Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:15, реферат
Духовность сущность человека - это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во все более полной мере оно становится достоянием передового человека. У него присутствует широкий кругозор, охватывающий горизонты науки и техники и высокая культура чувств.
Люди, причисляющие себя к атеистам, очень разные. «Научные» атеисты (материалисты) последовательно отвергают всё не укладывающееся в материалистическое объяснение действительности Агностики вообще не рассматривают вопросы, о которых точно ничего не известно. Человек с бессистемным мировоззрением верит в существование сверхъестественных феноменов (часто подобные люди говорят: «Что-то такое есть»), но это не побуждает его изменить собственную жизнь.
И вера в Бога, и вера в Его отсутствие влияют на личность человека. Атеисты нередко испытывают больший, чем люди религиозные, страх перед смертью и болезнями; чаще сталкиваются со сложностями в построении иерархии ценностей; порой суеверия заменяют им церковные обряды. Те же особенности характерны и для так называемых номинальных верующих — они только говорят о своей вере и в лучшем случае ограничиваются участием во всенародных конфессиональных праздниках.
ВЕРА КАК ОТОБРАЖЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО
Для человека вера — не только доверие и признание истины, но и преломление настоящего сквозь призму идеалов и ценностей, проекция ожидаемого будущего. Например, чрезвычайно важно для веры понятие смысла жизни. Стремление человека найти и реализовать его — основной двигатель развития личности. Австро-американский психолог и психотерапевт Виктор Франкл рассматривал это стремление как врождённую мотивационную тенденцию. Если данная тенденция остаётся нереализованной, возникает «экзистенциальный вакуум».
Особенно важна вера в тяжёлые моменты жизни, в минуты, когда требуется максимальное напряжение духовных и физических сил. Вера в этих условиях питает энергию и волю. Она вообще, как отмечал американский психолог и философ Уильям Джеймс, делает для человека радостным то, что при других обстоятельствах является игом суровой необходимости.
Благодаря вере ценности и цели людей из просто «знаемого» превращаются в «значимое своё». Вера умножает душевные силы, будит творческую энергию. Раскрыть свой потенциал человек в полной мере без веры не может. Эпохи веры, писал Гёте, были эпохами творческими и плодотворными, тогда как эпохи безверия — бесплодными и пассивными.
Не секрет, что часто наши идеалы и ценности «не стыкуются» с повседневностью. Приходится выбирать между ними и стремлением «быть как все». Но, как говорит испанская пословица, «если ты не живёшь так, как веришь, то начинаешь верить так, как живёшь». Идеалы и ценности нужно постоянно поддерживать в «активном» состоянии. Один из древнейших и испытанных способов — аскетизм (от греч. «аскеос» — «искусно отделывающий, обрабатывающий что- либо»; «упражняющийся в чём-либо»). В широком смысле аскетизм не предполагает уход от мира или «умерщвление плоти» (как в некоторых монашеских практиках). Это преимущественно «гимнастика воли», позволяющая человеку не зависеть от своих чувств и желаний, отделять главное от второстепенного.
Аскетизм даёт возможность контролировать внутреннее состояние и вы страивать собственную жизнь согласно: выбранным идеалам.
Стремление поделиться своей верой с другими — насущная потребность человека. Вера диалогична, а потому способна объединять (или разъединять) людей.