Учения Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:57, реферат

Описание работы

О Платоне можно писать трактаты - настолько интересным всеохватывающим является его творчество. Я же в своей работе попытаюсь охватить основные аспекты философии Платона: учение о бытии и небытии, гносеологию, социальные взгляды Платона а также показать уникальность мыслителя в истории человечества.

Содержание

Введение 2
Формирование философских взглядов Платона. 4
Учение о бытии и небытии. 10
Гносеология Платона. 14
Социальные взгляды Платона. 17
Заключение. 24

Работа содержит 1 файл

Реферат Философия.docx

— 43.27 Кб (Скачать)

2. Идея вещи представляет  собой цельность всех составляющих  её частей, неделимую на эти  части. ‹‹Одна сторона треугольника  не есть весь треугольник. Так  же и другая, так же третья  сторона. Тем не менее, из-за  определённого объединения этих  трёх отрезков получается нечто  новое, новое качество, а именно  треугольник››.

3. ‹‹Идея вещи есть  та общность составляющих её  особенностей и единичностей, которая  является законом для возникновения  и получения этих единичных  проявлений вещи››. То, что идея  вещи есть общий закон, осмысливающий  появление и проявление отдельных  её единичных особенностей, видно  на любых вещах, и чем сложнее  вещь, тем более видна её общая  идейная закономерность. Асмус А.  Ф. рассматривает пример часов,  механизм которых свидетельствует  о том, что составляющие его  колёсики и винтики расположены  согласно некоторой ‹‹общей  идее››, без которой все эти  детали остались бы ‹‹чуждыми  друг другу и никакого часового  механизма не образовалось бы››.

4. ‹‹Идея вещи невещественна››.  Очевидно, Что сама вещь может  претерпевать всевозможные изменения,  однако идея вещи изменяться  не может. Один из самых простых  примеров – вода. Вода может  быть в твёрдом и жидком  состоянии, а также может испаряться. Но идея воды не может изменять  своё агрегатное состояние.

5. ‹‹Идея вещи обладает  своим собственным и вполне  самостоятельным существованием, она  тоже есть особого рода идеальная  вещь, или субстанция, которая в  своём полном и совершенном  виде существует только на  небе или выше неба››. С этой  точки зрения Платон проповедует  три разновидности бытия. Во-первых, что небесные идеи, вечные и  неподвижные. Они представляют  собой ‹‹предельное совершенство  всякой отдельной вещи и всего  бытия в целом››. Во-вторых, есть  наш земной мир, полный неустойчивости, ‹‹несовершенства, хаоса рождения  и смертей››. И, в третьих,  есть космос в целом, который   состоит из вечного круговращения,  при этом небесный свод постоянно  возвращается к одной и той  же устойчивой картине, так,  что ‹‹всё небесное круговращение  есть наилучшее осуществление  высших идей и потому наиболее  совершенная красота, то есть  необходимый предмет нашего созерцания  и постоянного подражания››.

Учение Платона об идее как о принципе осмысления вещей, об их общей целостности, являющейся законом их отдельных проявлений, не может подвергаться сомнению какие  бы изменения ни происходили в  природе и в обществе.

Гносеология Платона.

Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытии, от его психологии, космологии и  мифологии. Учение о познании оборачивается  мифом. По мнению Платона, душа наша бессмертна. До того, как она вселилась на землю и приняла телесную оболочку, душа будто бы, созерцала истинно  сущее бытие и сохраняла знание о нём. Человек будет знать, не учась ни у кого, а только отвечая  на вопросы, т. е. почерпнёт знание в  самом себе, следовательно, вспомнит. Поэтому, суть процесса познания, по Платону, состоит в припоминании душой  тех идей, которые она уже когда-то созерцала. Платон писал, что «и раз  в природе всё друг другу родственно, а душа  все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, - люди называют это познанием  – самому найти и всё остальное, если только он будет неутомим в  поисках». Поэтому природа души должна быть сродни природе «идей».

Истинное значение даёт только мышление. Мышление же – это независимый  от чувственных восприятий, абсолютно  самостоятельный процесс припоминания. Чувственное восприятие порождает  лишь мнение о вещах. В связи с  этим процесс познания определяется Платоном как диалектика, то есть искусство  вести устную речь, искусство ставить  вопросы и отвечать на них, пробуждая  воспоминания. Другими словами, это  разумное постижение истинно сущих  родов бытия или идей - «совершеннейшее  знание». Диалектика Платона – путь или движение мысли через неистинное к истинному. Вызвать душу к размышлению  может такое впечатление или  такая мысль, которые заключают  в себе противоречие. «То, что воздействует на ощущения одновременно со своей  противоположностью, я определил  как побуждающее, - говорит Платон, - а что таким образом не воздействует, то и не будит мысль». Первая половина задачи диалектического, в платоновском смысле, исследования состоит в определении  однозначного, точно фиксированного определения «вида». Необходимо, по словам самого Платона, «охватывая всё общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения». Вторая половина той же задачи состоит в том, чтобы «разделять на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них».

«Диалектика Платона явилась  важным этапом в развитии логики. По Платону, знание возможно не для всякого. «Философия», буквально «любовь  к мудрости», невозможна ни для того, кто уже обладает истинным знанием (боги уже обладают им), ни для того, кто совсем ничего не знает (невежда  и не думает, что нуждается в  знании). Поэтому, философ – тот, кто стоит между полным знанием  и незнанием и стремится от менее совершенного знания восходить  все к более и более совершенному знанию.

Предмет диалога «Теэтэт» - вопрос о существе знания. В диалоге  опровергается три несостоятельных  с точки зрения Платона решения  этого вопроса: 1) знание есть чувственное  восприятие; 2) знание – правильное мнение; 3) знание – правильное мнение со смыслом. В первом вопросе Платон отталкивается от учения о безусловной  текучести и относительности  всего существующего. Чувственному, как текучему, должно предшествовать нечто не текучее и не чувственное, следовательно, знание не тождественно чувственному восприятию. Во-вторых, знание нельзя определить как истинное мнение, независимо от соотношения мнения истинного  с мнением ложным. Если брать мнение именно как мнение, то ничего нельзя сказать ни о его истинности, ни о его ложности. Правильное мнение вообще не определимо без чистого  знания как такового. И, в-третьих, как  не понимать «смысл» - как объяснение в виде слов как таковых, как объяснение в виде целостной структуры слов, как указание на отличительный признак, - во всех этих случаях прибавка «смысла» к «правильному мнению» не может  создать знания. Итак,  знание, по Платону, не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение правильного мнения со смыслом. Знание должно быть соединением чувственности и ума и ум должен осмысливать элементы чувственного опыта.

Социальные взгляды  Платона.

Социально-политическая философия  Платона, его учение о политике, государстве  и праве – неразрывная часть  всей платоновской философии. Мир идей – онтологическая основа и смыслообразующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его  организации.

Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: диалоги ‹‹Государство››, ‹‹Законы››и ‹‹Политик››. В  них он говорит о модели ‹‹идеального››, лучшего государства, являющегося, по мнению философа, отражением идеальной  сущности, служащего реализацией  мира идей, максимально возможного и доступного для людей.

В данной работе рассматриваются  основные положения социально- политических воззрений Платона на примере  анализа одного из наиболее значимых произведений философа – диалог ‹‹Государство››.

Освещая в своей работе проект идеального, справедливого государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трём началам человеческой души –  разумному, яростному и вожделеющему – аналогичны в государстве три  схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют  три сословия – правителей, воинов и производителей (ремесленников  и земледельцев).

По его теории государство  возникает потому, что человек  как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта глубокая идея подразумевается  в исходном платоновском определении  государства: ‹‹Испытывая нужду  во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать  друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас  название государства››.

Через исследование реальных человеческих потребностей (в добывании  пищи, в жилье и т. д.) и форм их удовлетворения посредством труда  Платон приходит к идее о разделении труда в качестве основы государства. Для обеспечения справедливости в полисных делах необходимо достигнуть иерархического подчинения различных  начал в интересах целого. Так, способности рассуждать (философам) подобает господствовать; яростному  началу (воинам) – быть вооружённой  защитой, подчиняясь философам; оба  эти начала управляют началом  вожделеющим (ремесленниками, земледельцами). Так, в качестве довода в пользу предлагаемого  им сословного деления, Платон ссылается  на преимущества осуществления принципа разделения труда. У Платона это  вылилось в идею о безукоризненном  выполнении гражданином своей единственной обязанности, соответствующей своему сословию. Такой ‹‹человек не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать друг другу взаимным вмешательством››. Философ подводит под него вполне естественную основу. Он пишет: ‹‹…всякому … мы поручили только одно дело, к которому он годится  по своим природным задаткам››.

Также и воспитание в идеальном  государстве имеет своей основной целью поддержание иерархии сословий. Характерно, что при освещении  различных аспектов воспитания в  центре внимания Платона оказываются  именно члены двух первых привилегированных  сословий; о третьем же сословии (их досуг, быт, деятельность, собственность, брак и т. п.) он не упоминает. Видимо, Платон не считает нужным заниматься воспитанием дельцов – земледельцев и ремесленников, поскольку он считал, что единственное достоинство этих людей – подчинение человеку лучшему, тому, которому он даёт воспитание.

Платон настойчиво выступает  за распространение среди населения  идеального государства ‹‹благородного вымысла о том, что все они  рождены матерью-землёй, поэтому  должны заботиться о стране, в которой  живут, защищать её, а к другим гражданам  относиться как к братьям. Повествуя  о своём вымысле, Платон пишет: ‹‹Хотя все члены государства братья…, но бог, вылепивший вас, в тех из вас,  кто способен править, примешал при рождении золота, и поэтому они наиболее ценны, в помощников их – серебра, железа же и меди – в земледельцев и разных ремесленников››.

Вся жизнь и быт стражей  организуются на началах солидарности, общности, равенства. Стражам запрещалось  иметь частную собственность  и пользоваться золотом. Женщины  и мужчины в идеальном государстве  уравнены в их правах и возможностях. Хотя женщина во всём немощнее мужчины, по своей природе она, как и  мужчина, может принять участие  во всех делах, не исключая и философию. Отобранные в сословие стражей, женщины  получают то же воспитание, что и  мужчины. При этом, как и во многом другом, Платона воодушевляет пример спартанцев и критян.

Проект идеального государства  предусматривает введение для стражей  общности жён и детей. В качестве закона для стражей Платон предписывает: ‹‹Все жёны этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И  дети тоже должны быть общими, и пусть  родители не знают своих детей, а  дети – родителей››. Связь мужчины  с женщиной, которую Платон именует  браком, отводится под присмотр правителей, задача которых – чтобы лучшие соединились с лучшими, а худшие – с худшими. Причём сохранению и  дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей относят  в обще ясли к кормилицам. Детей  же, родившихся от худших родителей  или обладающих телесными недостатками ‹‹укроют, как положено, в недоступном, тайном месте››. Образцом для Платона  здесь были обычаи, бытовавшие в  Спарте: жизнь слабого ребёнка  ни ему самому, ни государству не нужна.

Воспитание детей у  членов двух первых сословий возлагается  на государство, оно включает в себя гимнастические (для тела) и мусические (для души) занятия. В этом положении, как нельзя лучше отразился афинский идеал воспитания – калокагатия (ориентируясь на него, был воспитан сам Платон), который означал, что  человек должен соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство. Платон говорит об этом так - ‹‹если случится, что прекрасные нравственные свойства … человека, будут согласовываться и с его внешностью … это будет прекраснейшим зрелищем для того, кто способен видеть››.

Отрицая индивидуальную семью  у правителей и стражей, Платон надеется превратить их всех в членов единой правящей семьи. Решение же вопросов брака, быта, собственности, да и всей жизни людей  третьего сословия он оставляет на долю властей идеального государства. Кроме того, в проекте  совершенного строя отсутствует  сословие рабов.

Признавая свободу членов всех трёх сословий, Платон постоянно  подчёркивает, что целью проектируемого государства является благо целого, всех сословий. В ‹‹Государстве››  исследуются разнообразные подходы  к анализу справедливости, причём так, что мы вынуждены поверить в  то, что Платон не упустил ни одной  из известных ему теорий справедливости.

Информация о работе Учения Платона