Несомненно, что совестливый человек «человечнее» умного, который может быть и злым и вредным, опасным для других людей. Первые два чувства хорошо известны и не требуют особых пояснений, хотя совестливость и жалость, кажется, сдают свои позиции в условиях современной цивилизации с ее культом прагматизма и гедонизма и изощренными орудиями массового уничтожения (ГУЛАГ, душегубки, разные формы геноцида). А благоговение, как его понимает В. Соловьев, всегда выступало и выступает как главнейшее условие существования любой национальной культуры. «Я не могу не -Чувствовать благодарности и благоговения, — пишет он, — к тем людям, которые своими трудами и подвигами вывели мой народ из дикого состояния и довели его до той степени культуры, на которой он теперь находится». Иными словами, любой подлинно культурный человек не может не ощущать своего неоплатного долга перед предками за завещанные ими духовные и материальные богатства, обязан сохранять и приумножать их и, в свою очередь, передавать потомкам культурную эстафету, повинуясь тому внутреннему велению к добру, которое Кант называл «категорическим императивом». Лучше всего об этом сказал великий Пушкин:

     «Чувства  дивно близки нам —

     В них обретает сердце пищу:

     Любовь  к родному пепелищу,

     Любовь  к отеческим гробам.

     Животворящая  святыня!

     Земля была б без них мертва»...

     Подобно своим великим предшественникам и современникам, от французских  энциклопедистов до Л.Г. Моргана  и Э.Б. Тайлора, стремящихся уловить динамику развития человеческого общества, В. Соловьев был эволюционистом, т.е. защищал идею поступательного движения культуры. Однако понимание прогресса, как и философия всеединства в целом, носили у него религиозно-мистический характер. Человек, утверждал он, действительно движется от «природного» к «духовному», от звероподобного существа к некоему идеалу, и этим идеалом является сам Бог. Первым «богочеловеком» был Христос, ставший живым ориентиром нашего восхождения к Абсолюту. В. Соловьев называл такой процесс «творческой эволюцией», конечная цель которой — превращение человека только «разумного» в человека «духовного», объединенного в «богочеловечестве». Достигнуть этого можно, лишь борясь с «биологизацией» жизни, со звериным стремлением людей к удовлетворению только своих похотей и прихотей, убивающих как человеческую душу, так и окружающую природу. Выступая против того, что в наши дни получило название «потребительство», и призывая к осознанному ограничению безмерно растущих человеческих потребностей, Соловьев утверждал, что цель христианского аскетизма, т.е. борьбы против всякого рода излишеств, — не ослабление плоти, а «усиление духа для преображения плоти». В соответствии с этим и христианский универсализм имеет целью не уничтожение природных особенностей каждой нации, а, напротив, усиление национального духа через очищение его от всякой эгоистической закваски. Говоря о месте В. Соловьева в русской культуре, нельзя не отметить его выдающегося вклада не только в философию и богословие, но и в нашу литературную критику и художественную словесность. Им написаны многочисленные работы о Пушкине, Лермонтове, Достоевском, Толстом, Фете, Тютчеве и других писателях, оставлено значительное стихотворное наследство, многочисленные переводы и обширная переписка. Его известное стихотворение стало чем-то вроде поэтического манифеста русского символизма, духовным отцом которого он по праву считается:

     «Милый  друг, иль ты не видишь,

     Что все видимое нами —

     Только  отблеск, только тени

     От  незримого очами?»

     5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Философия «всеединства» Владимира Соловьева  очертила новые подходы к решению  фундаментальных мировоззренческих  вопросов. Она, конечно, не могла не породить ряд новых проблем, которые  так активно обсуждали представители  украинской и русской религиозной  философии конца ХIХ – начала ХХ вв.

     Одна  из таких проблем касалась возможностей сугубо философскими средствами адекватно  постигнуть сущность бытия, его глубинную  природу, закономерности и движущие силы развития. Укажем, что эта проблема имеет реальные основания, она объективно возникает перед мыслителями  независимо от того, к какому философскому направлению они принадлежат. Однако в границах религиозной философии  представленная проблема приобретает  в особенности острые формы, поскольку  в этом случае рассматривают веру как более важный источник и средство постижения действительности, нежели ум. Учитывая это и возникает вопрос о размежевании функций веры и  ума, который уже содержит в себе так или иначе тенденцию к ограничению “сферы компетенции” ума.

     Для собственно же философии всеединства  В. Соловьёва характерны, на мой взгляд, по меньшей мере три момента: 1) «всеединство», действительно, исходная интуиция, руководящая и всеобъемлющая идея его философии; 2) концепция всеединства у В. Соловьёва, сравнительно с другими мыслителями, изложена значительно более систематично и всесторонне, что и позволило С.Н. Булгакову назвать его систему «самым полнозвучным аккордом, какой только когда-либо раздавался в истории философии»; 3) системообразующим началом философии Вл. Соловьёва является «этика всеединства». Именно «оправдание добра» как рефлексия мироотношения, осуществляемая посредством жизнеощущения и миропонимания, составляет главную задачу и смысл системы В. Соловьёва.

     6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 г.

    2. Акулинин  В. Н. Философия всеединства:  От В. С. Соловьева к П.  А. Флоренскому. – Новосибирск:  Наука. Сиб. отд-ние, 1990 г.

    3. Зеньковский  В.В. История русской философии.  В 2-х томах. Т. 2. Ростов-на-Дону, 1999 г.

    4. Лосев  А.Ф. Владимир Соловьев и его  время. – М.: Молодая гвардия, 2000 г.

Информация о работе Вл. Соловьев