Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:08, реферат
Исследуя природу, мы обнаруживаем проявление альтруизма. Термин этот происходит от латинского alter, что значит «другой» , «чужой», он был введён в XIX веке французским философам Огюстом Контом, который определил альтруизм как противоположность эгоизму. Кроме того , альтруизмом часто называют стремление действовать на благо ближнего, любовь к ближнему , преданность и великодушие по отношению к другим, бескорыстную заботу о чужом благе.
Альтруизм- принцип жизни…………………………………….1
Объединение создаёт жизнь на новой ступени………………..2
Жизнь индивидуума относительно жизни общности………...2
Коллективное общество в животной среде…………………....2
Взаимозависимость …………………………………………….3
Люди являются частью природы………………………………3
Всё в природе сводится к единству……………………………4
Белорусский
национальный технический
университет
Реферат по Философии
Тема: Э.Ласло «Вавилонская башня-последний ярус»
Минск 2011
Cодержание
Альтруизм- принцип жизни
Исследуя природу, мы обнаруживаем проявление альтруизма. Термин этот происходит от латинского alter, что значит «другой» , «чужой», он был введён в XIX веке французским философам Огюстом Контом, который определил альтруизм как противоположность эгоизму. Кроме того , альтруизмом часто называют стремление действовать на благо ближнего, любовь к ближнему , преданность и великодушие по отношению к другим, бескорыстную заботу о чужом благе.
По сути, оба эти термина - «альтруизм» и «эгоизм» - из всех существ характеризуют только человека, ведь такие понятия как «намерение» и «свобода желания», относятся лишь к человеческому роду . У других созданий нет возможности выбирать. Получение и отдача, поглощение и исторжение, а также охота за добычей и самопожертвование абсолютным образом укорены в их генах и инстинктах. Однако мы будем использовать термины «альтруизм» и «эгоизм» в фигуральном смысле, чтобы облегчить понимание законов, управляющих жизнью в природе . и сделать из этого выводы на свой счёт.
На первый взгляд природа кажется нам ареной эгоистической борьбы индивидов, в которой побеждает сильнейший. Отсюда у исследователей возникает потребность в теориях, объясняющих прямые и косвенные стимулы, которые подвигают индивидов на альтруистические действия. Однако более пристальный и всесторонний взгляд выявляет общую картину: все формы борьбы ведут как раз к ещё большему равновесию ,к поддержке существования друг друга , к оздоровлению системы и к более успешному развитию природы в целом.
Всё более углубляясь в природу, научная мысль обнаруживает, что все её составляющие взаимосвязаны между собой , подобно частям единой универсальной системы. Хотя мы переносим на природу свои чувства, пологая, что ей присуща жестокость, однако в действительности истребление одного существа другим является действием , которое обеспечивает продолжение гармонии и здоровья в общей системе природы. Аналогичным оброзом в нашем теле ежеминутно умирают и обновляются миллиарды клеток – от чего, собственно, и зависит течение жизни.
Объединение создаёт жизнь на новой ступени.
Хотя во всех клетках нашего тела заключена одна и та же генетическая информация , каждая из них активизирует свою часть наследственных сведений, сообразно со своим местом и с собственной функцией в теле. На первоначальных этапах развития плода все его клетки идентичны, однако со временем они сортируются, и каждая обретает свойства клеток определённого типа. У каждой клетки свой «разум» , однако общее альтруистическое объединение делает возможным возникновение нового существа, цельного организма , разум которого относится к более высокой ступени развития. Он присутствует не в какой-то отдельной клетке, аименно в объединении между ними.
Жизнь индивидуума относительно жизни общности
В случае необходимости клетка «отказывается» от продолжения своей жизни ради интересов тела. В период генетических деформаций , способных превратить одну клетку в раковую, она активизирует механизм , ведущий к прекращению её жизни. «Опасение», что она станет раковым очагом и подвергнет опасности весь организм, заставляет клетку отказаться от своей жизни ради общего блага.
Аналогичные альтруистические проявления , только в других обстоятельствах, можно наблюдать , к примеру у плесенных грибков. В идеальных условиях они существуют в виде отдельных клеток обеспечивающих себя пищей и самостоятельно размножающихся. Однако при возникновении не достатка пищи они создают многоклеточный организм, в процессе формирования которого часть клеток отказывается от продолжения собственной жизни, чтобы повысить выживаемость других клеток.
Коллективное общество в животной среде
Животный мир показывает нам замечательные примеры жизни в коллективном сообществе, каждый член которого действует ради общей пользы. Подобные проявления поведения можно наблюдать у муравьёв, у млекопитающих, у птиц и у других представителей фауны планеты.
Биологи Амоц и Авишаг Заави , исследуя коллективную жизнь арабских серых дроздов – певчих птиц, распространённых в пустынных районах, описали многочисленные формы альтруистического поведения. Арабские серые дрозды живут группами , сообща защищают свои владения и все заботятся об общем гнезде. Во время совместного приёма пищи один из членов группы «стоит на страже», несмотря на собственный голод. Особи, нашедшие пищу, отдаю её другим, прежде чем насыщаются сами. Взрослые кормят птенцов, принадлежащих другим членам группы, и заботятся обо всех их нуждах. С приближением хищника серые дрозды кричат, чтобы предупредить своих товарищей, хотя тем самым обнаруживают себя. Более того , они рискуют жизнью в попытках вызволить члена группы, попавшего в когти хищника.
Взаимозависимость
Научные исследования выявили несчётные примеры обоюдной зависимости, из которых мы приведём лишь один, описывающий взаимоотношения между представителями растительного и животного уровня. Растение юкка находится в симбиозе с бабочкой юкка. Самки бабочки опыляют растение, собирая пыльцу с тычинок одного цветка и точно прилепляя его к столбику пестика другого. После этого бабочка откладывает яйца в рыльце, где позже образуются семена юкки. Вылупляющиеся гусеницы питаются завязывающимися семенами, оставляя при этом достаточно ростков для продолжения симбиотической цепочки. Подобная система взаимоотношений обеспечивает жьзнь и бабочкам, и растениям.
Люди являются частью природы
Можно, конечно, изобрести химические препараты, которые будут нас насыщать, однако это неестественно. Нужно понимать, что использование природных ресурсов не представляет никакой проблемы, если целью является обеспечение наших насущных потребностей. Тем самым человечество не разрушает природу, не приводит к эксцессам и катаклизмам. Нужно лишь правильно использовать каждый природный уровень, поскольку он предназначен именно для обслуживания более высокой ступени. В таком случае, организм, завершающий свое существование, чтобы дать жизнь высшему, вовсе не чувствует, что теряет жизнь.
Мы наделяем
животных своими чувствами и, естественно,
начинаем их жалеть. Однако, во-первых,
хотя они и кажутся нам несчастными, их
ощущения отнюдь не совпадают с нашими.
А во-вторых, понимаем мы это или нет, такова
природа вещей. Противодействуя общему
закону природы, даже если он представляется
нам на редкость жестоким, сами мы проявляем
еще большую жестокость, так как коверкаем
природу и вызываем неизбежную негативную
реакцию.
Всё в природе сводится к единству
Эволюция природы доказывает, что процесс глобализации, превращения всего мира в одну «маленькую деревню» неслучаен, он является естественным этапом развития цивилизации по направлению к достижению общей гармонии. В итоге, сформируется единая система, все части которой будут взаимосвязаны обоюдными отношениями и сотрудничеством ради общих интересов. Так утверждает биолог д-р Элизабет Саторис, член Всемирного Сонета Мудрости .
В лекции на Токийском симпозиуме она подчеркнула, что всякий эволюционный процесс включает в себя этапы индивидуализации, конфликтов и соперничества, в итоге которых индивиды объединяются в общую гармоничную систему. По словам д-ра Саторис, процесс развития жизни на Земле доказывает это. Миллиарды лет назад Земной шар населяли бактерии. Они размножались, что привело к конкуренции за природные ресурсы, такие как пища и ареалы проживания. Вследствие этой конкуренции возник новый организм, лучше приспособленный к условиям окружающей среды — колония бактерий. Фактически, это единое сообщество, действующее как одно тело. Подобным образом одноклеточные организмы развились в многоклеточные, вплоть до возникновения сложных живых тел растений, животных и, наконец, человека.
У каждого индивида есть свои личные интересы, эволюция же заключается в том, что все индивиды соединяются в одно тело и действуют на благо его общих интересов. В нынешних процессах, переживаемых человечеством, д-р Саторис видит обязательный этап на пути к возникновению единой общечеловеческой семьи — сообщества, которое обеспечит интересы всех, если только мы станем его полноценными частями.
Глубокое изучение
фундаментальных законов
Сила природы выстроила жизнь таким образом, что каждая клетка обязана быть альтруистичной по отношению к другим ради построения живого тела. Природа создала законы, согласно которым клетки и органы «склеиваются» в живое тело посредством своих альтруистических взаимоотношений. Отсюда следует, что сила, которая создает и поддерживает жизнь в природе, является бескорыстной силой любви и отдачи, стремящейся формировать жизнь, основанную на соблюдении закона