В чем состоит предназначения философии в системе образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:24, контрольная работа

Описание работы

Понятиями “культура” и “цивилизация” обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средство человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда -- стремление выявить их потенциал и способы возможного полного использования.

Содержание

Введение 2
1. Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность 3
1.1 Эволюция представлений о культуре 3
1.2 Взгляды на цивилизацию в их развитии 8
1.3 Взаимосвязь культуры и цивилизации 11
2. Дилемма «мировая культура» или «история локальных цивилизаций»……………………………………………………………………………….15
Заключение 27
Литература 29

Работа содержит 1 файл

контрольн по философий.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Это духовное основоположение человечества происходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Тогда жили Конфуций и Лао цзы. Возникли Упанишады, проповедовали Будда, Заратустра, выступали пророки Илия, Исайя, Иеримия и Второисайя; это время философов Парменида, Гераклита, Платона, поэта Гомера, трагиков, Фукидида и Архимеда. Их творчество, проповеди и учения "сводятся к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира" Ясперс К. Истоки истории и ее цель //Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 32.. Согласно Ясперсу, в это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до "осевого времени" имели место лишь истории локальных культур. "В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности" Ясперс К. Указ. соч. С. 33. Там же..

Этот  период духовного основоположения  человечества, духовного родства и духовных генов всех культур дают возможность Ясперсу сделать вывод, что противоположность Востока и Запада не абсолютна. Общие духовные корни позволяют найти способы коммуникаций, диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного пространства. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в XX веке на грани гибели, мы должны, по мнению Ясперса, обновить свою связь с осевым временем, и возвратиться к его "изначальности", подыскивая для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины новые "шифры".

Техническая эпоха по своей значимости соответствует  прометеевской. Если в доисторическое время прометеевская эпоха характеризовалась  возникновением речи, орудий труда, умением  пользоваться огнем, то современной  научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, только на более высоком уровне: создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии.

Новая прометеевская эпоха подготавливает возникновение в будущем великих  культур, значение которых аналогично значению великих культур древности. Новые великие культуры заложат основы для второго "осевого времени" -- подлинного основоположения человечества. Описывая и прогнозируя историко-культурный процесс, Ясперс представляет его в виде "двух дыханий": "первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени со всеми его последствиями. Второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества, и, быть может, приведет через образования, которые окажутся аналогичными организациям и свершениям великих культур древности, к новому, еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека" Ясперс К. Указ. соч. С. 58. Там же.. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Культура это:

1. совокупность  материальных и духовных ценностей,  созданных человеческим обществом  и характеризующих определенный  уровень развития общества;

  • 2. уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности;
  • 3. степень общественного или умственного развития, присущая кому-либо;
  • 4. возделывание почв, сельскохозяйственных угодий;
  • 5. разведение, выращивание какого-либо растения, а также само возделываемое, культивируемое растение.

Цивилизация это:

1. уровень  общественного развития, материальной и духовной культуры (определяемый уровнем развития производственных сил), достигнутый данной экономической формацией;

2. современная  мировая культура.

Проработав  тему данного реферата, мы приходим к следующим выводам

Во-первых, культура возникает и развивается вместе с человеком.

Во-вторых, культура существует в своем единстве и многообразии, а различия в культурах  разных народов обусловлены отсутствием  продолжительных контактов между  этими народами

В-третьих, культура и цивилизация - явления, которые очень часто переплетаются на протяжении всей истории своего развития.

В-четвертых, культура по своей природе благородное  явление. Культура - это культ предков, почитание их могил и памятников, связь между поколениями. Основа культа - священное предание. Гордость культуры - грандиозное прошлое, следовательно, чем старше культура, тем фундаментальнее и вместе с тем утонченнее культура. Гордость цивилизации ее недавнее происхождение, ее сегодняшнее, ее изобретения. Она не имеет и не желает иметь нить связывающую ее с прошлым. Культура должна всегда быть преемственной. По Н. А. Бердяеву "в культуре нет хамизма, нет пренебрежительного отношения к могилам отцов", "цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера. В ней все новенькое, все приспособлено к удобствам сегодняшнего дня".

В-пятых, что касается России, то здесь опять  можно привести слова Бердяева: "Русский  народ по своей душевной структуре - народ восточный. Россия - христианский Восток, который в течении двух столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое ассемблировал все западные идеи. Историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой, и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменения типа цивилизаций" Н. А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма, с 7. Конечно, хотелось бы увидеть славянскую культуру, которая внесла бы значительный вклад в мировую культуру. Но т. к. ": нельзя создать новой культуры не имеющей никакой преемственной связи с прошлой культурой, не имеющей никакого придания не почитающей предков" Н. А. Бердяев. Философия неравенства, с 247, то произойдет это не скоро, т. к. считается, что в нашей истории потеряно более 70 лет, а связи между прошлым, настоящим и будущем, потерянные за эти годы восстановить довольно трудно.

Невозможно  ответить на вопрос, что важнее для  общества - культура или цивилизация. Скорее всего, объективно необходимо и  то и другое точно так же, как  в реальном мире необходимы огонь  и вода.

Литература

1. Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России. -- М., 1999.

2. Бердяев  Н.А. Смысл истории. -- М., 1990.

3. Бердяев.  Н. А. Истоки и смысл русского  коммунизма. - М., 1999.

4. Введение  в культурологию / Под ред. Е.В.  Попов.. - М. Владос. 2006.

5. Данилевский  Н.Я. Россия и Европа. -- М., 1996.

6. Ильенков  Э.В. Философия и культура. -- М., 1991.

7. Ильенков  Э.В. Философия и культура. -- М., 2004.

Информация о работе В чем состоит предназначения философии в системе образования