Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:00, реферат
В сочинениях утопических социалистов были по-новому поставлены вопросы государства и права К Маркс называет Кампанеллу одним из первых политических мыслителей, который начал «рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии"
Реферат: Утопические идеи Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы
Утопические идеи Томаса
Мора и Томмазо Кампанеллы
Наряду с политическими
идеями, превозносящими и обосновывающими
возникающий буржуазный строй, появляются
политические учения, отрицающие этот
строй. Это учения утопического социализма,
выдвинутые передовыми мыслителями
того времени Томасом Мором и
Томмазо Кампанеллой, которые подобно
Мюнцеру выражали интересы угнетенных
народных масс Идеи утопического социализма
смутно предвосхищали будущее Рост
общественного неравенства, угнетение
трудовые масс, усилившиеся период,
первоначального накопления капитала",
вызвали стремление к коренному
переустройству современного им общества
организации идеального общества и
государства. в которых бы отсутствовали
частная собственность, насилие
и эксплуатация человека человеком.
В сочинениях утопических
социалистов были по-новому поставлены
вопросы государства и права
К Маркс называет Кампанеллу одним
из первых политических мыслителей, который
начал «рассматривать государство
человеческими глазами и
Политическая идеология
утопического социализма в лице Мора
и Кампанеллы, выражая интересы зарождавшихся
пролетарских элементов, с самого момента
ее появления противостояла
Мору и Кампанелле
присуще понимание того, что угнетательская
природа государственности
В их работах рассматриваются
и вопросы о деятельности-
В замечательном
произведении «Утопия» Томас Мор (1478—1535)
подверг критике существующий в
Англии общественный и политический
строй. Монархи, пишет он, безжалостно,
вопреки здравому смыслу, повелевающему
заботиться о подданных, беспощадно
угнетают их. Хотя честь и безопасность
государя коренятся в благосостоянии
народа, при дворах королей не хотят
этого знать Вместо того чтобы
устранить зло, правительства обрушиваются
всей тяжестью «правосудия» на угнетенных.
Критика современного
Мору государства и кровавого
законодательства Англии и описание
политического строя будущего занимает
в «Утопии» значительное место Мор
до некоторой степени угадывает
сущность государства. «При неоднократном
и внимательном созерцании всех процветающих
ныне государств я могу клятвенно
утверждать, что они представляются
не чем иным, как некиим заговором
богачей, ратующих под именем и вывеской
государства о своих личных выгодах»
По сути дела Мор подходит к пониманию
угнетательской роли описываемого им
государства, его антинародного
характера.
Мор подвергает всесторонней
критике язвы существующего общества
и считает их причиной частную
собственность. Трактат Мора был
страстным протестом против всего
социально-политического строя, основанного
на частной собственности. "Где
только есть частная собственность,
где все мерят на деньги, там
вряд ли когда-либо возможно правильное
и успешное течение государственных
дел». Именно частная собственность
— источник всех зол, бедствий в
государстве. Сколько ни издавать законов
в государстве, где есть частная
собственность, они бессильны. Мор
показывает, что современные ему
законы защищают интересы богачей, что
эти законы ничего общего со справедливостью
не имеют. Резкой критике подвергается
«кровавое законодательство» и
вся система уголовного законодательства
и правосудия в Англии. Равенство
и справедливость возможны только тогда,
когда полностью будет
Мыслитель рисует в
своей книге такое общество, где
ликвидация частной собственности
привела к установлению равенства.
Если большинство
предшественников Мора понимает коммунизм
как общность предметов потребления,
то Мор в центр внимания ставит
общность производства. В «Утопии»
труд носит обязательный характер.
Все должны заниматься физическим трудом,
от которого освобождаются лишь ученые
и должностные лица на период исполнения
ими общественных обязанностей. Все
население «Утопии» занимается как
ремесленным, так и земледельческим
трудом. Так как здесь работают
все, то при непродолжительном рабочем
дне население, по мнению Мора, может
быть обеспечено всем необходимым
Политическое устройство,
которое Мор считает идеальным.
основано на всеобщем равенстве и
свободе. Его политический идеал
пронизан демократизмом. Все основные
должностные лица избираются народом,
отчитываются перед ними и должны
действовать в интересах
У Мора должностные
лица — не привилегированное сословие,
а слуги народа. Во главе государства
стоит выборное лицо, которое называется
князем, но которое фактически является
президентом. Мор пишет «Ни один
чиновник не проявляет надменности
и не внушает страха Их называют
отцами и они ведут себя достойно».
Подобное общественное
и политическое устройство ведет
к высоким нравственным качествам
населения «Утопии». Вследствие этого
в государстве незначительное число
законов. Строй описанного им общества
Мор признает «не только наилучшим,
но также и единственным, который
может присвоить себе с полным
правом название общества. Именно, в
других странах повсюду говорящие
об общественном благополучии заботятся
только о своем собственном. Здесь
же, где нет никакой частной
собственности, они фактически занимаются
общественными делами».
Социалистический
идеал Мора был ярким протестом
как против феодализма, так и против
капиталистических отношений. Тем
самым Мор шел много дальше
буржуазных гуманистов, ибо объективно
выражал интересы и вековые мечтания
трудового народа о таком социально
политическом строе, где нет ни насилия,
ни эксплуатации человека человеком. Замечательны
высказывания Мора, обращенные против
захватнических войн.
При всей своей прогрессивности
учение Мора было утопическим, ибо в
материальных условиях жизни того общества
не было предпосылок для построения
социализма. Ограниченность воззрений
Мора, исходившего из современного
ему низкого уровня техники, сказывается
в том, что он ориентируется на
ремесленный труд и в его «Утопии»
для выполнения особо неприятных
работ сохраняется рабство.
Идеи утопического
социализма в Италии развил Томмазо
К а м п а н е л л
а (1568—1639) —мыслитель и борец за
освобождение Италии от иноземного ига.
Автор труда "Город Солнца",
следуя за Мором, произведение которого
было хорошо ему известно, он приходит
к выводу, что причиной всех зол
в обществе является частная собственность.
Идеальный общественно-
Именно такой строй
изображает Кампанелла на страницах
своей замечательной книги. В
Городе Солнца ликвидирована частная
собственность, средства производства
принадлежат всему обществу. Каждый
гражданин Города Солнца обязан трудиться,
труд носит всеобщий и обязательный
характер, признается почетным и благородным
делом. В связи с тем, что производительным
трудом занято все население, рабочий
день сокращен до четырех часов Потребление,
как и производство носит общественный
характер, хотя здесь Кампанелла стоит
позади Мора, вводя общую собственность
даже на предметы одежды и личного
обихода.
Интересны идеи Кампанеллы
о трудовом воспитании. Обучение в
Городе Солнца связано с производственным
трудом. Большое значение придается
развитию науки и техники.
Социалистические
принципы идеального общества влекут
за собой и изменение характера
политического строя. В Городе Солнца
установлено равенство мужчин и
женщин, имеет место демократическая
организация государственной
Во главе государства
стоит первосвященник; эту должность
занимает самый мудрый и образованный
гражданин Города Солнца, который
сам уступает ее тому, кто окажется
мудрее и ученее его. Происхождение,
знатность, имущественное положение
и т. п., т. е. все то, что в любом
эксплуататорском государстве служит
главным критерием при
Выступая в защиту
простых людей, Кампанелла писал, что
жители Города Солнца «того почитают
за знатнейшего и достойнейшего,
кто изучил больше искусств и ремесел
и кто умеет применять их с
большим знанием дела. Поэтому
они издеваются над нами за то, что
мы называем мастеров неблагородными,
а благородными считаем тех, кто
не знаком ни с каким мастерством,
живет праздно и держит множество
слуг для своей праздности и распутства,
отчего, как из школы пороков, и
выходит на погибель государства
столько бездельников и злодеев».
Кампанелла искренне
мечтал о создании идеального политического
общества. В трактате «0 наилучшем
устройстве государства» он говорит, что
Мор «описал вымышленное
Естественно, что
во взглядах Кампанеллы на идеальный
общественно-политический строй много
наивного и утопического: он смешивал
право с нравственностью, не сумел
порвать полностью с
Утопические черты
в учении Кампанеллы, черты грубой
уравнительности и аскетизма
были характерны для того времени. Однако
эти черты не могут умалить
большого значения «Города Солнца»,
в котором Кампанелла на заре капиталистического
общества увидел отдаленные очертания
общества, свободного от угнетателей
В трудах Мора и Кампанеллы
не говорится о путях
Информация о работе Утопические идеи Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы